Евреи
ЕВРЕИ
Особенности истории еврейской диаспоры в Западной Европе тесно связаны с установками средневекового общества и церкви относительно иноверцев, религия, культура и образ жизни которых вызывали неприятие. Если иноверцы-мусульмане жили за пределами христианских государств и были внешними врагами, то евреи населяли католические государства и рассматривались как внутренние враги. Потому христианское общество стремилось изолировать их не только в социальном, но и правовом отношении.
В средневековом праве евреи имели статус «рабов короны» и находились под покровительством христианских монархов. Оказывая евреям поддержку, правители взамен облагали их произвольными налогами. Поступления от налогов с евреев составляли весьма значительную часть фискальных доходов средневековых государств. Кроме того, короли и крупные феодалы часто обращались к богатым евреям за денежными ссудами. Правителям нужны были деньги евреев, а евреям необходим был покровитель и защитник. В IХ–ХI вв. как во Франции, так и в Германии евреи пользовались относительной автономией – им гарантировались свобода вероисповедания, право торговать и заключать всякого рода сделки, устанавливать политические контакты с властью, а также создавать органы управления еврейскими общинами. Во главе этих общин стояли раввины – еврейские служители культа и знатоки права и религии, которые разъясняли догматы вероучения, произносили в синагоге проповеди и разрешали вопросы, связанные с ритуалом. Однако они всецело находились в подчинении христианских монархов, от которых и зависело назначение раввинов. Каждая полноценная еврейская община имела и свое судопроизводство, основанное на талмудическом праве, но исполнение решений раввинского суда также целиком зависело от согласия властей.
Специфика статуса евреев в средневековом обществе предопределила и их изолированный образ жизни. Церковь выступала против общения между евреями и христианами. Совместная жизнь, трапезы запрещались или ограничивались. Действовал запрет евреям содержать христиан в качестве прислуги, проповедовать иудаизм. При этом отчуждение было взаимным. Согласно Талмуду, правоверным евреям необходимо строго соблюдать предписания относительно контактов с гоями (так в еврейской традиции назывались не исповедующие иудаизм). Евреи поселялись в особых кварталах, что определялось не только еврейской религиозной традицией, но и властями христианских государств. Еврейские кварталы в городах стали называть «гетто» (квартал Венеции, в котором разрешалось селиться евреям).
6 Константы - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Сегрегация евреев усугубилась в XIII в. Отличие евреев от других членов христианского общества отныне принимает унизительные внешние формы. В частности, на IV Латеранском соборе 1215 г. евреям было предписано носить на одежде особый отличительный знак. Чаще всего это было изображение колеса (в символическом плане «колесо» могло рассматриваться как изображение монеты – аллюзия на 30 Серебреников, которые получил Иуда, а также намек на пресловутую жадность иудеев). В некоторых странах отличительным знаком было изображение желтой звезды. В Германии евреи должны были носить желтую шляпу. Евреи, не носившие подобных знаков, подвергались судебному преследованию.
Отношения евреев с местным населением складывались в разных странах по-разному, и наиболее благоприятным в IX–XI вв. было положение евреев в Германии, где экономическая и культурная жизнь еврейских общин достигла своего наивысшего расцвета за все время западноевропейского средневековья. Однако уже Первый крестовый поход конца XI века, ознаменовавшийся серией еврейских погромов, разрушил жизнедеятельность еврейских общин. Крестоносцы были уверены в том, что oни живут в конце времен накануне Страшного суда, и до этого момента необходимо избавиться от всех иноверцев.
Во Франции правящая династия Капетингов начиная с XII в. проводила политику нетерпимости по отношению к иноверцам. В середине XIII века перед очередным крестовым походом из Франции были выдворены все евреи. Последующие французские короли рассматривали евреев как источник финансовых поступлений и нередко прибегали к конфискации их имущества с целью пополнения пустой казны. Также использовался уже опробованный способ избавления от своих кредиторов путем изгнания евреев из страны. Каждое из таких изгнаний вызывало волны миграций евреев на восток – в Германию и Восточную Европу.
Еврейская диаспора в средневековой Европе простиралась вплоть до Англии. Поселение евреев в Англии является кульминационным моментом в их продвижении с востока на запад. Англия была последней страной, куда евреи прибыли, и первой, из которой они уже к концу XIII века были выдворены.
Лишь в мусульманской Испании стабильное экономическое положение евреев способствовало развитию еврейской культуры. Период расцвета, однако, не был длительным. Уже в 1492 г. католические короли подписали указ об изгнании всех евреев из Испании, а в 1497 г. они были изгнаны и из Португалии.
Представители двух основных ветвей европейских евреев оказались беженцами. Потомки ашкенази – евреев, населявших в период средневековья север Франции и Германию, в XVI–XVIII вв. уже жили не только в Германии, но и в Центральной и Восточной Европе – Венгрии, Польше, Литве, России. Потомки евреев, изгнанных из Испании и Португалии, т.н. сефарды (ивр. Сефард – еврейское название Испании), в массе своей стали населять страны Латинской Америки.