Природа и особенности политической власти в древнем Египте
Природа и особенности политической власти в древнем Египте.
Главная функция древнеегипетского государства состояла в мобилизации сил общества для выполнения важных экономических, политических или религиозных задач (поддержание ирригационной системы, организация военных походов, строительство культовых сооружений), что обусловило возникновение системы тщательного учета и распределения всех трудовых и материальных ресурсов. Она находилась в ведении многочисленного и разветвленного государственного аппарата, осуществлявшего свою деятельность на трех уровнях – центральном, номовом и местном. Центральную администрацию возглавлял верховный сановник (чати), направлявший деятельность исполнительных и судебных институтов; в то же время из сферы его ведения была изъята армия. Ему подчинялись различные ведомства: по надзору за ирригационной системой, скотом, ремесленниками, по организации общественных работ и сбору налогов, «шесть великих дворов» (судебные инстанции). Каждое из них делилось на два подразделения – для Верхнего и для Нижнего Египта. Особое военное ведомство («дом оружия») отвечало в случае необходимости за созыв общеегипетского ополчения и за систему крепостей, разбросанных по всей стране; армия состояла из отрядов египтян-пехотинцев, вооруженных луками и стрелами, и вспомогательных наемных отрядов («мирные нубийцы»). Номовая администрация, возглавлявшаяся номархами, копировала структуру центрального. Ей подчинялись советы (джаджат, кенбет), управлявшие поселениями-общинами; они следили за локальными ирригационными системами и вершили суд.
В правление III династии (28 в. до н.э.), основанной фараоном Джосером, происходит усиление государственной централизации и укрепление царской власти: создается единая ирригационная система, расширяется бюрократический аппарат, проводится активная внешняя политика, устанавливается особый культ фараона-бога (гигантские гробницы – пирамиды). Фараоны стремятся встать над аристократией и сделать ее полностью зависимой. Прежде всего они пытаются установить контроль над номовым управлением, ликвидировав наследственную власть номархов. Однако добиться этого удается только IV династии (28–27 вв. до н.э.), при которой фараоновский абсолютизм достигает своего пика, особенно в правление Снофру, Хуфу (Хеопса), Джедефра, Хафра (Хефрена) и Менкауры (Микерина): утверждается практика назначения номархов центральной властью и их постоянного перемещения из нома в ном, ведущие должности в центральном аппарате оказываются в руках представителей царствующего дома. Культ фараона приобретает исключительный характер; на строительство гигантских пирамид мобилизуются огромные трудовые и материальные ресурсы. Во внешней политике нарастает агрессивность; окончательно определяются три ее основных направления – южное (Нубия), северо-восточное (Синай, Палестина) и западное (Ливия). Как правило, походы носят грабительский характер (захват пленных и полезных ископаемых); в то же время Египет стремится установить систематический контроль над рядом территорий для их хозяйственного освоения (Синай, Нубия).
Строительство пирамид и внешнеполитическая экспансия приводят к перенапряжению сил египетского общества и к политическому кризису, в результате которого IV династию сменяет V (26–15 вв. до н.э.); ее основатель – фараон Усеркаф. Ее представители сокращают масштабы строительства пирамид и делают уступки столичной знати (высшие должности перестают быть монополией царствующего дома). В целях сплочения общества культу бога Ра придается общегосударственный характер (утверждается концепция происхождения фараонов от Ра). Стабилизация внутриполитического положения позволяет возобновить активную внешнюю политику: продолжаются грабительские походы в Азию и Ливию, на юге египтяне доходят до третьего порога, организуются экспедиции на юг Красного моря (Пунт) и в Финикию.
Внешнеполитическую агрессию продолжают и первые фараоны VI династии (25 – середина 23 в. до н.э.) – Тети, Пиопи I, Меренра, Пиопи II. Однако при них возрастает могущество номовой знати, прежде всего в Верхнем Египте; должности номархов вновь становятся наследственными; представители ряда номарших родов занимают высокие посты в центральном аппарате управления и вступают в родственные отношения с правящим домом (номархи Тины). Номархов хоронят уже не подле царских усыпальниц, а в номах; их гробницы становятся все более роскошными. Центральная власть постепенно слабеет, ее экономические возможности сокращаются: распространяется практика иммунитетных пожалований, номархи постепенно устанавливают контроль над царскими хозяйствами. При последних фараонах VI династии царская власть приходит в полный упадок. Политический кризис середины 23 в. до н.э. приводит к ее падению и фактическому распаду государства на самостоятельные княжества.