Художественная культура Древнего Египта
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, — деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу.
Из древнеегипетского текста
Государство Древнего Египта в долине Нила создало высокую и утонченную культуру. В ней проявились общие черты стиля древневосточных рабовладельческих деспотий (Вавилона, Шумера, Ассирии, Урарту) с их «гигантоманией», но искусство Древнего Египта преодолело грубую тяжеловесность и выработало художественные формы несравненного благородства и чистоты.
Гигантские пирамиды в Гизе, Большой Сфинкс фараона Хефрена и скульптурный портрет царицы Нефертити — всемирно известные художественные эмблемы Египта, пришедшие из глубины веков.
Зародившись па рубеже IV и III тысячелетий до н. э., культура Древнего Египта прошла несколько стадий своего развития, достигая расцвета в эпоху Древнего (XXVIII—XXIII вв. до н. э.), Среднего (XXI—XVIII вв. до н. э.) и Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).
Особенности древнеегипетской культуры связаны с ранним развитием государственности, изолированным географическим положением, а также с глубоким и всесторонним влиянием религии (особенно заупокойного ритуала) на все сферы художественной деятельности.
Ведущим в ансамбле искусств Древнего Египта становится архитектура как выразитель господствующих религиозно-государственных идей, которые кристаллизуются в образе пирамиды (по-гречески «священной высоты»). Символ божественной и земной иерархии, связи трех миров (богов, людей и мертвых) — пирамида отражает картину мира, сложившуюся в сознании древних египтян. В ее центре обожествленный фараон как воплощение бога Гора (Хора) и посредник между мирами.
Пришедшие из глубины веков, потому что строились на века как дома Вечности,- пирамиды Древнего царства (ансамбль в Гизе) осталась единственными из «чудес света», дошедшими до нашего примени.
Рекомендуемые материалы
Им предшествовала «Мать пирамид» - шестиступенчатая гробница фараона Джоссера (60 м), построенная великим зодчим Имхотеном, ставшая также и символом неограниченной власти.
Пирамида входит в монументальные погребальные комплексы — некрополи — с заупокойными храмами, дорогами восхождения сфинксами, пирамидами-спутницами, священной ладьей и мощной крепостной стеной.
Центральное положение пирамиды в архитектурной композиции царского захоронения обусловлено в том числе и ее солнечной символикой, ведь солярный культ был высшим в системе религиозных представлений. Египет называли страной Солнца, а фараонов его сынами. Подобная лучу солнца, падающему на землю, пирамида символизировала и путь фараона на небеса. Форма ее означала Вечность, а отношение граней — Божественную Гармонию Вселенной.
Гигантские гробницы в Гизе фараонов Хеопса {146,6 м), Хефрена (143,5 м) и Микерина (66,5 м) стоят уже более сорока ве-ков, необычайные памятники непреклонной воли фараонов, многолетнего каторжного труда сотен тысяч крестьян и рабов и высокого искусства строительства, а также средоточия древнего знания. Пирамиды таят до сих пор множество загадок.
Если в эпоху Древнего и Среднего царства в скальных гробницах хоронили придворную знать, то в Новом царстве и фараоны начали строить свои гробницы в скалах в Долине царей и цариц, напрасно надеясь защититься от грабителей, а пирамиды остались архитектурным и символическим украшением захоронений.
Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога и моделью Вселенной. Во время Нового царства храмовая архитектура переживает расцвет.
Всемирно известны храмы-святилища солнечного божества Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Если древняя пирамида подобна горе, то эти храмы напоминают дремучий лес. Соединяла храмы почти двухкилометровая до-рога - аллея Сфинксов, у входа высились солнечные знаки-обелиски. Мощные пилоны образовывали величественный портал, украшенный скульптурными колоссами фараонов. Каждый последующий правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора превратились в каменные города с аллеями и площадями, колоннадами и храмами. Следуя линейной планировке, композиция храма развертывалась вглубь, к святилищу со статуей божества, через сумрачный гипостильный (колонный) зал. В Карнане гипостиль насчитывает 134 колонны (они имитируют растительные формы Египта): папирусообразные, лотосовидные, пальмовидные до 23 м высотой. Карнакский гипостиль-один из самых монументальных интерьеров древнеегипетской архитектуры.
Последний взлет монументальной архитектуры связан с эпохой рамессидов — это небывалый по масштабам скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.
Гигантский пилон украшают двадцатиметровые колоссы фараона-завоевателя. В 50-е г. нашего века ООН и ЮНЕСКО организовали уникальную операцию по опасению Абу-Симбела во время строительства Ассуанской плотины. Храм распилили на гигантские блоки и перенесли на новое место. Творение древнеегипетских зодчих было спасено.
В культовом синтезе искусств архитектуре сопутствовала скульптура, которая была столь же каноничной и монументальной, сохраняя устойчивые художественные традиции.
Среди шедевров круглой скульптуры Большой сфинкс, страж гизехского некрополя, творение природы и человека (скальный массив туловища льва с головой царя). «Отец Ужаса» пострадал не от времени, его изуродо-вали наполеоновские солдаты (отбит нос) в начале XIX в. Позднее англичане увезли каменную бороду. Сейчас сфинкс Хефрена всерьез тревожит европейских ученых своим состоянием.
В соответствии с культовым назначением круглой скульптуры быть вместилищем души умершего создавались замечательные портреты.
Обратите внимание на лекцию "Структура и свойства дубильных веществ".
Такова скульптурная группа царевича Рахотепа и его жопы Нофрет (Каир, Египетский музей), сидящих на троне. Каноничны не только величаво - спокойные, позы, но и раскраска мужской статуи в красно-каричневый цвет, женской — в желтый, волос — черный, одежды — бело-красный. Канон фигуры Писца воспроизводит знаменитая статуэтка писца Каи из Лувра.
В искусстве скульптурного рельефа (барельефа и врезанного рельефа) египтяне также достигли пластической выразительности, создав неповторимый силуэт фигуры, как бы распластанной на плоскости. Начало канону положило изображение фараона Нармера на знаменитой палетке, а блестящим продолжением стал деревянный портретный рельеф «Зодчий Хесира». Рельефы в гробницах и храмах отличают фризовый (ленточный) принцип расположения, условность раскраски и связь с письменностью. Особой изысканностью отмечены рельефы из уцелевшей и открытой уже в XX в. гробницы молодого фараона Тутанхамона.
Через тридцать пять веков забвения явилась миру и царица Нефертити из Нового царства. Ряд ее скульптурных образов был найден при раскопках мастерской скульптора Тутмеса, придворного мастера фараона-еретика, или проклятого фараона Эхнатона, который не только ввел культ единого солнечного божества— Атона, но и повлиял на искусство, которое выделяется в особый амарнский период Нового царства (на месте нового города Эхнатона под названием Ахетанон расположена современная Тельэль-Амарна. Удалиться от старых канонов и приблизиться к жизни — эту задачу решали художники времени Эхнатона, и правдивую лирическую трактовку образа человека мы находили в творениях знаменитого Тутмеса (семейные портреты, скульптурный портрет Нефертити в высокой тиаре и незавершенный портрет из золотистого песчаника хранятся в Государственных музеях Берлина).
О музыкальной культуре Древнего Египта, из которой сохранились лишь несколько инструментов и изображение музыкантов в рельефах и росписях, существуют предположения. По-видимому, бытовала музыка народная, храмовая и дворцовая, одноголосная мелодия расцвечивалась тембрами арф, флейт, ударных.
Древнеегипетская литература отличается разнообразием жанров: сказки, поучения, гимны богам и царям, хвалебные песни, а со времени Нового царства — любовная лирика с высокими поэтическими достоинствами.
Древний Египет открыл миру далеко не все свои тайны. Его огромная роль в истории мировой культуры еще не оценена по достоинству. Изучение древней культуры началось после военной экспедиции Наполеона, в ней участвовал и Доминик Виван Денон, иллюстратор знаменитого 24-томного труда «Описание Египта». Так Европа познакомилась с загадочной и экзотической страной, но ее письмена были мертвым языков. Великое научное открытие, благодаря «Розеттскому камню», совершил другой гениальный француз, «воскреситель иероглифов» — Жан Франсуа Шампольоп. Так начиналась египтология. Художественные образы Древнего Египта, влиявшие до нашей эры на всю культуру Средиземноморья (особенно в эпоху эллинизма) и затем вошедшие в европейскую культуру с XIX в., и поныне сохраняют неподвластное времени духовное величие и эстетическое совершенство.