Становление комлементарно-контрапунктической концепции
СТАНОВЛЕНИЕ КОМПЛЕМЕНТАРНО-КОНТРАПУНКТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Комплементарно-контрапунктическая концепция сформировалась примерно ко второй половине XII века и быстро достигла совершенных форм выражения. Она представляет муз. искусство эпохи классического Средневековья (конец XII-XIII века) на равных правах с мелосной концепцией, хотя появляется позже неё вместе с установлением строгой ритмической организации ритмического материала. Комплементарно-контрапунктическая концепция возникает как звуковая система, предназначенная для особых целей и воплощающаяся в особых условиях. В своей полной и идеальной худ. форме эта система выражена в сочинениях Перотина, главы школы Нотр-Дам – органумах и кондуктах. Масштабность и совершенство крупных форм Перотина уникально, но найденные им приёмы музыкального письма были быстро освоены по всей Европе.
Произведения такого рода имели особо крупные формы (особенно по сравнению со скромными размерами мотетов) и предназначены были для исполнения во время особых богослужебных церемоний, в праздники. Поэтому муз. средства соответствовали большому акустическому пространству и продолжительному времени церемоний. Создавался эффект длительного и неизменного «пребывания» в особом состоянии, погружённости в «бесстрастное» созерцание. В последующие периоды истории музыки композитор вполне вероятно мог обратиться к системе средств комплементарно-контрапунктической полифонии, если перед ним вставала такого рода задача.
Такая полифония вырастает из короткого звукового тезиса (вплоть до одного звука-точки), рассчитанного на особое пространство его звучания (с резонаторами, натуральными или искусственными); музыкальная ткань формируется по диагонали – передача тезиса из голоса в голос; движение сдерживается большим числом остинатных компонентов: эффект длительного «удерживания» стремящегося вверх звукового движения достигается длительными органными пунктами; муз. форма в целом воссоздает строго измеренные и кристаллические структуры.
Импульсом, толчком к многоголосному развитию служили небольшие мотивы. Чаще всего ими служили попевки 1, 2 и 5 модусов. Начальный импульс может быть и 2-хголосным, но тоже коротким, как в органуме Перотина Viderunt omnes:
Повторения исходного импульса были точными, секвентными, имитационными, образовывались бесконечные каноны и канонические секвенции. Повторение точное совмещалось с перестановками голосов по вертикали, т.е. с приемами вертикально-подвижного контрапункта. Типичными были показатели совершенных консонансов – кварты, квинты, октавы, дуодецимы и т.д., т.е. те интервалы, которые сохраняют сов. консонансы в производных соединениях. Контрапункт кварты дает на месте кварты унисон, Конт-кт квинты – на месте квинты унисон, контр-кт октавы – на месте октавы унисон, на месте квинты – кварту и т.д. Из других показателей мог использоваться Iv=-8, в качестве опорного интервала имеющий квинту. В таких условиях образование бесконечных канонов и канонических секвенций оказывается простым и естественным.
Информация в лекции "2 Кластерные системы" поможет Вам.
Каждый голос в отдельности не представляет собой мелодию, а является комбинацией нескольких повторяющихся и всегда разделяемых паузами мелодических сегментов. Комплекс остинатно-имитационных приемов отражают характерную технику, которая является существенной стороной полифонического многоголосия.
Перестановки голосов осуществляются в узком диапазоне, с перекрещиваниями. Специфическими были перестановки с нулевым показателем, в которых голоса обмениваются мотивами, фразами, оставаясь на тех же высотных позициях. Эффект обновления звучания связан с тембровыми перекрасками.
Остинатная идея в больших органумах воплощалась на всех уровнях фактурного пространства: нижний голос реализовывал её через неизменное звучание органного пункта, верхние голоса – через изменения посредством повторения в разных звуковых комбинациях. В небольших кондуктах выдержанного тона в нижнем голосе не было. Остинатно-имитационная техника вводилась в моменты распевания слогов текста, такие распевы могли быть большими по протяжённости. Кондукты с распевами назывались кондуктами cum caude и предназначались для искусных певцов. Если таковых не имелось, то распевы просто изымались, сами распевы аналогичны древнерусским фитам.
В систему остинатно-имитационной полифонии входят и каноны. В эпоху средневековья распространение получили «круговые», песенные каноны, т.е. многоголосные бесконечные каноны, в которых каждый голос, пропевая пропосту, вновь возвращается к началу, повторяя всю мелодию столько раз, сколько куплетов содержит текст.
Иллюзия имитационности может достигаться с помощью пауз, однородности попевок, остинатности ритмических фигур, мелодической расчленённости. Вся структура очень упорядочена, пронизана модусным ритмом даже в мельчайших деталях. Гармония создаёт красочный фундамент всего многоголосия: каждый тон хорала мог длиться долго и на протяжении всего его выдерживания звучала одна ладогармоническая атмосфера, если тон хорала сдвигался, то гармоническая окраска осветлялась или, наоборот, затемнялась. Всё это – и длительно тянущиеся тоны нижнего голоса, и остинатное пребывание в сфере одних интонаций, и протяжённость музыкальных построений – всё это служило воплощению представлений о времени, вечности. Звучание как бы включалось и выключалось, не было акцентно обозначенного начала и подчёркнутого завершения. Изложение континуального (медитативного) типа появилось именно в такой полифонии.
Органум включал в себя различные эпизоды, он строился из крупных блоков разной фактуры. Остинатно-имитационные блоки, обладающие большим полифоническим потенциалом, вносили в звучание разряжение и особую диагональную динамику, они соединяли между собой разреженное, гулкое пространство. Такого рода полифонические разделы строились на одном интонационном материале и постепенно возрастали в размерах. Блоки дискантового многоголосия, наоборот, воспринимались как уплотнение, затемнение. Размещение разных блоков происходило в определённом ритме, определённых композиционных контурах, очень близких каркасным контурам готических храмов.