Башкирский народный эпос
Башкирский народный эпос
Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, психология, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав башкирского народного творчества разнообразен: эпос и сказка, легенды и предания, загадки, песни (обрядовые эпические и лирические), банда и мунажаты и др.
Башкирский эпос, как и эпическое творчество других народов, зарождается в эпоху разложения первобытнообщинного строя и достигает своего совершенства в эпоху феодализма. В начале XXв. были зафиксированы бытовавшие среди башкир крупные произведения с оригинальными сюжетами; «Урал-батыр», «Акбузат». «Заятуляк и Хыухылу», сказания о животных «Кара-юрга» («Вороной иноходец»), «Акхак-кола» («Хромом Саврасый»), «Конгур-буга» («Бурый бык») и др. В 1981г. впервые обнаружен эпос «Узак-Тузак - последний из рода балабашняков». В то же время у башкир широко распространены сюжеты, встречающиеся в фольклоре других тюркских народов («Алпамыша и Барсынхылу», «Кузыкурпяс и Маянхылу» и другие).
Лекция "Анатомия билиарной системы" также может быть Вам полезна.
Эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыу хылыу», возникшие в первобытную эпоху, отражают представления башкир о мироздании, о жизни и смерти, добре и зле.
В эпосе «Урал-батыр» мир трехъярусен. Он включает в себя небесное, земное, подземное (подводное) пространства. На небе живут небесный царь Самрау, его жены Солнце и Луна, дочери Хумай и Айхылу, принимающие облик то птиц, то прекрасных девушек. На земле живут люди, лучшие из которых во имя существования природы, человека, готовы добыть «живую воду» и умереть. Под землей (под водой) живут дэвы, змеи другие темные силы.
Через действия Урал-батыра раскрываются представления башкир о добре и зле. Так обладающий титанической силой Урал-батыр, «одолевая неимоверные трудности, уничтожает дэвов и змей, добывает «живую воду» для того, чтобы победить смерть во имя вечного существования человека и природы. Урал не выпил сам добытую им «живую воду», а разбрызгал ее вокруг себя, и иссохшая природа ила, зазеленела и стала бессмертной. Как известно, понятия «живая вода», «живой родник» связаны с мифологическими воззрениями многих народов, в том числе тюркских. В подвиге героя башкирского эпоса высвечиваются глубинные пласты первобытного мышления. Урал-батыр, победивший смерть, является одним из величественных образов башкирского фольклора.
Свое богатырское призвание, освободить людей от сил зла осуществляют и герои эпических сказаний «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу». Герой эпоса «Акбузат» Хаубан отправляется в подводное царство не только за невестой, но и с целью добыть священного крылатого коня Акбузата и алмазный меч своего прадеда Урал-батыра, без которых невозможны богатырские подвиги эпического героя. С помощью Акбузата Хаубан побеждает падишаха подводного царства Шульгена, уничтожает дэвов и Кахкаху - чудовищного зверя, проглатывающего людей.
Эпические сказания «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» включают культурные пласты разных исторических эпох. Богатый архаический фольклорный материал, который лежит в основе их сюжетов, в значительной мере дополнен представлениями, которые соответствуют более поздним ступеням общественного развития (образы деспотических ханов и борьбы эпического героя в защиту обездоленных и др.). Большой научно-познавательный и художественный интерес представляют сказания «Кузыкурпяс и Маянхылу», «Алдар и Зухра», «Кусяк-бий» и др. Все они выступают за объединение разрозненных племен, призывают к объединению, чтобы совместными усилиями защитить и отстоять независимость общей родины от иноземных захватчиком» Они осуждает межплеменные распри и захватнические войны, призывает к миру и согласию между народами, между человеком и природой.
Многовековая борьба башкир против золотоордынских ханов отражена в эпических сказаниях «Идукай и Мурадым», «Мэрген и Маянхылу». Наполнены глубоким содержанием сюжеты, в которых повествуется о борьбе башкирских племен против угнетения и произвола казанских и ногайских ханов («Ек Мэргэн», «Хикаят о Мамайхане» и др.). Для этого периода характерно усиление социально-исторических мотивов. Тема защиты Родины, избавления народа и страны от завоевателей становится главной. Действия эпических героев и направлены уже не на преодоление мифических сил, но преимущественно на борьбу с иноземными поработителями. Новую художественную окраску получили и образы батыров.