Брачно-семейные отношения
ВТОРОЙ ВОПРОС. Вместе с появлением раннеродовой общины возникают брак и семья, т.е. особые общественные институты, призванные регулировать отношения между полами и их отношение к потомству.
Ряд исследователей считает, что первой формой брачно-семейных отношений был экзогамный дуально-родовой (между представителями двух разных родов) групповой брак. Последний термин определяет потенциальную возможность (ограниченную рамками одного поколения) вступления людей в брак – все юноши и девушки одного рода потенциально жены и мужья. Но такие отношения со временем ограничиваются, и основной формой брачных отношений был кросс-кузенный (перекрестно двоюродный) парный брак. Например, в браке у людей рождаются дети, потом мальчики уходят в чужой род, а девочки остаются. Дальше девочек выдают замуж, мальчики женятся, у тех и у других появляются дети, и формально эти самые дети родственниками не считаются, хотя реально они двоюродные братья и сестры – и между ними-то и заключается брак. С точки зрения поселения супругов для того периода был характерен матрилокальный брак, то есть кросс-кузены селились в роду жены. Развод был возможен, брак заключался под добровольному согласию без каких-то особых обрядов и в течение жизни мужчины и женщины женились и выходили замуж по 6-8 раз. Парный брак довольно долго переплетался с остатками групповых половых отношений: например, у некоторых народов – австралийских, африканских племен – сохраняется такое явление, пирауру – «добавочные мужья и жены »: мужчина и женщина вступают в брак, формально женаты, но и у нее, и у него могут быть добавочные муж и жена в соседних деревнях, которые были хорошо известны. Если, например, женщине нужно строить дом, она берет всех своих добавочных мужей, и они вместе живут. Помимо добавочных мужей и жен можно назвать такое явление, как полиандрия: многомужество. Оно долго сохранялось в Полинезии, на Тибете, или полигиния – многоженство, но не в смысле гаремов, а добровольное, равноправное многоженство, где жены могут объединиться и выгнать мужа. Сорорат – вариант полигинии, брак с несколькими сестрами одновременно. Впоследствии, в Средневековье сорорат перерастает в явление, когда после смерти жены муж берет её сестру. Левират – брак с вдовой умершего брата. В восточных странах он доживает до Нового времени. Еще один обычай искупительный гетеризм – обычай, по которому девушка перед вступлением в брак вступает в половые отношения со своими потенциальными мужьями из соседнего рода. Гостеприимный гетеризм – право мужчины на своих потенциальных жен из другого рода. В дальнейшем, в Средние Века, гостеприимный гетеризм превращался в право мужчины на жену или дочь хозяина. В некоторых случаях, гостеприимный гетеризм имел под собой практические основания: например, в племенах, которые живут замкнуто, и отношения переходят в ранг кровосмесительных, появление такого человека было шансом влить новую кровь.
В целом, если говорить о парном браке, можно назвать отличия его от современного моногамного:
1) Наличие пережитков группового брака;
2) Узы непрочны и легко расторжимы;
3) Брак характеризуется полным равенством обоих супругов, иногда женскуое слово главенствует;
4) Парная семья не является экономической ячейкой общества, хозяйство ведет вся община в целом;
5) В парном браке присутствует терпимое, а иногда и поощрительное отношении к до- и внебрачным половым связям. Невеста считается более престижной, если у нее есть дети.