Башкирская народная музыка
Башкирская народная музыка
Изначально народная музыка была связана с древними тотемистическими верованиями, народными праздниками, семейно-бытовыми обрядами, охотничьей и трудовой деятельностью, с мифологией и эпосом. Более позднее происхождение имеют протяжные песни, байты, мунажаты, деревенские, «рекрутские», «зимагорские» песни, инструментальные марши и мелодии лирических танцев.
В хозяйственной жизни башкир большое место занимала охота. Башкир-охотник, не имея огнестрельного оружия, мог поражать зверя или птицу стрелой из лука камнем из пращи или метательным копьем. Для этого он должен был либо, оставаясь незамеченным, близко подползти к зверю или дичи, либо же подманивать их к себе. Отсюда, у башкир в древности была выработана своеобразная охотничья практика - подражание голосам животных, а также крикам и пересвистываниям птиц. У отдельных виртуозов, владевших подобными охотничьими приемами, это подражание перерастало в своеобразное искусство, отголоски которого встречаются и поныне.
Охотничьи приемы подражания горлом всевозможным крикам и пересвистам явились той базой, на которой в древности развивалось в быту башкир такое своеобразное явление, как узляу - редко встречаемое искусство певца-исполнителя, добивающегося двухголосья с помощью тянущегося в нижнем регистре остинатного звука и одновременно - особого тембра мелодии, звучащей в верхнем регистре.
В соответствии с характером жизни в древности у башкир широко были развиты изобразительные, программные пьесы для курая. Каждая из этих музыкальных пьес, наряду с определенной мелодией имела и свою сопутствующую музыке легенду, часто представляющую самостоятельное художественное произведение. В легенде к пьесе «Поющий журавль», которую слышал еще Ибн-Фадлан в первой четверти Xв. журавли предстают то предвестниками добра, то несчастья. По мотивам этой древней легенды и музыкальной пьесы в советское время написан башкирский национальный балет «Журавлиная песнь».
Народная музыка башкир представлена вокальными и инструментальными произведениями.
К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках, кубаиры, байты, мунажаты, книжные напевы («Мухамадия», «Юсуф и Зулейха» и др.), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики и музыкальной стилистики. Среди них выделяются протяжные песни узун-кюй, короткие песни кыска-кюй, плясовые песни такмак и др. Кроме того, в соответствии с возрастными группами различаются детские песни (игровые, колыбельные, песни потешки) и молодежные (хороводно-игровые).
Вместе с этой лекцией читают "1.6. Защита населения от спонтанного взрыва".
Различные музыкальные жанры и формы сформировались и развились в результате длительной исторической эволюции.
Большинство произведений башкирской народной музыки исполняются в сопровождении народных инструментов.
Отдельные музыкальные пьесы содержат и поэтические тексты. Таковы, например, песни «Перепелка», «Буренушка», «Хромой конь» и др.
Исключительное значение лошади в жизни башкир, особенно ее роль в походах и войнах, породило множество песен и инструментальных пьес о коне. В подавляющем большинстве их преобладают быстрое движение и характерные ритмы, при помощи которых воспроизведен ритм бега коня. Некоторые из пьес имеют словесные тексты, а также сопровождаются программно-изобразительным танцем, в котором также легко можно усмотреть подражание бегу коня и телодвижениям джигита во время верховой езды. Описание исполнения самой популярной из этого цикла пьесы – «Вороной иноходец» («Кара юрга»), - сопровождавшейся пением и танцем, дано позднее, в XVIIIв., академиком И.И. Лепехиным. В припеве этой песни четко выражен ритм бега коня.
Башкирская народная музыка исполнялась певцами йырау (йыраусы), сказителями (сэсэн) в сопровождении курая, домбры и других народных инструментов.