Популярные услуги

XX век - новая культурная реальность

2021-03-09СтудИзба

Лекция 22.  XX век - новая культурная реальность. Литературный процесс рубежа веков и I половины XX в.

Характеристика общественно-политической обстановки

Модернизм и постмодернизм

Философские концепции эпохи

Литературные «- измы»

Общая характеристика литературного процесса рубежа веков и I пол XX в.

Наступающий XXI век делает ХХ столетие предшествующим, как совсем недавно XIX век был прошлым по отношению к ХХ. Смена столетий всегда продуцировала подведение итогов и появление прогностических предположений о будущем.

 Предположение, что ХХ век будет чем-то необычным по сравнению с XIX, возникло еще до того, как он начался. Кризис цивилизации, который интуитивно предвидели романтики, в полной мере был реализован уходящим веком: он открывается англо-бурской войной, затем погружается в две мировые войны, угрозу атомной энтропии, огромное количество военных локальных конфликтов. Конец 19 века вызывает ощущение, что эпоха кончается, накопилось много изменений в формах и способах человеческого существования, это вызывает брожение умов, мироощущение конца глубоко проникло в души людей.

Рекомендуемые материалы

Рубеж XIX-XX вв. – новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. После революционных взрывов наступил период мирного развития истории. Респектабельность становится необходимым критерием общественного и частного существования человека. Тем не менее, в это время великих открытий, в эпоху индустриализации под влиянием естественных наук и быстро распространяющегося материализма нарастало ощущение постепенной утраты нравственности. Углублялся раскол между цивилизацией и личностью, ощущающей себя во власти неизвестности.

В политике сложились определенные государственные структуры, мир был поделен, сформировались империи, стало ясно, что этот дележ не всегда нравственен и справедлив. Поэтому, например, возникло негативное отношение к англо-бурской войне.  Такого никогда не было в 19 веке. Это показало, что мир начал мыслить иными категориями, произошел сдвиг восприятия колонизаторской политики, началось духовное противостояние колониализму. Единая Германия выходит на арену мировой политики. Она не участвовала в дележе мира, но в этот период она очень бурно развивалась и начала претендовать на свой кусок, в этом причина будущих войн в Европе.

Экономическая система также менялась. Произошел промышленный переворот в США и странах Европы, начали вводится иные технологии, достижения, меняющие возможности человека. Возникла сеть железных дорог, появились автомобили, самолеты.

Первыми внутренний трагизм, несоответствие между видимостью и сутью явлений стали ощущать художники. Литература и искусство улавливали глубинный процесс кризиса в социальной и духовной жизни общества.

 В. Розанов писал: «...образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства ». Как всегда, в кризисные, переломные исторические моменты происходит переосмысление ценностей, рушатся прежние идеалы. В искусстве и философии встает вопрос: что есть человек? Как результат, во всех областях общественной жизни формируется декаданс. Помимо термина декаданс, к искусству этого периода исследователи также применяли термины модернизм, авангардизм  то объединяя их, то считая названиями разных нереалистических направлений.

На сегодня наиболее приемлема точка зрения, согласно которой термин «декаданс » применим к нереалистическим явлениям в искусстве II пол. XIX в. – нач. XX в., а понятия «модернизм» и «авангардизм» применимы к этим же явлениям, начиная с 10-20-х г. XX в.

Модернизм – новое понимание истории, реальности и самого человека. В XX вехе неоправдавшиеся надежды на разумную волю человека, его гармоничное существование сменяются иронией и скепсисом. Затем, после катастрофы (первая мировая война) в умах воцаряется трагическое чувство реальности, которое становится сущностью эпохи модернизма.

Точки зрения на хронологические рамки модернизма расходятся. По мнению одной группы исследователей, модернизм как система сложился уже в последнюю треть XIX в.; другие считают, что это был только стиль, предвестник нового направления, которое проявилось по-настоящему только накануне первой мировой войны.

После войны и революции 1917 года мир раскололся на два лагеря. Наступило время социальных потрясений, с которыми человечество еще не сталкивалось: массовый геноцид, расправы ради утверждения политических идей (СССР, Германия, Италия).

Временем окончания эпохи модернизма считается 1945 г.. Отчасти потому, что после Хиросимы и Нюрнбергского процесса человечество окончательно избавилось от иллюзий на свой счет; отчасти потому, что после Второй мировой войны литература действительно становится иной.

Постмодернизм –  (англ. postmodernism) – общее название, относящееся к новейшим течениям в современном искусстве. В широкое употребление его ввел в 1969 г. американский литературовед Л. Фридлер. В специальной литературе не сложилось единого мнения о значении термина "постмодернизм". Как правило, постмодернизм относят к послевоенной европейской и американской культуре, однако встречаются и попытки распространить это понятие на более ранний период или, наоборот, отнести его к искусству будущего, после или вне современности. Несмотря на расплывчатость термина, за ним стоят определенные реалии современного искусства.

Постмодернизм, или постмодерн, во многом родился из критики модернизма и представляет собой реакцию на искусство предшествующей эпохи, знаменует переоценку ценностей. Основной акцент смещен с проблем художественной формы на проблему интерпретации художественного явления. Искусство постмодернизма отрицает художественное качество, для него не существует единых правил. Произведения постмодернизма отличаются очевидным эклектизмом, возвращением к традиционным художественным формам.

Большое значение в художественной практике постмодернизма имеют заимствования из искусства далекого и недавнего прошлого, цитирования. При этом постмодернизм стремится преодолеть элитарный характер модернистских течений, используя так называемую систему двойного кода, когда язык образов и форм, понятный массовому потребителю культуры, имеет одновременно и второй смысл – для подготовленного зрителя.

Теория постмодернизма была создана на основе концепции одного из самых влиятельных современных философов (а также культуролога, литературоведа, семиотика, лингвиста) Жака Деррида. Согласно Деррида, «мир – это текст», «текст – единственно возможная модель реальности». Позицию философа, культуролога Мишеля Фуко  часто рассматривают как продолжение ницшеанской линии мышления. Так, история для Фуко – самое масштабное из проявлений человеческого безумия, тотальный беспредел бессознательного.

Другие последователи Деррида (они же – и единомышленники, и оппоненты, и самостоятельные теоретики): во Франции – Жиль Делез, Юлия Кристева, Ролан Барт. В США – Йельская школа (Йельский университет).

По убеждению теоретиков постмодернизма, язык функционирует по своим законам. Короче говоря, мир постигается человеком лишь в виде той или иной истории, рассказа о нем. Или, иными словам, в виде «литературного» дискурса (от латинского discurs – «логическое построение»).

Сомнение в достоверности научного познания  привело постмодернистов к убеждению, что наиболее адекватное постижение действительности доступно лишь интуитивному – «поэтическому мышлению». Специфическое видение мира как хаоса, предстающего сознанию лишь в виде неупорядоченных фрагментов, получило определение «постмодернистской чувствительности».

Термин «постмодерн» был впервые употреблен в 1917 году немецким философом Рудольфом Павицем. «Постмодерн» фигурировал у Фредерико де Ониза в 1934 году и у Арнольда Тойнби в 1939 году. Термины «постмодерн» и «постмодернизм» не сразу приобрели нынешнее смысловое значение; до конца 70-80-х годов ими обозначались какие-то отдельные культурные явления и события, но никак не мировоззрение эпохи в целом.

Впервые статус философского понятия  постмодернизм получил в книге Лиотара «Состояние постмодерн», в которой термин постмодернизм употреблялся уже применительно к выражению духа времени. Лиотар связывает постмодернизм с ощущением исжитости основных принципов или метанарративов, на которых базирвалась западная цивилизация.

Философские концепции эпохи – один из ключей к пониманию литературы изучаемой эпохи рубежа веков.

Создалась и иная ситуация в попытках человека познать мир. Начинаются многие исследования, из которых возникает наука в современном представлении, появляются психология, лингвистика, социология. Общие науки начинают делиться на частные, и эти частные науки при помощи экспериментов достигают неожиданных результатов: строится модель атома, создается квантовая теория, пересматривается теория Ньютона, фундаментальные законы физики. Люди постигают главное, они понимают, что материя может   куда-то исчезнуть, картина   мира, которая   сложилась   в   их представлениях, размывается, поэтому происходят существенные сдвиги и в философии. Это проявляется в отказе от рационализма и позитивизма, которые доминировали во второй половине 19 века и которые породили литературу критического реализма и натурализма.

Становятся популярными иные принципы, происходит возрождение идеализма, причем не объективного идеализма Гегеля, Шлегеля и Шеллинга, а субъективного, который все меряет личностью, причем это не идеализм 18 века, не идеализм Беркли, который был продуктом все же рационального мышления. Этот новый субъективный идеализм прошел школу позитивизма, он лишен диалектики как, например, идеализм Нищие.

Философы этого направления исходят из концепции иррационального познания бытия. Шопенгауэр, например, утверждал, что при познании мира разум нам мешает, бытие иррационально, это нельзя познавать при помощи рационального, познание может быть только иррациональным. Из этих концепций выросла философия Анри Бергсона, философия "интуитивизма". Согласно этой концепции не разум, а интуиция является единственной основой для познания единой, живой вселенной. Кроме того, рождается философия экзистенциализма, концепция бытия как абсурда, согласно которой бытие вообще не подлежит познанию, оно абсурд и хаос.

Прежде всего следует отметить труды А. Шопенгауэра (Германия), который полагал, что мир это стихийная мятежная воля. Приблизиться к познанию этого мира может лишь тот, в КОМ эстетическая интуиция преобладает над рассудочным началом, т.е. художник.

Ф. Ницше (учение которого стало духовной доминантой начала XX в.) сказал об этом времени: «Бог умер, а вместе с ним умерло представление о человеке самоценном, несущем в себе божью искру ». В противовес этому человеку Ницше проповедовал культ сильной личности, способной противостоять обывательской трусости, технократическому вырождению. Наиболее известные его философемы (концептуальные метафоры) сверхчеловек, воля к власти, вечное возвращение. (В 25 лет профессор в Базеле. Интересен как аналитик надвигающегося кризиса: Уже давно европейская культура с мучительным напряжением движется к катастрофе, подобно потоку, которыйый стремится к концу не в силах опомниться, ибо он боится опомниться)

Переосмысление ценностей, объединение мира под властью

сверхчеловека –  работа «Так говорил Заратустра» (1883):

*        Борьба с рабской моралью (христианство) и стадным инстинктом (гуманизм, демократия и т.д.).

*        Стремление к новой культуре, которая может возникнуть там, где есть каста насильственного труда и каста труда свободного.

*        Ключ к новому будущему – воля к власти

В попытке найти идею, которая могла бы объединить мир, О. Шпенглер обращается к античности. В работе «Закат Европы» (1918-1922) переосмысливает ее, противопоставляет «фаустовской эпохе». В античности подчеркивалась сосредоточенность на текущем дне, зависимость человека от рока. Понимаемая так эпоха стала точкой для утверждения преимущества статики перед движением, созерцания перед активностью. В покое, неподвижности виделась опора среди бурь современности

А. Бергсон (Франция) создал учение об интуиции, как основном способе познания жизни.

З. Фрейд (Австрия) – теоретик психоанализа. Его теория открыла новый подход к религии, мифологии, эстетике, литературе.

Философской основой модернизма стали  идеи  интуитивиста Бергсона,  теория бессознательного Юнга, экзистенциализм Хайдеггера, игровая мифологема Хейзинга.

Карл Юнг (Швейцария) – психолог, реформатор психоанализа Фрейда. Взгляды характеризуются десексуализацией представлений о художественном творчестве. В отличие от Фрейда считал, что сексуальные желания имеют значение для художника только как для человека, а не как творца создающего шедевры. Источник художественного вдохновения видел в «коллективном бессознательном», в архетипе который представляет собой зафиксированные в структуре внутреннего мира человека память чел-го прошлого и опыт, передаваемые из поколение в поколение.

Т.о., сущность любого художественного произведения – не в выражении индивидуальности творца, а в выражении духа всего человечества (Джойс, Элиот).

Хайдеггер Мартин (Германия) – философ-экзистенциалист. Экзистенциалисты ставят вопрос о смысле бытия, которое рассматривает сквозь призму бытия человека, открывающиеся ему в силу его смертности. Отсюда – на первом плане человеческого существования – страх, забота, отчаяние.

Язык – изначальная характеристика человеческого существования. Метод постижения языка, следовательно, и человека, по Хайдеггеру –герменевтика (теория интерпретации текста, универсальный метод.

Функция – постичь произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности.)

Шпенглер Освальд (Германия) рассматривает личность как исторически конкретное выражение культуры. Общечеловеческую культуру раскапывает на ряд замкнутых культур. Своя культура задает человеку единственно возможный дня него способ проживания жизни. Постичь иную культуру можно с помощью интуиции, переживая эту культуру.

Основная мысль – о кризисном самосознании культуры: т.к. творческие возможности человека определяются содержанием культуры (исторически-биологической фазой эволюции), то в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области искусства.

Хейзинга Йохан (Нидерланды). Особое значение в возникновении и развитии культуры придавал игре, особенно для тех эпох, где поэзия включена в контекст жизни общества. Искусство рассматривается как игра в жизнь и как познавательная модель жизни, потому что связывает их воедино, допуская различные пропорции. Как игра, искусство рождает удовольствие от самого его процесса.

 Литературные «- измы»

Символизм – крупнейшее течение в декадансе, зародился в 1860-х г. и развивался до 1910-х гг. Его философской основой стало учение Платона о «мире идей  и мире вещей», противопоставленных друг другу. Первый –истинный, вечный, независимый от пространства и времени; второй – материальный – отражение первого.

Объективно, символизм – отрицание теории позитивизма и его художественного преломления – натурализма.

Задача искусства в символизме – выражение духовного и душевного через символ, который приходит вместо образа, становится многозначным. Ценится образное слово, которое   вобрало неисчерпаемую информацию о Вселенной.

Произведение становится многоплановым с глубоким подтекстом («Незнакомка» А. Блока). В 1886 – появляется «Манифест символизма» (Морене,), в котором дана установка на избранность «высокого искусства». В русской литературе символизм обретает популярность с середины 1890-х гг.,  но  в  отличие  от европейского символизма  тезис «искусства для искусства» не был принят (А. Блок).

Постижение смысла бытия и душевного состояния индивидуума возможно путем суггестии (от лат – «внушение»), поэтому   произведение    предназначено    для   того,   чтобы   навеять   определенное настроение. На грани символизма и импрессионизма работал П. Верлен.

На рубеже веков именно в творчестве импрессионистов и символистов появляется верлибр («свободный стих»).  Символистами высказана и  осуществлена   мысль   о  синтезесловесного, музыкального и живописного искусств (Сонет А. Рембо «Гласные»).

Импрессионизм (фр. – «впечатление») – второе по значимости и по популярности направление в литературе декаданса. Зародился во французской живописи. В 1874 состоялась выставка Мане, Моне, Ренуара, которые признавали основным принципом «Видеть, чувствовать и выражать – в этом все искусство ». Они стремились передать изменчивость, зыбкость мира, выраженную в размытости линий от зноя или дождя («Руанский собор в полдень» К. Моне, «Река Темза в Лондоне»); передать неожиданность взгляда – в необычных ракурсах, фрагментарности композиции. Отсутствовала кастовость (героини Ренуара – из народа).

В литературе первоначально обращалось внимание  на выразительную силу слова. В дальнейшем импрессионизм превращается в особое видение мира – смутное и не определенно-субъективное (М. Пруст «В поисках утраченного времени»)

Верлен привнес в поэзию наработки пленэрной живописи, (это нечеткие очертания, приглушенные тона, непрочность и неустойчивость бытия).

Неоромантизм – направление в английской литературе, генетически восходящее к романтизму. Характерные черты; неприятие действительности, сильная  личность, духовно неукротимая, романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и.т.д.

Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Р.Л. Стивенсона (теоретик направления), Р. Киплинга, А.К. Дойла, Э.Л. Войнич – в некоторых произведениях    Р. Родлана. В русской литературе представителями неоромантизма отчасти можно считать Л. Андреева, К. Бальмонта, З. Гиппиус. Наивысший период расцвета – 90-е г. XIX в.

Эстетизм – его появление было обусловлено наступлением цивилизацией на «естественное состояние человека». Наиболее ярко это проявилось в творчестве Оскара Уайльда. Сторонники эстетизма проповедовали примат искусства над жизнью. Провозгласили культ прекрасного. Говорили о свободе творчества и независимости художника от религиозных и моральных догм (и как следствие-игнорирование толпы)

Реализм – получил дальнейшее развитие. Не стоял в стороне от эстетических исканий, взаимодействовал с другими методами. Обогащается в жанровом и стилевом отношении, расширяется круг тем. Изменились ориентиры: на смену социально-бытовой проблематике приходит философско-интеллектуальная и духовно-личностная.

Наряду с жизнеподобием (основной принцип реализма в XIX в.) существенную роль начинает играть условность (творчество А. Франса, Б. Шоу, Г. Уэллса). Обобщенно-символический способ изображения сосуществует наряду с конкретно-эмпирическим. Большое место занимают масштабные полотна («Ругон-Маккары» Э. Золя, «Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси). Многообразны романные формы:

*        Социально-психологический (Т. Манн, Г. Мопассан, Р. Роллан)

*        Исторический (А. Франс, М. Твен)

*        Социально-политический (Т. Драйзер)

*        Научно-фантастический (Г. Уэллс)

*        Сатирический (Т. Манн)

 

Модерн (как стиль, но не направление!) начал складываться в искусстве  90 г. XIX в. Другие названия – артнуво, югендстиль. Одновременно вычурный и изысканный, он вобрал в себя все художественные противоречия эпохи. Развивался, отталкиваясь от импрессионизма и символизма, но интерпретировал человека, исходя из своих художественных задач. Ярко воплотился в ДПИ, архитектуре, живописи.

Основная стилистическая черта – сочетание реального и условного, но эта условность наполняет искусство новым содержанием. Фигуры, предметы превращаются в некие пластические символы, почти зримые, чувственно понятными. Образы – неожиданны и причудливы. Не социальное, а условное, фантастическое получает четкое выражение. Содержательность уходит на второй план.

Модерн по-новому конструировал окружающее бытие. Конструирование действительности выводило модерн к мифотворчеству. Мифологизация действительности стала важнейшей особенностью этого искусства. Она проявлялась в разных формах:

*        Прямое обращение к традиционным мифологическим сюжетам

*        Нарочитая стилизация образов и приемов

*        Использование элементов мифологической поэтики

*        Создание собственных мифологем, мифомоделей(когда синтезируются архаика и современность, что давало новый образ реальности).

Как художественно-эстетическая система модернизм сложился в 20-е г. XX в. он отражал духовный кризис эпохи, противоречия массового и индивидуального сознания. Объединяет множество самостоятельных идейно-художественных течений и направлений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, имажинизм, сюрреализм, и др.). Каждое из них обладает стилевой и идейной спецификой, но вместе с тем обладает принципиальной философско-мировоззренческой общностью.

Модернизм как тип мироощущения был подготовлен декадансом. Ощущая дисгармонию мира, отчуждение личности, несвободу и нестабильность художника в мире капитала, модернизм отрицает при этом возможности предшествующей культуры противостоять силам разрушения, выразить свое к ним отношение. Отсюда резкий антитрадиционализм, приобретающий нередко      эпатирующий, экстравагантный характер.

Мир в декорациях модернистов – жестокий и абсурдный, противоречия и конфликты – неразрешимые и безысходные, человек – одинокий и обреченный, чьи поступки бессмысленны, а окружающие его обстоятельства – непреодолимые и враждебные. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных предчувствий, сознание непознаваемости, неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный настрой произведений в литературе (Ф. Кафка, Д. Джонс, А. Камю). Этот настрой отражал трагедию отчуждения личности, разбросанности сознание крушения гуманизма, исторического тупика или движения по замкнутому кругу. Даже те произведения, где доминируют светлые эмоции (М. Пруст, Т. Эллиот), проникнуты мотивами утраты связей с реальностью, культурой, природой обществом, миром вещей. Перечисленные общие тенденции для различных направлений не исключают разнообразия их стилевых поисков. Стилевое новаторство становится самоцелью, поэтому нередким становится явление смены стилей в творчестве 1 автора (как например у Д. Джойса). Художественные открытия модернизма – поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж.

Одним из авторитетных течений модернизма до середины 1950-х гг. оставался экзистенционализм. Как литературное направление возникает в 1920-1920-х гг. во Франции. Распространению идей способствовало практическое их воплощение в творчестве Ж.-П. Сартра, А. Камю. Жизнь человека в представлении экзистенциалистов – бегство от смерти и повседневности. Основные состояния (экзистенции) – страх, муки совести, одиночество. Постигнув эти состояния, человек обретает свободу (вплоть до суицида, который рассматривается как акт свободы, в частности, освобождение от страха смерти и за который человек отвечает только перед собой, так как бога нет). Основная мысль позднего экзистенциализма — об ответственности индивида (а не Господа) за свои поступки, за все происходящее в мире.

Авангардистские течения модернистов имеют со своими предшественниками ряд различиев, кроме когда авангардизм в большей степени порывает с традицией. Главное отличие авангарда от реализма и от декаданса – в отрицании принципов правдоподобие подражание гарантированной достоверности происходящего в произведении, соотнесенности его с известной всем реальностью.

Авангардистов не устраивало в произведении наличие 3-х обязательных элементов: среды, характера, действия. Они задались вопросом: имеет ли смысл искусство, которое только фиксирует то, что мы привыкли видеть.

Новый духовный и культурный контекст потребовал нового типа художественного восприятия действительности, когда задача художника – не запечатление объективной действительности, а отношение с этой действительность», наряду с созданием субъективного искусства.

Согласно авангардистским концепциям, мир – не нечто заданное раз и навсегда; сколько художников – столько и художественных миров. Восприятие читателя интенсифицируется, он не просто сопереживает, но и является соавтором. Если он таким не окажется, тогда он не будет в состоянии понять, о чем идет речь.

Одно из направлений европейского искусства 10-20гг. XX в. экспрессионизм – (фр. «выражение, выразительность»). Экспрессионизм входит в европейскую культуру (1910-е гг.) из немецкой живописи (объединения «Мост» (Дрезден, 1905), «Синий всадник» (Берлин, 1911), наиболее известный художник Кандинский), оставшись в литературе (Г. Тракль, Ф. Кафка), музыке (А. Скрябин, И. Стравинский), театре (ранний Б. Брехт).

Экспрессионизм вырос как полемичное с импрессионизмом направление: свойственная Э. энергия и страстность, драматичность, мрачность, пристрастие к сознательному варваризму красок (в отличие от расплывчатых линий, светлых пятен, легкости импрессионизма). Философские основы – интуитивизм (воспринимать глир вне анализа, сразу и целиком), феноменология (идеи абстрагирования, обнажения идеальных сущностей- феноменов). Как направление, экспрессионизм счел себя в ответе за действительность. Писатели признавали единственно-важным – судьбу человеческого, в бесчеловечном мире.

Главная фигура – маленький человек, затерянный в огромном мире – контрастном, гротесковом, бредовом, в беспокойном движении, в столкновении сил, враждебных человеку. Отсюда – склонность к абсурду, созданию образов-символов, притчевость (произведения Ф. Кафки).

Основная задача экспрессионистов – выразить крик души, это искусство протеста, выразившегося в теме бунта против «отцов». В противовес сюрреализму («общее — только бессознательное»), хотели найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Пытались обнаружить главное, скрытое за деталями, частностями, полутонами. Этим объясняется тяготение в абстракции. Стилистические черты: отказ от ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, взвинченность интонации, сознательная реформация действительности:

Якоб Годдис «Конец света» (1911)

Слетает шляпа с головы буржуя.

Крик в воздухе сковал безликий страх.

Треск падающих крыш. И слышно — негодуя.

Вздувается вода в размытых берегах.

Уж буря здесь. Плотин крутые груди

Штурмуют дикие моря ордой валов.

И насморком застигнутые люди,

И гулкий грохот рухнувших мостов.

В позднем экспрессионизме распространена ситуация превращения. Ведущий жанр – публицистическая (социальная) драма («драма крика»). Основные ее черты:

• Отстраненность от конкретных событий в Германии. Девиз: «Время –сегодня. Место – мир»

• Отрицание психологизма. Характер – это из повседневности. Человек интересовал экспрессионистов в момент наивысшего напряжения духовных сил, когда спадает шелуха обыденности

• Впечатляющие массовые сцены, призванные передать объединяющий порыв

• Диалог     вытесняется     монологом,     либо     особой     формой –   обмен

непрекращающимися репликами, когда партнеры как бы не слышат друг друга.

• Актер не стремится к правдоподобию. Смысл игры – в агитации (происходит разрушение театральной иллюзии)

• Сюжет может представлять собой либо упорное повторение одинаковой ситуации, (призванное эмоционально воздействовать на зрителя, нагнетая пафос), либо отсутствовать, что отражает убеждение в невозможности «закрыть проблему»

• Конфликт не был конфликтом идей. Истиной заведомо обладала одна сторона. Конфликт – в столкновении знания и незнания, одержимости и пассивности, высокого духа и косности.

В Берлине был основан экспериментальный театр «Трибюне», приспособленный для постановки экспериментальной драмы. Один из известных драматургов своего времени Кайзер (более 70 пьес). Основные темы – страдание и протест. Руководствуясь девизом «Существует только одна задача – это обновление человека» , Кайзер создавал пьесы – головоломки.

«Граждане Кале» (1913). Новая трактовка эпизода Столетней войны. Несколько граждан (7) принесут ключи от города и погибнут, а остальным английский король дарует жизнь. 7 добровольцев. Начинается головоломка: показывает, как начинают колебаться люди, узнав, что одному жребий дарует жизнь. Эсташ де Сен Пьер, вызвавшийся первым, откладывает решение. Утром, проверив себя, должны явиться. Эсташ покончил с собой, чтоб жертва других оставалась чистой. Здесь показан высоконравственный новый человек, о котором говорит Кайзер, и который станет условием и средством общественных преобразований. Действие раскрывается через диалог и речи-монологи персонажей, патетичность, лаконизм языка драмы.

Футуризм зародился в Италии в 10-20 гг. XX в. (1909 – появляется «Манифест итальянского футуризма» Маринетти Ф.).

Стилистические черты – разрушение живого языка, передача взаимопроникновения объемов, трактовка человека,  как подобие машины, абсолютизация динамики и силы.

Во главу утла ставили разрыв с традиционной культурой (академической и салонной). Искали новые формы отображения машинного мира (безличного, динамичного). Основное отличие русского футуризма (возникшего одновременно) – меньшая степень агрессивности, т.к. не призывали  войной очищать человечество от консервативных вкусов и традиций. Второе отличие – течения русского футуризма: кубофутуристы (В. Маяковский,  Д. Бурлюк, А. Крученых), эгофутуризм (И. Северянин), «центрифуга» (Б.Пастернак). К 1920 г. – устаревает, уступая место в живописи абстракционизму (Малевич). Современные модификации – поп-арт и кинетическое искусство.

Сюрреализм – (фр. – «сверхреализм»). Основатель: А. Бретон, «Магнитные поля», «Надя».  Луи Арагон, Поль Элюар, Антонэн Арто «Театр и его двойники», Филип Супо, Раймон Кено, Мишель Лэйрис «Возраст мужчины», Роте Кайуа «Самка богомола»

Философские основы направления – интуитивизм, восточные религиозные учения, фрейдизм. Стилистические черты – приемы алогичности, парадокс, соединение несоединимого. Основа метода –выражение любым способом реального функционирования мысли, вне всякого контроля со стороны разума, эстетических и нравственных соображений, «освобождение от морали», провозглашенное Андре Бретоном («Манифест сюрреализма»). Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа, должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, т.е. в вечное.

Образ в сюрреализме – это результат сближения максимально удаленных реальностей, что создает впечатление непроизвольности, случайности его возникновения (ассоциативное письмо).

Сюрреалисты стремятся встать над формой, уничтожить ее. Шаг за пределы искусства. Искусство умирает, когда мир просыпается. Главное не слово. Шаг за пределы слова. Художник – творец. Работа разума в широком смысле слова. Выход из человеческого.

Автоматическое письмо (Бретон, Супо) – главный метод сюрреалистов. Сюрреалисты освобождают язык от долга «означать». Освобождение означающ. от означаемого. Сюррелистический язык – язык наслаждения. Невиданные формы реальности. Реальность такая – как мы ее произнесем. Задача сюрреалиста: заново проговорить. Язык бессознательного. На основании желаний нельзя строить реальность. Фантазия, воображение не главное в жизни, обуздать реализмом. Романтики – в жизни главное воображение. Пафос воображения в повседневной жизни.

Культура вытесняет на переферию воображение, фантазию, «либидо».  Сюрреализм пытается вернуть целостность. На бумаге –  все слова и образы, пришедшие в голову, без обработки. Разум не успел их обработать. Текст тела, не разума.  Разум не успевает зафиксировать отрешенное. Реальность создается с помощью символов, взятых из области подсознательного.

 Способ творчества – безотборочная фиксация всего, что приходит в голову (автоматическое письмо).

Наилучшие условия творчества – состояние предельной раскрепощенности (дремота, опьянение).

П. Элюар «Поверь на слово» (1930).

Бывает пламя -

Прозорливее, чем руки, что накручивают кошмары

На колесо памяти.

Солнце завоевываешь чарами

У любви отчетливый вкус стекла

Это коралл, что подымается из моря

Это выветрившийся аромат, что возвращается е пес

Это прозрачность, что расплачивается рубином на ногтях

Это все то же лицо

Губы, нежно приоткрытые

С этой стороны стены

С другой  точно острие копья.

Сюрреалисты смотрят на все иными глазами. Люди видят человеческое, не видят сущности и энергии. Сюрреалисты хотят уничтожить человека этического, человека Ренессанса. Выход за пределы антропоцентризма. Разум и зрение разводятся. Гуманисты без стереотипов. Скандальное –  как жест, повод выйти за переделы себя.

Жорж Батай – «История глаза». Глаз отождествляется с божественным разумом. Посмотреть на мир взглядом животного.

С того момента, когда идея абсурдного Мира нашла подтверждение в абсурде социальном (разгул насилия),       в искусстве воцарился пафос тотального отрицания, даже самоотрицания, что проявилось в направлении дадаизм (дада – 1.фр. «лошадка»; 2.слово из детского языка, ничего не означающее) – крайнее течение сюрреализма. Зародился в США и Швейцарии в 1915-1916 гг. (известный представитель – Тристан Тцapa).

Весь смысл своей деятельности видели в протесте против всего, в разрушении и уничтожении. Утверждали, что, став выражением воцарившегося В ЖИЗНИ абсурда, искусство само превратилось в нелепость. Например, давали такие способы сочинения стихов: «Возьмите газету и ножницы. Подберите в газете статью такой длины, какой будет ваше стихотворение. Разрежьте статью на отдельные слова и ссыпьте их в мешок. Тихонько помешайте. Извлекайте слова в любом порядке приставляйте одно к другому». Дадаисты увлекались подобными играми со словом. Но здесь еще содержится описание художественных приемов: расчленение реальности на части, монтаж (т.е. произвольное соединение фрагментов), техника коллажа.

Стилистические черты дадаизма – эпатаж, спонтанность творчества, ирония над тиражированием достижений MXК (Тристан Тцара «Песенка Дада»).

Общая характеристика литературного процесса рубежа веков и I пол XX в.

В 20 веке становится больше национальных литератур, главное, меняется их качество. Произошел кризис принципа национальной обособленности, идет объединение культур, культура становится интернациональной, полиэтничной, универсальной. Надо отметить, что серьезная литература 20 века выходит за рамки традиций русской литературы и традиций литературы 19 века. Она использует философские принципы, сложно организована, чтобы понять такую литературу, надо понять систему философии, систему мировидения.

Все это укрепляло людей в сознании того, что эпоха кончается, и это оказывает сильнейшее влияние на художественную литературу и звучит в литературе, определяет ее тематику и проблематику, позднее оказывает влияние и на поэтику. Конкретные результаты этого процесса очень разные.

Эволюция происходит прежде всего в творчестве молодых писателей. В их творчестве происходит пересмотр традиционных принципов литературы критического реализма.

Эти принципы сложились в середине 19 века, они существуют и развиваются на протяжении всего 20 века, это одно из магистральных направлений литературы 20 века. Но эти принцины присутствуют только в массовой литературу, только в такой литературе можно найти схему 19 века, схему Бальзака.

Серьезная литература 20 века многое меняет в методологии реализма, она вносит в нее свои изменения и дополнения.

У 20 века два начала, это начало календарное –  1901 год и начало реальное – август 1914 гола, начало первой мировой войны. Война стала рубежом, барьером, о который сломались все остатки 19 века. Первое десятилетие 20 века это только переходный этап, плавное перетекание из одной эпохи в другую.

В рассматриваемый период направления интегрировались, взаимопроникали друг в друга (наблюдалась художественная диффузия эстетических идей и приемок). Большинство писателей рубежа веков синтезировали в СВОИХ произведениях различные художественные методы (П. Верлен – импрессионизм и символизм, М. Метерлинк – символизм и романтизм), при этом даже выходя за рамки декларируемого направления (движение Э. Золя от натурализма к реализму).

Возрастает роль публицистического элемента в художественной литературе. Литература политизируется, что обусловлено общественно-политической напряженность». Эта тенденция интенсивно разовьется в 20-30 гг.. В разных странах складывается пролетарская литература (А.Барбюс, У. Моррис), ориентиром которой послужило творчество писателей Парижской коммуны (Э. Потье. Ж. Клеман)

Существенная черта – взаимодействие литератур, усвоение инонационального опыта в том числе и опыта русской литературы. Активно развиваются литературы стран Центральной и Восточной Европы, США, скандинавских стран, где на рубеже веков наблюдалось становление и развитие реализма в тесном взаимодействии с романтизмом и другими нереалистическими течениями.

Модернизм, пришедший на смену декадансу, воссоздавал мир как царство хаоса, абсурда, несвободы человека в частной жизни и перед лицом истории, которая развивается катастрофически. Это сильное художественное направление, выдвинувшее многих писателей первого ряда.

Но литература XX в. знала и совсем другие веяния. Далеко не все писатели были модернистами, если говорить о художественной сущности их творчества. 20 век вообще не знал какого-либо главенствующего направления.

Существенной его особенностью стало как раз очень широкое разнообразие художественных манифестов и школ (представители которых часто вступали в конфликт друг с другом по причинам творческим и политическим). Не обеспечив лидирующего положения ни одному из направлений, XX век внес в литературу ряд изменений.

1.      Человек – характерное социальное явление, симптом общественного, интеллектуального состояния. 20 в. – полное исчезновение человеческой личности. Исчезает индивидуальность. 

2.      Вместо стремления к правде в литературе возобладала игра, свидетельство без философских претензий; часто можно наблюдать иронию как реакция на подобные претензии

3.      Ценятся условные формы с условным элементом гротеска, использование мифологических образов.

Элементы управления - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

4.      Стали обычными скрытые  и  явные пародии (высмеивание  стандартов мыш пения, мировоззрения и т.д.)

5.      Художественный вымысел вытесняется документально подтвержденными фактами, достоверными свидетельствами.

6. Стиль отдельно от человека, отсутствие стиля. Нет собственного индивидуального языка. Джойс синтезировал стили. 18 глав, в каждой – своя техника.

7. Более рациональная литература. Мастерство, а не пафос. Литература –наука (Золя).

Отношение к национальной сознательной  литературе.  Писатели рационально выбирают страну и культуру, в которой они могут существовать. Пример: Паунд (амер-англ-итал), Джеймс (амер-англ-итал), Набоков (амер), Джойс (ирл-анг (2 раза) хорв-ит-фр) никакой принадлежности, космополит.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее