Часть 10
Их корабли и мужество известны, ибо один из них равен некоторому числу из людей другого народа».[1] С конца Х в., после грозного похода Владимира, Восточная Хазария окончательно перестала существовать и мало по малу была поглощена хорезмийцами, гузами и половцами.[2] Владимир разгромив Хазарию, сосредоточил в своих руках две « дороги жизни»: «из варяг в греки» и «из варяг в Иран». У него были выходы в Балтийское, Черное и Каспийское моря. Это было очень важно для набирающей силы Руси. Но женитьба Владимира на принцессе Анне, крещение и родство с Византийскими царями было не менее важным приобретением. В лице Владимира Древняя Русь заключила союз с морской (средиземноморской) Империей. Это спасло Византию от разгрома, создало условия для развития и утверждения христианской цивилизации во вселенском масштабе. Крещение изменило и Русь: оно определило ее политику продвижения на Восток и сформировало на шестой части земли
православное русское царство. Поэтому князь Владимир показал себя выдающимся государственным и военным деятелем, осуществившим многое из того, что задумывал, но не смог воплотить в жизнь грозный покоритель хазар. Но и Святослав был прав в том, что пытался воссоздать Скифо-сарматскую Империю, так как с крестом можно продвигаться на Восток, но на Запад надо идти с огнем и мечом.
Борис и Глеб – защитники русской земли
В.Н.Татищев пишет, что Владимир, решая семейные дела Олову с Вышеславом отправил в Новгород; Гориславу (Рогнеду) с Изяславом в Полоцк ( Ярослава- сына от Рогнеды - в Ростов); Всеволода - во Владимир; Предславу с сыном Святополком - в Туров; Мальфрид с сыном Святославом- в Обруч; Адиль с сыном Мстиславом - в Тмутаракань (Тамань), Станислава - в Смоленск. Бориса и Глеба ( сыновья царевны Анны) при матери оставил,
Лекция 9 - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
«но Глебу назменовал Муром, зане бе есче у грудей тогда».[3] Остальных жен и дочерей отдал в жены ближним своим. Что стало с женами Владимира в дальнейшем сведений нет. Только о Рогнеде известно, что она крестилась и постриглась в монахини под именем Анастасии.
После крещения киевлян в 988 году главной своей задачей князь Владимир считал распространение христианства на всей русской земле.[4] Для начала он отдал приказание строить церкви на местах бывших языческих капищ. Так, например на месте капища Перуна (капище было ориентировано по сторонам света - прим.авт.) был построен храм во имя святого Василия.
[1] Захадер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. – М., 1967, с. 146-147.
[2] Ланда Р.Г. Ислам в истории России.- М., 1967, с. 146 -147
[3] Татищев В.Н. «История Российская». Собрание сочинений в 8-и томах. Том 1- М., 1994, с.113.
[4] Соловьев С.М. «История России с древнейших времен» –М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.153.