Хозяйственный строй
ТРЕТИЙ ВОПРОС. Основой хозяйственной деятельности были охота и собирательство, а начиная с мезолита – и рыболовство. Еще одной гранью между периодами было изобретение лука и стрел. Связано это было с тем, что в мезолите меняются условия, теплеет, меняется объект охоты. Появляются и другие виды оружия дальнего боя – праща, например. Возможно, первоначальный архаичный тип пращи – палка с расщепленным концом, в который вкладывается камень и летит. Другое оружие, более экзотическое, - бола, известное в Южной Америке, в Австралии: 2-3 камня привязаны к веревке, которая раскручивается и бросается, камни раскручивают, и веревка обвивает ноги. Если нужно поймать животное, берут легкие куски дерева. Еще одно изобретение – бумеранг. Жители Австралии бросают бумеранг на расстояние до 150 м, были и тяжелые боевые бумеранги с заостренным концом.
Несмотря на изобретение новых вооружений, удельный вес охоты в этот период несколько снижается. Это связано с тем, что индивидуальная охота приносит меньше добычи, чем коллективная. С другой стороны, возрастает роль рыболовства. Изобретаются почти все способы рыбной ловли: запруды, корзины, сети, рыболовные крючки (из кости, когтей птиц), дротики, стрелы. В этот период, на исходе верхнего палеолита, был сделан первый шаг к доместикации. На исходе верхнего палеолита была одомашнена собака – первое домашнее животное. В последнее время появляются предположения, что еще одним рано одомашненным животным был северный олень. Люди кочевали за стадами, и взаимно привыкали и олени к людям, и наоборот.
Возросший уровень техники позволил мезолитическим племенам заниматься разнообразными формами хозяйственной деятельности, в зависимости от природных условий: появляются специализированные племена собирателей, рыболовов. В связи с разделением труда зарождается обмен между раздельными родами или племенами. Он мог быть достаточно дальним, об этом свидетельствуют остатки средиземноморских раковин в Германии, Кавказского обсидиана на Печоре. В качестве предметов обмена могли выступать утварь, изделия, на нашей территории кремень, необходимый для орудий труда, к нам был привезен из среднего Поволжья. Обмен носил коллективный характер, приурочивался к праздникам, натурального характера экономики не нарушал. Обменивали по причин6е жизненной необходимости. Большую роль в развитии обмена играл культурный традиционализм. Были представления, что вещи из какого-то племени обладают особенными свойствами и лучшие.
Мы уже говорили, что для первобытного общества был характерен коллективизм, главным его фактором была коллективная собственность на средства производства: главный собственник земли – род, и ему принадлежат животные, растения, рыба, месторождения камня. Интересно, что в данном случае, речь шла о том, что находится на земле рода. Помимо коллективной существовала и личная собственность на индивидуальные орудия труда, оружие и предметы. В данном случае, принципы коллективизма этот факт не подрывал. При этом, любой охотник, возвращаясь с охоты, отдавал свою добычу в общий котел, и даже при неудачной охоте он мог претендовать на долю еды, добытой другими охотниками.
В раннеродовом обществе не было разделения труда между разными группами производителей: не было рыболовов, охотников, но существовало разделение труда по полу и возрасту. В частности, на долю взрослых мужчин приходились работы, требующие большой физической силы: они готовили орудия труда, оружие, строили дома, охотились, ловили рыбу, обороняли род от врагов. Женщины занимались собирательством, готовкой пищи, изготовлением посуды, одежды, домашней утвари, воспитанием детей, женщины время от времени могли участвовать в загонной охоте или в вылове рыбы. Дети не участвовали в военных столкновениях, не имели права голоса в народном собрании. Трудиться они должны были с малых лет: в начале это было собирательство, а потом охота. Переход из одной группы в другую был важным делом и сопровождался посвятительными обрядами – инициациями (посвятительными обрядами при переходе от одной возрастной группы в другую). Такие обряды могли растягиваться на длительный срок и быть сложными: не все дети эти обряды проходили, справлялись с ними. Как правило, инициация имела несколько этапов:
- Детей уводили из поселения, изображалось, что уходят навсегда и никогда не вернутся.
- После более или мене длительного подготовительного церемониала проходили телесные испытания: юноши должны были показать свои способности будущих мужчин, а девочки – будущих женщин. Испытания касались физической стороны: люди должны были показать, что умеют терпеть боль и лишения: например, на тело наносились ожоги, испытуемых могли обжигать на костре, для юношей одним из испытаний было обрезание. Часто во время испытаний сами испытуемые были уверены, что умирали и воскресали новыми людьми.
После всех испытаний следовал период уединения, который длился несколько месяцев, а то и год. Юноши селились в хижинах, где их обучали некоторыми секретным знаниям тайного рода: их учили верованиям, семейным обрядам. Затем шло возвращение посвящаемых к повседневной жизни, и строилось оно как возвращение новых людей с новыми именами, и они должны были изображать, что забыли все, что было раньше. Инициации воспринимались как смерть и второе рождение. Многие исследователи считают, что многие сказки отражают обряд инициации: человек уходит из дома, проходит через лес, некоторые испытания, а потом возвращается и женится. После обрядов инициации подростки пополняли ряды взрослых членов рода, взрослые юноши и девушки жили отдельно: в поселениях были мужские и женские половины, дома. Опять же были свои мужские тайны и женские секреты. Мужчины и женщины были равноправны в деле жизни и управления данным родом, и отдельный человек мог быть принесен в жертву ради общественной необходимости. Например, в голодные времена общество избавлялось от стариков и деток – это рациональная мера самосохранения. Эти обычаи сохранялись довольно долго, можно прочитать о них уже в средневековых источниках.