Часть 9
Цари обрадовались этим словам, умолили свою Анну выйти за Владимира и послали сказать ему: «Крестись, и тогда пошлем тебе сестру». [1] Но, Владимир велел отвечать: «Пусть те священники, придут с сестрою вашей и крестят меня».[2] Братья - Цари послушались и послали сестру вместе с некоторыми сановниками и пресвитерами. Анне очень не хотелось ехать в Херсонес.
- Иду, словно в полон, - говорила она, - лучше бы мне здесь умереть».[3] Братья утешали ее: « А, что если Бог обратит тобою Русскую землю в покаяние, а, Греческую землю избавит от лютой рати, видишь, сколько зла на земле Русь вершит? И теперь, если не пойдешь, будет то же. И едва уговорили ее».6Анна села на корабль, простилась с родственниками «и поплыла с горем в Корсунь», где была торжественно встречена жителями.
В это время Владимир «разболелся» глазами и сильно по этому поводу переживал. Анна же узнав об этом, велела сказать ему: «Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее, если же не крестишься, то и не вылечишься».[4] Владимир сказал на это: « Если, в самом деле, так случится, то поистине велик Бог христианский»,- и объявил, что готов к крещению. Епископ города Корсунь и священниками, которые прибыли с царевной крестили Владимира, и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел и, дивясь такому внезапному исцелению сказал: «Теперь только я узнал истинного Бога !»[5]
Украшения и женские княжеские уборы. Х в.
Видя это, и из дружины его многие крестились. После крещения в этот же день было совершено таинство венчания Владимира с Анной.
Из Керчи Владимир помня о судьбе отца, двинулся не к днепровским порогам, а в Азовское море, а затем поднялся дальше вверх к Дону и Донцу. Неподалеку от Сурожа свадебный «поезд» внезапно остановился: Анна заболела и заболела опасно. Болезнь казалась смертельной. Княгиня обратилась в душевном порыве к иконе Св. Стефана (Стефан – апостол и первомученик, первый из семи диаконов, поставленных апостолами. Был за проповедь Евангелия побит камнями до смерти прямо в синедрионе.) [6]Святой Стефан! - молилась княгиня, – Если избавишь меня от болезни этой, то много одарю тебя и почести воздам тебе!».[7] На другой день Анна проснулась здоровой. Все спутники были поражены чудом. Поход остановился в Суроже ( Судак - прим. авт.) и молодая чета щедро вознаградила храм Св. Стефана.[8] В память своего крещения, Владимир построил в Корсуни церковь во имя Св. Василия, как говорит летописец на той самой насыпи, которая образовалась из земли, уносимой корсунянами во время осады города, ставшего судьбоносным в истории Руси. Торжественно вступил князь Владимир со своей красавицей женой в стольный Киев - град. Встречать молодую чету вышли и христиане и язычники. Отслужив благодарственный молебен в церкви Св. Ильи, Владимир пригласил всех киевлян на праздничный пир. На другой день, отпустив языческих жен, Владимир, прежде всего, крестил своих сыновей. По преданию сыновья Владимира крестились у ручья с оврагом, поросшего лесом. Это место назвали Крещатик. Затем, Владимир приступил к очищению города от идолов: некоторых рассекли на части, других сожгли, а самого главного- Перуна, он приказал бить палками, а затем бросить в Днепр, где тот и исчез, разбившись о днепровские пороги.[9] В символическом плане все происходившее выглядит достаточно логично: Балтийско – литовский Перкунас (Перун) победил славянского Хорса ( заратустризм), но в свою очередь потерпел поражение от Христа. 1(13) августа 988 года совершилось величайшее событие в истории Руси: она приняла святое крещение. Радостно было и княгине Анне видеть с какой верой принимает крещение ее новый народ, которого она ранее так боялась. Но еще радостнее ей было от того, что супруг ее глубоко проникся святой верой и обнажал меч только при крайней необходимости.[10] Эта крайняя необходимость была связана в первую очередь с тем, что Владимир, утверждает В. Кожинов нанес еще один и уже последний удар по хазарам. Поэтому, считает он, это и явилось главной причиной того, что не Святослав, а Владимир стал героем народного эпоса (но возможно народное признание связано с тем, что Владимир прекратив конфронтацию с Византией, занялся беспокоящей киевлян « печенежской» проблемой Руси - прим. авт.). Именно после этого в арабских источниках сохранились свидетельства о «русах» конца Х - начала ХI века: « … У них независимый царь, и называется их царь Буладмир… Они люди сильнейшие и очень могучие: они отправляются пешими в далекие страны для набега, плавают также на судах по Хазарскому ( Каспийскому ) морю…
[1] там же, с. 150 -151.
[2] там же, с. 150 -151.
Рекомендуемые материалы
[3] там же, с.150 -151.
[4] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч. в 18 кн. Кн 1. том 1-2. – М., 1993, с 150-151.
Ещё посмотрите лекцию "Модель перевода входной информации в выходную" по этой теме.
[5] там же, с.150 -151.
[6] См. Библейская энциклопедия. В 4-х выпусках./ труд и изд. архимандрита Никифора- М., 1891, с.676.
[7] Алексеев С.В. Владимир Святой- создатель русской цивилизации.- М., 2006, с. 200-201.
[8] Алексеев С.В. Владимир Святой- создатель русской цивилизации.- М., 2006.
[9] См. Нечеволодов А. Сказания о Русской земле. кн. 1. Репринтное изд. в четырех книгах - Кемерово, изд. «Кузбасс», 1991, с. 179.
[10] См. Князь Святополк Окаянный или княжение Владимира Красно - Солнышко.- М., 1876, с. 11-13.