Духовная культура
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Развитие земледелия и скотоводства привело к развитию новых знаний в области селекции: появляются новые разновидности с/х. культур, новые породы животных и т.п. В Меланезии на стадии позднеродовой общины было известно 52 сорта бананов, десять сортов ямса, 14 сортов хлебного дерева, ирокезы знали 11 сортов кукурузы. В Южной Америке довольно быстро произошло разделение на лам и альпаков. Развитие престижной экономики, обмена вело к развитию знаний в области арифметики, появляются способы подсчета урожая, требующего оперированием большими цифрами. Появляются бирки расчетные, кучки камней, узелки, по большому счету, слово калькуляция происходит от латинского «калькулюс» – счетный камень. Распределение земли между участками вело к развитию геометрии. Появляется умножение, деление. Развитие гончарства способствовало появлению первых знаний в области химии: как нужно правильно подобрать глину, правильно добавить к ней какие-либо вещества. Появляются первые географические карты, изображающие конкретные маршруты, а не территорию окрестностей. Зарождается письменность, хотя и примитивная, видимо, в форме пиктографии – рисунчатого письма. При помощи рисунков умудрялись писать целые хроники: самая известная – хроника североамериканского племени геловаров «Валам олум»: она состояла из 184 рисунков и повествовала об истории племени от зарождения до прихода европейцев. Появляется узелковое письмо у южноамериканских индейцев, а ирокезы писали с помощью вышивки из ракушек, бусинок, и появлялись послания – вампумы.
В изобразительном искусстве на первом месте условная манера письма. Для живописи характерна упрощенность, в большом количестве используются символические изображения: кружки, спирали, живопись приобретает сюжетный характер. Развивается декоративное направление в искусстве: орнамент на керамических сосудах, художественная роспись на тех же сосудах, резьба по кости, вышивка. Появляются музыкальные инструменты.
Развивается абстрактное мышление, усложняются религиозные верования. В религиозной жизни на первый план выходят земледельческие и скотоводческие культы. Продолжают развиваться космогонические (о создании мира) и антропогонические (о создании человека) мифы. Тотемизм постепенно уходит на задний план и сменяется культом антропоморфных, но вполне реальных предков. Начинает складываться пантеон богов, в котором важную роль играют, с одной стороны, боги, отвечающие за природные явления (бог-громовержец, бог солнца, бог дождя), а, с другой стороны, боги скотоводства. У ирокезов верховными были три богини-сестры: богини маиса, бобов и тыквы. В Индонезии одной из верховных богинь была мать риса. Наиболее важными праздниками становятся весенний праздник, связанный с посевом, и осенний, связанный с уборкой урожая. Появляются мифы об умирающем и воскресающем боге - боге зерна. И еще новшество – мифы о культурных героях, которые, с одной стороны, воспринимались как победители сил хаоса (Геракл, Тесей), а с другой стороны, герои-добытчики культурных благ, которые либо что-то украли и подарили людям (Прометей), либо сами чего-то придумали и научили людей (Гефест – гончарное дело, Афина – ткачество).