Период Чжань-Го
Период Чжань-Го
(V – III вв до н.э)
Период Воюющих Царств.
Период Восточного Чжоу (с 770 г до н.э).
- Идет процесс образования новых государств, период раздробленности (~200-300) самостоятельных царств.
- К 772 г до н.э выделяется ~ 15 крупных государств, к-ые ведут постоянные войны друг с другом.
- Считается, что Чжоуский Ван был религиозной главой этих царств.
- Столица Восточного Чжоу г.Лоян – была культовой столицей, подвергалась нападениям.
- Особенность: противостояние Севера и Юга – не только политическое, но и религиозное.
Сев.Ханьские Царства (самые старые). К этому времени появляются Юж.Царства по Янцзы. Жители юга называли себя шаньцы. Внешне и по культуре они отличались друг от друга.
Достижение китайцев
- Рисоводство пришло с Янцзы.
- Ирригационное сооружение.
- Кораблестроение.
На Юге Царства: Чу, У, Юэ.
Чуские феодалы сыграли большую роль в истории Китая.
Китайцы в силу самобытности китайской к-ры, являются народами, к-ым присуща ксенофобия – непринятие чужого.
Рекомендуемые материалы
Эти государства (их число постоянно менялось), стали создавать в-ные союзы или лиги. Там выделяется несколько государств гегемонов. Это государство Ба. Именно они играли главную роль периода Чань-Го. В качестве гегемонов – царство Ци, Цинь, Чу и др.
Общественные строй и социально-экономическое
развитие периода Ле-Го
1. На 1-ый план бронзолитейное производство (металлургия) – оружие, броня, щиты, мечи, доспехи – из-зи постоянных войн.
2. Города представляют собой военно-политические и торговые центры. Это были большие центры.
3. Это период феод., существовала административно-бюрократическая прослойка. Складывается система кормления. Чиновники получали определенные наделы земли и ленное право на землю, право суда на крест.и право собирать налоги. Такие же права имела знать и феодалы разных рангов. Взамен чиновники и знать – идти на войну со своим оружием. Власть обязана снабжать натуральными продуктами.
4. Существовало рабство, оно носило патриархальный хар-р, т.к. оно не было нужно. Существовала категория государственных рабов.
В период Чжань-Го:
- Появляется железо.
- Появляются 1-ые законы.
- Изменяются природные условия Китая: огромные площади лесов вырублены, ирригация изменила систему равновесия, климат холоднее и суше.
- Демографическое давление – население растет. (китайские войны регулируют численность населения).
Эконом.процветание – большее ожесточение войн. Войны – часть психологии правящей верхушки, война – способ существования.
Во 2-ой пол. V в до н.э. – выделилось 7 наиболее крупных китайских царств: Хань, Вэй, Чжао, Чу, Ци, Янь, Цинь.
Воюющие царства на несколько группировок:
1. Центральная группировка (совпадает с территорией Иньского Китая).
2. Периферийные царства (провинции). Сюда входило Цинь, к-ое поглотило Чжоу.
~ В этот период в связи с изменениями климата, большую роль – ирригация (ведение хоз-ва, войны). т.к. государство размещалось по течению рек, то сооружение плотин не соглас-сь м/у государствами. Один из методов войны – смывание (плотин) нижележащих царств.
~ В период Чжань-Го развиваются торгово-денежные отношения. Некоторые считают, что торговля примитивная. Выделяется торг.люд. – 1а из версий.
~ Война приобретает тотальный хар-р – уничтожение и захват армии и территории противника. Исход войны зависел от военно-экономического потенциала воюющей стороны.
~ Острые внутренние противоречия, к-ые основаны на внутриполитической борьбе– стремление различных морально-этнических школ, к-ые претендовали на идеологическое господство. Складывается тенденция к укреплению центральной власти.
~ В большинстве государств Китая чиновн.должности – знати родовой
В лекции "3 Орнамент" также много полезной информации.
~ В Китае в период Чжань-Го складывается определенная категория странствующих ученых, к-ые появились в Китае достаточно давно.
~ Социальное происхождение прослойки, выходцы из зажиточных слоев деревни, зажиточные горожане. Уже с того времени отношение к образованию было особым, оно олицетворялось с доходным местом в государственном аппарате, образование – возможность получить доступ к государственной кормушке.
В Китае не было жречества так такового.
Не складывается система храмов, система жречества.
В роли ученых – странствующие ученые.
Наиболее яркое отражение борьбы м/у различными школами – борьба м/у 2мя основными школами, м/у конфуцианами и легистами (школа законников).