Популярные услуги

Главная » Лекции » Искусство и искусствоведение » История искусств » Художественная культура Древней Греции

Художественная культура Древней Греции

2021-03-09СтудИзба

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

На земле древней Эллады детство человечества... развилось всего прекрасней и обладает для нас веч­ной прелестью, как никогда не повторяющаяся сту­пень.

К. Маркс

"Художественную культуру Древней Греции называют античной (с лат., «древней»). Так стали называть греко-римскую культуру итальянские гуманисты эпохи Возрождения как самую раннюю из известных им. Понятие сохранилось как синоним классической древности и отделяет греко-римскую культуру от древнего Во­стока.

Историю и культуру античного мира принято делить на не­сколько периодов.

1.     Эгейское      искусство      (крито-микенская     культура)  —
3—2 тыс. до н. э.

2. Искусство   Греции  —  гомеровский период  —  XI—VIII  вв.
до н. э.;  архаический — VII—VI вв.   до н. э.;    классический —
V—IV вв. до н. э.; эллинистический — конец IV— I вв. до н. э.

3. Искусство этрусков — VIII—II вв. до н. э.

4. Искусство    Рима — эпоха    царей — VIII—VI вв. до н. э.;
республики — V—I вв. до н. э.; империи — I в. до н.э.—V в. н.э.

Рекомендуемые материалы

Эгейская культура, сложившаяся в бассейне Эгейского моря, охватывает о. Крит, материковую Грецию (Микены и Тиринф), побережье Малой Азии (Троя) и Кикладские острова.

Раскопки англичанина Артура Эванса на Крите (с 1900 по 1941 гг.) открыли миру неизвестную дотоле «догреческую» куль­туру, названную им минойской по имени легендарного царя Ми-носа.

 Мощная морская держава со столицей в Кноссе создала ори­гинальную дворцовую культуру, в которой органично сплелись природные и религиозные мотивы. Интереснейшая страница эгей-ского искусства — Кносский дворец, по преданию, связанный с царем Миносом, лабиринтом и страшным Минотавром.

По-видимому, этот дворец был административным и религиозным цент­ром государства, его главной житницей и «домом» торговли. Центральный обширный двор окружали 300 различных помещений, расположенных на разных уровнях и соединенных множеством лестниц, рядом с которыми на­ходились световые колодцы. Важнейшим конструктивным элементом архи­тектурной композиции дворца служили так называемые иррациональные деревянные колонны, они суживались книзу и ярко раскрашивались (кра­сным цветом — ствол, черным — круглая капитель). Дворец террасообразно разрастался, как бы повторяя очертания гористой местности, вписываясь в критский ландшафт.

Главным украшением дворцовых покоев была фресковая жи­вопись, которая в виде фризов или панелей заполняла стены. Яркая красочная палитра критских художников близка цветовым переливам морской волны. Живопись (в отличие от египетской) производит впечатление абсолютной раскованности и внутренней свободы творца. Знамениты фрески, рассказывающие о праздне­ствах: «Дамы в голубом», «Парижанка», «Царь-жрец», «Акро­баты с быком».

Критские керамисты также создали изысканные произведения. Среди них вазы стиля «Камарес» (найденные в одноименной пе-щере). Например, ваза с осьминогом, где сферическая форма со­суда гармонично сочетается с извилистыми линиями в изобра­жении морского животного. Неизвестны монументальные памят­ники Крита. До нас дошли лишь образцы мелкой пластики из цветного фаянса и слоновой кости («Богиня со змеями»). В це­лом искусство Крита оставляет впечатление праздничного, кра­сочного, декоративного и по-восточному плоскостного и орна­ментального.

Гибель критской цивилизации обусловлена, по-видимому, дву­мя причинами. В середине XV в. до н. э. Крит испытал сильней­шее землетрясение и последствия извержения подводного вулка­на Санторин на о. Фера. Сыграло свою роль и завоевание остро­ва греками-ахейцами. Эстафету эгейской культуры приняла ма­териковая Греция.

В отличие от критской, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Она создала монументальную оборони­тельную архитектуру (акрополи в Микенах и Тиринфе с «цикло­пической» кладкой степ, грандиозные Львиные ворота в Мике­нах, украшенные геральдической композицией с двумя львица­ми).

Еще в 1876 г. немецкий археолог Генрих Шлиман открыл в Микенах скальные «шахтные гробницы» со множеством изделий из золота, серебра и слоновой кости; найдены и  грандиозные «купольные гробницы», или толосы.

В дворцовой архитектуре появляется новый тип помещения— мегарон. Его композиция с портиком, вестибюлем и залом, в центре которого размещался очаг, окруженный четырьмя колон­нами, предвосхищает архитектуру греческого храма.

Микенская держава была сметена- на рубеже XII—XI вв. до н. э. новым нашествием с севера: дорийцы огнем и мечом прошли по Пелопоннесу, позднее основали Спарту. Однако дорийская волна миновала область Аттику, населенную ионийскими племе­нами, сыгравшими особую роль в расцвете Эллады.

На фоне общего упадка греческой культуры и медленного возрождения выделяются в гомеровский период два вида искус­ства: вазопись и эпическая литература. Лучшими образцами ва­зописи являются большие дипилонские вазы (найденные близ Дипилонских ворот в Афинах) — надгробные амфоры и крате­ры, украшенные лентами геометрического орнамента с сюжетны­ми схематичными композициями между ними.

Главным источником знаний об этой эпохе служат два шедевра древнегреческой литературы — «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Первая повествует о событиях последнего года десятилетней войны греков-ахейцев с троянцами и о грядущем взятии Трои. До середины XIX в. Трою (Илион) считали вымышленной, но ее существование доказал Генрих Шлиман, осуществив мечту своей жизни. Во второй поэме странствия царя острова Итака Одиссея разворачиваются на фоне фантастических рассказов первых греческих мореходов о диковинах неведомых западных морей. Считается, что обе поэмы выросли из эпических песен древнегреческих певцов (аэдов, или рапсодов), их можно назвать «энциклопедией древности» по богатству исторического, мифологического, нравственно-философского, легендарного и эстетического содержания.

В «Илиаде» три группы действующих лиц: 1 — троянцы во главе с царем Приамом, его сыновья — великий герой Гектор и Парис (после похищения им Елены, жены спартанского царя Менелая, и начинается троянская война), царица Гекуба и жена Гектора — Андромаха. 2 — греки-ахейцы, возглавляемые Агамемноном, великий герой Ахилл, в начале поэмы гневающийся на Агамемнона, отказывается сражаться с троянцами, что приводит к гибели его друга Патрокла от руки Гектора, мстя за друга, Ахилл убивает мужественного троянца, позднее возвращая (за выкуп) его тело старцу Приаму; тризной по Гектору и завершается поэма осуждения войны и жестокой мести... 3 — олимпийские боги, активно вмешивающиеся в жизнь людей.

В эпоху архаики зародились греческая философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и ар­хаическая скульптура.

Отличительной особенностью культуры древних греков был агон — состязание. В 776 г. до н. э. впервые были устроены Олимпийские игры (в области Олимпия, названной в честь Зев­са). На пять дней провозглашался священный мир. «Олимпионик» (трижды победивший) награждался оливковой ветвью и правом на установку статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. В честь Аполлона атлеты соревновались в Пифийских играх в Дельфах, наградой служил лавровый венок. В Истмийских — в честь морского бога Посейдона наградой был сосновый венок. Также в честь верховного владыки Зевса устраи­вали немейские игры. Прекрасное тело атлета послужило стиму­лом к развитию античной скульптуры.

Эпоха героев ушла вместе с Гомером. Искусство слова обра­тилось к чувствам и переживаниям отдельного человека — ро­дилась лирика (декларация стихов в сопровождении лиры). Ве­ликими лириками называют страстного Архиолоха с о. Парос, жизнерадостного Анакреонта, возвышенного Алкея  и тонкую  поэтессу Сафо. В Древней Спарте развивалась хоровая лирика (дифирамбы в честь бога Диониса). Велика была слава и поэта Пиндара.

В это время в Греции была создана своя государственная си­стема, приведшая к установлению рабовладельческой демокра­тии. По сравнению с восточными деспотиями это был прогрессив­ный шаг. Вольные духом, греки видели идеал в собственном усовершенствовании, как подобает человеку и гражданину полиса, доблестному духом и прекрасному телом.

Художественное творчество Эллады, впервые в истории мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Не точное копирование природы, а стремление к совершенно прекрасным образам, на которые природа лишь намекнула. Кто такие боги Олимпа (Зевс, Афродита, Афина), как не люди, обретшие в сво­ем человеческом совершенстве бессмертие? Вслед за мифотвор­чеством искусство стало изображать человека, наделенного той доблестью и красотой, что ему надлежит в себе выявить.

Архаическая скульптура выработала два типа: это куросы (скульптура обнаженного юноши, имевшая культовое значение как образ Аполлона, а также развитая мужская фигура вообще) и коры (культовые изваяния дев в декоративной драпировке одежд и ярко разукрашенных; позднее коры стали в архитектуре кариатидами — колоннами в виде женской фигуры). Заимствуя образцы в Египте и Месопотамии, архаическая монументальная скульптура (до 3 м высотой) очень быстро совершенствовалась в реализме, сохраняя па лицах куросов и кор знаменитую «архаи­ческую улыбку» как попытку художника одухотворить, осветить еще статичный образ изнутри.

Архитектура времен архаики носит преимущественно храмо­вый характер. Постепенно у греков сложилась система, получив­шая позднее, у римлян, название ордер (порядок, строй). Одна­ко каждый храм рождает ощущение неповторимости, поскольку ордерная система применялась творчески, с учетом природного и архитектурного окружения. Архаика сформировала два варианта греческого ордера: массивный дорический, воплощавший идею мужественности, гармонию силы и строгости, и стройный, наряд­ный ионический. Позднее (в V в. до н. э.) появился пышный, зрелищный коринфский ордер. Все три ордера различались про­порциями и особенностями декора колонн (опор) и антаблемента (перекрытия).

В это время сложился и классический тип греческого храма— периптер   (оперенный),  прямоугольный  в  плане,  окружённый  со всех сторон колоннадой. Греческий храм служил «жилищем» для статуи божества, которую устанавливали в святилище   (наосе).

Как и природа Эллады, греческое искусство было ярким и многокра­сочным и празднично сияло на солнце. Раскрашивались архитектурные детали и скульптурные украшения храма, полихромной была и мраморная скульптура, стоявшая во всех общественных местах города, а также золо­тистым блеском пламенели бронзовые изваяния с цветными инкруста­циями. Ныне все это почти утрачено, да и бронза потеряла свой первона­чальный блеск.

Цвет в греческой пластике указывает на связь ее с живописью и стрем­ление передать красоту видимого мира. Ярким отблеском греческой живо­писи является вазопись. Амфоры, кратеры, изящные гидрии, плоские килики, удлиненные лекифы — не только совершенны по форме, но и гармо­нично расписаны мифологическими сценами. Вначале развивалась черно-фигурная   роспись,  а  позднее  появилась более совершенная краснофигурная.

Золотому веку греческой культуры, знаменующему «высо­чайший внутренний расцвет Греции» (К. Маркс), предшествова­ло великое испытание Эллады грозным нашествием персов и разорением Афин.

Слава греческих побед при Афоне, при Марафоне, при Саламине и Платеях, а также в Фермопильском ущелье озарила на многие века историю Эллады. Афины возглавили греческий мор­ской союз и после победы заняли главенствующее место в куль­турно-экономическом подъеме. Правители Афин (прежде всего— Перикл) стремились сделать свой город крупнейшим культурным центром греческого мира. В уста Перикла историк Фукидид вло­жил слова: «Город наш — школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас может легко проявить свою индивидуальность в самых различных жизненных условиях». Занятия спортом для всех, система образования, регулярное посещение театра и ре­лигиозных празднеств. Во всестороннем развитии личности греки опередили многие другие народы. Все это обеспечило всесторон­ний расцвет греческой художественной культуры.

В Афинах жили Протагор («Человек есть мера всех вещей») и Анаксагор, универсальный мыслитель Демокрит («Бедность при демократии настолько же лучше благополучия при царях, на­сколько свобода лучше рабства»). Воплощением эллинской муд­рости стал великий Сократ, учитель Платона.

Быстро развивалась и наука в лице Гиппократа — «отца ме­дицины» и Геродота — «отца истории».

       Во время театральных праздников (3 дня) греки избирали лучшего драматурга, постановку, актера и хорега (организатора представления). Всемирную славу аттической трагедии принесли «отец трагедии» Эсхил («Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и др.), Софокл («Царь Эдип», «Антигона», «Электра») и  Эврипид  («Медея», «Федра»). Расцвет комедии связан  с творчеством  Аристофана, черпавшего сюжеты из современной   политической   жизни   Афин    («Всадники»,   «Облака»,   «Лягуш­ки»,   «Лисистрата»   и др.).  Театр стал  настоящей школой  жизни и  воспитателем гражданина.

Гордостью Афин стал заново отстроенный замечательный ан­самбль — Афинский Акрополь. Возвели беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи (торжественный вход на Акрополь), храм Ники Аптерос (Бескрылой победы), храм Эрехтейон и Пинако­тека (собрание картин). Планировкой и постройкой Акрополя руководил величайший скульптор Греции — Фидий. Величавый архитектурный ансамбль воплощал могущество Афинской держа­вы и впервые — идею общеэллинского единства.

Парфенон — храм Афины Девы — жемчужина мировой архитектуры (зодчие Иктин и Калликрат, скульптор Фидий). Он возвышается над Акро­полем, подобно тому, как Акрополь возвышается над Афинами. Парфенон прекрасен и героико-монументален. Это дорический периптер с элемен­тами ионического ордера. Даже в своем полуразрушенном виде Акрополь производит неизгладимое впечатление.

В 1687 г. венецианское ядро взорвало пороховой погреб, устроенный завоевателями-турками в Парфеноне. А в начале XIX в, английский дипло­мат лорд Эльджин велел выломать часть знаменитого фриза Парфенона (украшение верхней части стены) и снять уцелевшие изваяния на фрон­тонах. Со временем их приобрело английское правительство, и ныне скульп­туры Парфенона — гордость Британского музея в Лондоне. Однако варварское   отношение   к   произведениям   искусства   получило   наименование   эльджинизм.

Ранее, в эпоху архаики, также славились святилище-храм Ар­темиды в г. Эфесе (Малая Азия) — одно из «семи чудес света», а позднее, в эллинистическое время — Мавзолей в Галикарнассе, Александровский маяк (в Египте), также вошедшие в «чу­десную семерку», а также Алтарь Зевса в Пергаме (П в. до н.э.). Если авторство архаической скульптуры не установлено, то клас­сическая эпоха и пришедший ей на смену эллинизм сохранили имена своих величайших мастеров скульптуры.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 26 - Физиология размножения.

Открывает этот славный список семи великих, конечно же Фидий. Зна­менита его 12-метровая статуя Афины Парфенос, стоявшая некогда в святилище Парфенона, выполнена в хризоэлефантинной технике (деревянный остов, покрытый слоновой костью и золотом), которая почиталась верши­ной искусства. В правой руке Афина держала статую (2 м) Ники (Побе­ды), а левой опиралась на щит с рельефом, к плечу было прислонено копье. Статуя не сохранилась, по была реконструирована по описанию современников. Столь же знаменита и фидиевская статуя Зевса («чудо света») для храма в  Олимпии. Зевса, сидящего на троне. Фидий ваял в специально выстроенной для этого мастерской. Скипетр с орлом священным посланни-ком в правой, а крылатую Нику в левой руке держал «отец богов и лю­дей». Золотое убранство, как полагают, весило около 200 килограммов, а глаза из драгоценных камней были размером с кулак. Двенадцатиметровая статуя простояла почти 900 лет и погибла в пожаре в V в.

Одним из первых скульпторов, сумевших реалистически передать дви­жения могучего тела, стал Мирон, с его знаменитым «Дискоболом». Скульп­тор Поликлет определил совершенные пропорции тела и передал их в пластике. Его «Дорифор» (копьеносец) был создан по канону, который господствовал потом более ста лет. Бронзовые «Дискобол» и «Дорифор» дошли до нас в мраморных римских копиях. На смену строгой величавости пластических образов трех афинских мастеров в VI в. пришел драматиче­ский пафос Скопаса («Менада») и мечтательная грация образов Праксителя («Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская» — на о. Книд, приобретший статую обнаженной богини, говорят, было настоящее паломни­чество жаждущих полюбоваться ее красотой).

В эпоху начала эллинизма, когда, благодаря завоевательным походам Александра Македонского, греческий мир необыкновенно расширился и активно взаимодействовал с восточными культурами, выдвинулся Лисипп (придворный скульптор Александра, создавший его скульптурные портре­ты, а также знаменитого «Апоксиомена» — атлета, очищающего тело скреб­ницей, и озорного «Эрота» с колчаком стрел и луком   за плечами).

К великой семерке причисляют и артистичного Леохара с его «Аполлоном Бельведерским» (мраморная копия с бронзового оригинала стоит ны­не во дворце Ватикана). Театральная эффектная поза бога света и искусства с отведенной в сторону левой рукой и небрежно наброшенным на нее плащом.

Среди знаменитых эллинистических шедевров монументальная «Ника Самофракийская» (Париж, Лувр), «Лаокоон с сыновьями» (Рим, Ватикан) и скульптурный фриз Алтаря Зевса (из Пергама, Малая Азия), ныне ос­татки его хранятся в берлинском «Пергамон - музеум» . Всемирную славу приобрела и статуя «Венеры Милосской» (Париж, Лувр).

Греческое искусство завершало свой исторический путь. На­чинался новый этап его «существования» — как высочайшего образца для всех последующих художественных культур. И пер­вым «учеником» явился Древний Рим.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5136
Авторов
на СтудИзбе
443
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее