Структура раннеродовой общины
Литература: Кабо Виктор Романович, «Первобытная доземледельческая община», М. 1986;
Массон Виктор Михайлович «Экономика и сойциальный строй древних обществ». Ленинград, 1976.
Хрестоматия «Художественная культура первобытного общества, СПб, 1994.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. С появлением на исторической арене гомо-сапиенс связывается и возникновение нового типа социальных отношений – появление раннеродовой общины. Процесс превращения праобщины в раннеродовую общину сложно объяснить теоретически. Видимо, связано это был с ростом производительных сил и усложнением социальных отношений между людьми. Коллективная охота и собирательство требовали усложнения отношений между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, а вторые – оставаться на месте. Одним из специфических признаков рода стало появление экзогамии – запрета половых отношений внутри родственного коллектива. В праобщине были гаремные семьи, промискуитет, теперь же любые половые отношения между родственниками запрещены. Впервые данное явление вводит в научный оборот британский ученый Мак-Леннан в 1860-е г. Он заметил это явление, изучая североамериканских индейцев.
Причины экзогамии точно неизвестны, называются разные:
1. Мак-Леннан считал, что: экзогамия возникла в результате обычая у индейцев убивать пленных девочек из племен воинственных дикарей и искать жен на стороне.
2. Были объяснения, что это было связано с деспотией патриарха.
3. Более подвижные охотники отрывались от женщин своего коллектива и искали женщин другого коллектива.
Информация в лекции "9.4. Городские и областные гербы" поможет Вам.
4. Дарвин говорил об инстинктивном отношении к кровосмешению. Действительно, у животных инстинктивное ограничение инцеста присутствует. И реальные родные братья и сестры, и дети разных родителей, росшие вместе, особого полового тяготения друг к другу не испытывали. Ряд других исследователей тоже говорили об экзогамии как о стремлении избежать последствий кровосмешения, которое ведет к накоплению летальных генов и приводит к тяжелым, а иногда и смертельным болезням. Было ли это осознанным или инстинктивным? Трудно сказать. У архаичных племен не прослеживается связь между половым актом и рождением ребенка. В некоторых случаях предписывалось брать супругов среди родственников, а в каких-то племенах запрещены браки между сводными братьями и сестрами.
5. Наши ученые считали, что экзогамия возникла из стремления праобщин преодолеть замкнутость и завязать хозяйственные отношения с другими праобщинами.
6. Сейчас многие исследователи считают, что одной из причин экзогамии стало подчинение половых инстинктов социальным нормам поведения. Оно предотвращает конфликты из-за самок внутри рода. В итоге, первобытное стадо делится на два рода, связанных родственными отношениями. Любые половые отношения внутри коллектива строго запрещены, и половые отношения выходят за пределы рода. Это способствовало миру внутри коллектива, подчинению личных интересов общественным. Вполне возможно, в начале экзогамные запреты были временными: на время охоты, войн, впоследствии они растягивались на все более длительные сроки. В итоге первобытное стадо перестает существовать, и на его место встает род.
Род представлял собой группу лиц, ведущих происхождение и имеющих счет родства по одной – чаще всего женской – линии, как правило, от какого-то дальнего мифологического предка. Каждый род имел свое имя, какие-то общие обычаи, традиции, религиозные представления. Все члены рода никогда не живут вместе, т.к., вступая в брак, женщина – или, чаще всего, мужчина – уходит в соседний род, в случае развода возвращается назад. Род является основной социальной ячейкой общества, а основной экономической ячейкой выступала община.
Община, которая состояла, в среднем, на 75% из представителей одного рода и на 25% из пришельцев по браку. Интересно, что собственником земли – лесных, рыбных угодий – является род. Вступив в брак, мужчина может охотиться на угодьях другого рога, но разведясь, теряет это право. Повседневная жизнь людей была ограничена рамками другой организации. Совокупность нескольких (4-5) родов, связанных между собой, представляет племя. Тогда племена были небольшими по размеру и составляли 450-500 человек.
Племя характеризовалось общими этническими особенностями, имело свое название, территорию, диалект, но системы управления (потестарной системы – вождя, совета племени) еще не было. Все управление шло лишь на уровне рода и общины. Высшим органом власти было собрание всех взрослых сородичей – и мужчин, и женщин, на котором избирались старейшины. Они были хранителями родовых норм, разрешали споры, некоторые старейшины занимались охотой и рыбалкой, другие – войной, женщины – хозяйством, домом. Нормы родовой общины были суровы и нацелены на подчинение коллективу.