Часть 32
Князь Скопин-Шуйский и Самозванцы Смутного времени
В начале ХУIIIв. Русское государство пережило неслыханно кровавую гражданскую войну. Современники назвали эту войну Смутой....
Объяснений Смуты много, но первое место прочно занимает теория разрушенного опричниной и Ливонской войной хозяйства, усиление крепостничества и неурожаи начала века. Исследователи Смутного времени не связывают события начала XVII века с общим кризисом христианского мира, условно берущим начало в ХIв. и в ХVI столетии достигшем своей кульминации. Именно в XVI веке в Германии Лютер призвал немецких рыцарей свергнуть "папское иго". Из Германии реформация перебросилась в Швейцарию, затем во Францию и Англию. Вся христианская цивилизация в ХVI веке представляла собой "разбито е зеркало". На Руси же «реформация» приняла оккультный характер. Основная причины появления «реформации» связана с оторванностью части русского монашества от своих национальных " корней". Здесь и альфа и омега новгородской " церковной смуты" конца ХVв. Проникновение ереси могло идти и через чтение " запрещенных" книг, уж слишком быстро еретики в 1470-х гг. набрались " книжной премудрости". Новгород к Западу был ближе, поэтому такую литературу мог вполне получать через Ливонский орден вместе с инструкторами каббаллистической "премудрости". Планы "мировой закулисы" в отношении России могли идти по двум сходящимся направлениям: первое-это раскол страны на две части: Московскую и Новгородскую и "стравливание" их друг с другом[1](новые "поляне" и "древляне" - прим. авт.).
Второе направление видимо включало в себя перспективу превращения Московского царства во второй Хазарский Каганат. Таким образом, историки не рассматривают Смуту, как следствие " жидовской ереси", потрясшей до основания мир русского монашества[2]. Для борьбы с "протестанской смутой" римский папа создал орден иезуитов, первым генералом которого стал испанский дворянин Игнатий Лойола[3]. А, в Москве Иоанн Грозный для борьбы с "с жидовской ересью" создал "опричный орден", который отличался от "ордена иезуитов", в первую очередь тем, что не был тайной организацией. А во, вторых: "опричный орден" был не церковной, а государственной организацией. Опричная политика давала царю возможность своевременно "трясти" и жидовский Новгород и удельное боярство. Мало того, разгром Иоанном IV Ливонского ордена – граничащего с Новгородом, только ХVI в., создавал условия для активного наступления Руси на Литву и Польшу. Все изменилось после смерти Иоанна IV. Попытка Бориса Годунова усидеть "на двух стульях" привела к легализации "жидовствующих". Действия в пол - силы во внешней политике "расхолаживали" стрельцов - опору трона. В отличие от Иоанна Грозного Годунов не был полководцем, а потому и не обладал авторитетом в войсках.
Борис Годунов
Правительство Бориса Годунова в 1590 году «колыхнулось» в сторону Швеции, однако война с ней проходила вяло, стрельцы взяли Иван- город, но неудачный штурм Нарвы «остудил» пыл русских военачальников[4]. Более активно борьба велась на внутреннем «фронте». Борис Годунов удалив жену Иоанна Грозного Марию Нагую в Галич, а затем, утвердив акт комиссии Василия Шуйского о том, что царевич Дмитрий «сам зарезался» "раскланялся" перед олигархией. Одно выходит из другого: раскланялся в одном – нужно было поклониться и в другом -присоединение уделов при Борисе уже не носило такого жесткого характера, как при Иоанне IV. Правительство Годунова оставляло удел в управлении его прежнего князя и довольствовалось тем, что последний признавал власть Московского Государя, становясь его вассалом. Власть Московского Государя, по выражению историка Ключевского, становилась не на место удельных князей, а над ними. Боярство приняло активное участие в управление государством, и правительство Годунова признало за ними такое право в форме местничества. «Недобитые» Иоанном Грозным князья объединились, став "частью" трона. Дворянство, выходившее на первый план при царе Иоанне, после его смерти оказалось без вождя и было отодвинуто от власти. В результате этого центр «слабел» на глазах. Олигархия, набирая силу, стремилась улучшить свое материальное положение путем закрепощения и эксплуатации крестьян. Так в 1592-1593гг. был издан царский указ об отмене крестьянского дня даже в Юрьев день (заповедные лета), в 1597 г.- указ о пятилетнем сроке поиска беглых. Крестьянство ответило на это восстаниями и массовыми побегами на Дон. Волновалось и донское казачество, сформировавшееся на принципе: "С Дона выдачи нет". Казаки восприняли указ правительства (1597) как вмешательство во внутренние дела Тихого Дона.[5] Поэтому нельзя согласиться с утверждением историка Р.Богдасарова о том, что « …Борис проглядел реальную опасность криминальной пены – казаков, беглых, разорившихся воинов – на окраинах России».[6]
Рекомендуемые материалы
Антинародная политика боярства, несмотря на оказываемое ему время от времени противодействие со стороны Бориса Годунова, ослабила русское государство, и создала условия для Смуты и польского нашествия.
Агрессия католической Польши против православия вначале ХVII века едва не привела к уничтожению православного царства. Русь спас гений полководца М.В.Скопина- Шуйского.
Михаил Васильевич Скопин-Шуйский родился 8 ноября 1586 года в семье князя Василия Федоровича Скопина-Шуйского и боярыни Елены Петровны, урожденной княжны Татаевой. В этом же году 12 декабря скончался страшный ненавистник России - Стефан Баторий - король Польши[7]. Между этими событиями есть символическая связь, как есть связь и отличие между жизнью и смертью. С раннего детства Михаил отличался исключительными способностями, что в дальнейшем и способствовало его быстрому продвижению по служебной лестнице. Михаилу Скопину не было еще и 18 лет, когда он был возведен в ранг стольника[8]. Но пока юный Михаил мужал, против России зрел очередной заговор, который и привел ее к Смуте. Кто внушил монаху Григорию Отрепьеву мысль " стать" " чудом спасшимся" царевичем Дмитрием? Версий может быть сколько угодно, но вероятнее всего будет "жидовская", так как только оккультистам могла прийти в голову дьявольская мысль поглумиться над православной Россией, используя имя сына Иоанна Грозного. У мелкого дворянина Отрепьева от мысли стать русским царем шла кругом голова. И Отрепьев решился. Он бежал в Литву к сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, погрязшему в долгах, как в шелках. Для раззорившегося Мнишека, свалившийся на его голову Отрепьев был как для конкистадоров Атуальпа. Мнишек буквально "отмыл" и "отчистил" Отрепьева, а затем представил его королю. Это одна версия, уже устоявшаяся в официальной истории. Но рядом " притаилась" и вторая: Отрепьеву в Москве кто - то мог и подсказать - куда бежать, к кому обратиться и т.д. И обещание Отрепьева " отдать пол - царства" за корону- это цена, которую заплатил Лжедмитрий еще до своего побега из Москвы. И, люди, которые встретили Отрепьева в Литве, уже давно знали, что именно к ним "прибежит" " чудом спасшийся" царевич Дмитрий. Появление же самозванца в Польше оказалось как нельзя к стати и для воинственной, но безденежной шляхты. Да и на государственном уровне в Польше вынашивались планы отторжения от России ряда земель по ее западной границе, прежде всего Смоленска. И Римская курия « копнув» самозванца утверждает кандидатуру Отрепьева на роль русского царя. Лжедмитрий, учитывая сложившуюся ситуацию, тайно принимает католичество и не скупится на обещания.
[1] Тальберг Н. История христианской церкви.- М., Н./Йорк, 1991,часть вторая, с. 14.
[2] В конечном итоге и "выбросившим" из своей среды монаха Григория Отрепьева в виде " русского" царя - прим. авт.
[3] Не потому ли в настоящее время и преследуются баски в Испании за то, что защищали христианство от масонов в ХYII веке - прим.авт.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 9 Международные конфликты и проблемы миротворчества.
[4] Платонов С. Ф. Борис Годунов – М., 2006, с. 86-87.
[5]История России: Учеб. для вузов. А.А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М.Н.Зуев и др; Под ред. М.Н. Зуева, А. А, Чернобаева. - М, 2002.с.99.
[6]Богдасаров Р.Царь- христианин, или реабилитация Годунова. Русский журнал. 2007.№11, с.109.
[7] Пашков Б.Г. Русь - Россия - Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг.-М., 1977, с.231.
[8] См. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации./ сост. О.А.Платонов.- М., " Энциклопедический словарь русской цивилизации", 2000.