Варвары
ВАРВАРЫ
Считается, что именно греко-персидские войны V века до н.э. сформировали особый греческий взгляд на внешний мир, как на мир варваров. До этого у греков, по-видимому, не было стойкого отношения к соседям как к врагам. В архаической поэзии героями часто становились наделенные сверхъестественными силами чужаки, включая кентавров и амазонок. Для Гомера ахейцы и троянцы равны. Греческие колонии на побережье Черного моря поддерживали плодотворное сотрудничество и взаимообмен со степными скифами.
В V веке, однако, греки становятся самодовольными ксенофобами. Переменам в самосознании греков в значительной степени способствовала литература. Великий греческий трагик Эсхил, сам участвовавший в битве при Марафоне, в своей трагедии «Персы» создал надолго утвердившийся стереотип о персах как о раболепствующих, хвастливых, высокомерных, жестоких и женоподобных чужаках.
С этого времени все посторонние, чужие рассматриваются как варвары, не идущие ни в какое сравнение с мудрыми, мужественными и свободолюбивыми греками. К IV веку до н.э. между греками и всеми остальными народами возводится уже непреодолимая преграда. Утверждается мнение, что только греки имеют право и способность править. В Афинах не допускали и мысли, что можно сравнивать иностранных деспотов с афинскими правителями.
Этот комплекс превосходства древние греки передали римлянам, а те, в свою очередь, современным европейцам. Высокомерие, чувство превосходства, претензия на якобы естественное право господствовать, присущие данному комплексу, сегодня в наибольшей степени прослеживаются в политике США.