Гумманизм искусства эпохи возрождения
ГУМАНИЗМ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Ренессанс отверг философию, опирающуюся па понятие человека-раба и противопоставил иную философию, опирающуюся на понятие человека-владыки, человека, познающего и покоряющего мир (С. Д. Артамонов).
Искусство Возрождения возникло в условиях переходного времени от феодализма к капитализму. По мере дальнейшего утверждения капиталистических отношений в Европе культура Возрождения неизбежно должна была распасться. Ее расцвет был связан с тем периодом, когда устои феодального общественного уклада жизни и мироощущения были, особенно в городах, основательно расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились во всей их торгашеской прозаичности, со всей их подлой «моралью» и бездушным лицемерием.
На первом этапе Возрождения личный труд ремесленника, особенно в области производства предметов домашнего обихода, еще не был полностью вытеснен, уничтожен мануфактурой; предприимчивый купец или банкир не превратился еще в безликий придаток к своему капиталу. Личная сметка, смелость, находчивость не утратили еще своего значения. Поэтому ценность человеческой личности определялась не столько «ценой» ее капитала, но и ее действительными качествами. Активное участие каждого горожанина в общественной жизни создавало особенно благоприятные обстоятельства для расцвета личности деятельной, полной энергии.
На смену критериям церковной морали, идеалу человека средневековья (монаху-аскету или воину-рыцарю «без страха и упрека») приходит идеал яркой сильной личности, стремящейся к счастью на земле, охваченной страстным стремлением развить и утвердить творческие способности своей активной натуры.
Огромное значение в формировании культуры Возрождения имело обращение к великому наследию античности, не полностью утраченному еще в средневековой Европе. Пафосом античной культуры явилось радостное и страстное стремление к познанию реального мира во всем его чувственном обаянии. Но образ человека Возрождения с самого начала отличался большей индивидуализацией и психологической конкретностью, чем в искусстве античной классики.
В XVI в. в Италии впервые появился термин гуманист, а в XIX в. — гуманизм (в переводе с латинского «человечность:»). Представители нового (направления этими терминами хотели показать светский характер своей пауки и литературы, освобождение их от засилья богословия.
Красотой естественных человеческих чувств, поэзией реальной человеческой жизни пронизано все искусство Возрождения XV— XVI вв.
В архитектуре идеалы жизнеутверждающего гуманизма, стремление к гармонически ясной красоте форм проявились в сооружениях светского назначения. Ратуши, лоджии, рыночные фонтаны, дома призрения получают особо широкое распространение и приобретают подчеркнуто монументальный и светский характер. Ярким примером архитектуры нового типа может служить Воспитательный дом итальянского зодчего Филиппо Брунеллески (1377—1446). Построен во Флоренции. Его открытая в сторону площади колоннада с красивыми полуциркульными арками выражала приветливость и гостеприимство.
Рекомендуемые материалы
Наряду с гражданской архитектурой, обслуживающей общественные интересы города, складывается совершенно новый вид архитектуры. Жилище богатого бюргера превращается в монументальный, пронизанный духом праздничной жизнерадостности дворец — палаццо. Палаццо наряду с ратушами и храмами в значительной мере определяли архитектурный облик ренессансного города в Италии.
Особое значение имело обращение к античной ордерной системе, разумность, логичность построения архитектурного сооружения, выявление тектонической логики здания. Не меньшее значение имела и гуманистическая основа ордерной системы, соотносимость ее масштабов и пропорций с масштабами и пропорциями человеческого тела.
Ученик и последователь Брунеллески Леон Баттиста Альберти (1404—1472) разработал планомерное применение античных ор-деров и показал в своей постройке палаццо Руччелаи во Флоренции способы их применения и сочетания.
Очень характерно для Возрождения широкое обращение к празднично-торжественным архитектурным сооружениям, на фоне которых выступает в монументальных скульптурных и живописных произведениях образ человека, господствующего над миром или активно борющегося в нем для достижения своих целей. Отсюда и земной, светский характер, свойственный большинству церковных сооружений, создаваемых в Италии на протяжении XV—XVI вв.
Ярким примером этого может служить собор св. Петра в Риме. Спроектированный великим итальянским зодчим Донато д'Анджело Браманте (1444—1514) в виде центрально-купольного сооружения в форме греческого креста с закругленными ветвями, мощным сферическим куполом над средокрестием, собор должен был представлять совершенно новый тип католическою храма, где пространство преобладает над массой, создавая необычный эффект «воздушности» и легкости постройки. После смерти Браманте в сооружении собора принимали участие почти все известные зодчие, находившиеся в Риме в первой половине XVI в. Строительство его приобретало особое значение в связи со стремлением пап укрепить позиции католицизма и папского государства. Здание должно было затмить собой руины языческих храмов и предшествовавшие ему христианские постройки.
В 1546 г руководство строительством собора перешло в руки великого гения итальянского Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Несмотря на многие изменения, привнесенные в проект предшественниками, Микеланджело достиг большей слитности всей композиции, где главное пространство (центральный купол с барабаном, окруженным колоннадой) получило безусловное преобладание над второстепенными ячейками сооружения (четыре малых купола). Таким образом, Микеланджело вернулся к центрическому плану, в чем проявилось торжество гуманистических идеалов.
Если в Италии разрыв со средневековой архитектурой носил более открытый и последовательный характер, то к северу от Альп (Нидерланды, Германия) новый тип архитектуры ренессансного города создавался в основном путем переработки готической архитектуры в духе большей гармоничности и повышенной праздничности форм.
В эпоху Возрождения искусство играло исключительную роль в культуре и определяло, в значительной мере, лицо эпохи. Отдельные цехи, соревнуясь друг с другом, украшали храмы и площади прекрасными произведениями. Представители богатых патрицианских родов как из личного честолюбия и политического расчета, так и из стремления к полноте наслаждения своими богатствами воздвигали великолепные дворцы, строили дорогие общественные сооружения, устраивали для граждан пышные праздничные зрелища и шествия.
Живописцы, ваятели, зодчие, движимые духом благородного соревнования, стремились в своих произведениях достичь наибольшего совершенства.
Характерной чертой искусства эпохи Возрождения явился небывалый расцвет реалистической живописи. Живопись впервые раскрывает заложенные в ней возможности широкого охвата жизни, изображения деятельности человека и окружающей его среды.
Увлечение наукой способствовало овладению анатомией человека, разработке реалистической перспективы, первым успехам в деле передачи воздушной среды, мастерству построения ракурсов, т. е. необходимой сумме знаний, которые позволили живописцам реалистически правдиво изображать человека и окружающую его действительность. Поэтому гениальный художник Леонардо да Винчи был и великим ученым. А работы лучших ученых и мыслителей были не только проникнуты духом своеобразной поэзии и образности, как например, у француза Френсиса Бэкона в его «Новом Органоне», но часто сокровенная суть взглядов этих ученых на общество выразилась в форме художественной литературы («Утопия» Томаса Мора).
Итальянские ученые выдвинули идеал универсального человека, обладающего основными познаниями во всех областях культуры. Присущая Ренессансу идея универсализма привела также к мысли о культуре общечеловеческой, преодолевающей узкие рамки стран и наций. «Тот, кто всему выучился, нигде не чужой; даже без состояния и друзей он — гражданин всякого города и смело может презирать все превратности судьбы», — писал Гиберти, один из гуманистов XV в.
Искусство Возрождения впервые в истории реализма нашло путь к созданию образа, в котором сочеталось яркое раскрытие индивидуального своеобразия личности с выявлением наиболее типичных и характерных качеств человека. Реалистический портрет Возрождения неразрывно связан с периодом его наивысшего расцвета, с именами ван Эйка, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Дюрера, Тициана. Портрет Возрождения пронизан пафосом утверждения личности, сознанием того, что разнообразие и яркость индивидуальности ее есть необходимое условие нормально развивающегося общества.
Решая новые по своему характеру задачи, живопись развивала и совершенствовала свои технические средства. Широкое развитие, особенно в Италии, в монументальной живописи получила фреска (Джотто, Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело). Почти полностью исчезла мозаика, достигающая богатых цветовых эффектов, но менее приспособленная для реалистической передачи объемов и форм. Техника темперы, особенно в искусстве раннего Возрождения, достигает своего наивысшего совершенства.
К величайшим созданиям ренессанского искусства принадлежат ватиканские фрески Рафаэля. Общая идейная программа фресковых циклов в станцах (комнатах) Ватикана, по замыслу папы Юлия II, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы — римского первосвященника.
Тема росписи станци делла Сеньятура (комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы) — четыре области духовной деятельности человека. Богословие представляет фреска «Диспут», философию — «Афинская школа», поэзию — «Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила».
Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля вообще следует считать «Афинскую школу». Знаменитые философы прошлого — Диоген, Зенон, Сократ, Пифагор, Платон и Аристотель — олицетворяют собой мир созидательной творческой энергии во имя духовной свободы и познания Вселенной.
Дальнейшее развитие станцовой живописи, интерес к пластически выразительной лепке формы, а также пробудившийся в. 20—30-е гг. XVI в. интерес к эмоционально заострённому мазку вызвали обогащение техники масляной живописи. В ее развитии особую роль сыграли мастера Северного Возрождения: Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Боутс, Иероним Босх и т. д.
В XVI в. техника масляной живописи становится господствующей. Величайшими мастерами этой техники были представители венецианской школы: Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто.
Расширение круга потребителей искусства привело, особенно в северных странах Европы, к расцвету гравюры. Совершенствуется гравюра на дереве, резцовая гравюра па металле, зарождается и достигает своих первых успехов офорт. Гравюра и офорт заняли значительное место в творчестве Рембрандта, Дюрера, Гольбейна и Брейгеля.
Большое значение для расцвета гравюры имело открытие и широкое распространение книгопечатания. Гравюра широко использовалась для художественного оформления и иллюстрирования печатной книги. Ряд издателей в Италии, Нидерландах, Германии, Франции создает неповторимые по своему высокому мастерству художественные издания. Французский юрист Де Ту писал: «Франция более обязана Роберу Этьену, усовершенство-вавшему книгоиздательство, чем величайшим полководцам, расширившим ее границы».
В отношении круга сюжетов изобразительное искусство Возрождения в основном продолжает обращаться к традиционным мотивам, почерпнутым из христианских мифов и сказаний, широко дополняя их сюжетами из античной мифологии.
Великий художник немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер писал, ссылаясь на авторитет античных мастеров: «Не убивайте со зла благородного искусства, которое было найдено и накоплено с великим трудом и старанием. Ведь искусство велико, трудно и благородно, и мы можем обратить его во славу божью. Ибо как они дали своему идолу Аполлону пропорции прекраснейшей человеческой фигуры, так мы хотим теми же мерами воспользоваться для господа нашего Христа, прекраснейшего во всем мире». Далее Дюрер утверждает свое право на воплощение образа Марии в облике прекраснейшей женщины Венеры и Самсона в облике Геракла.
По существу это означало решительное изменение всего содержания старых христианских сюжетов и мотивов. Красота естественных человеческих чувств, поэзия реальной жизни решительно вытесняли мистическую отчужденность образов средневековья.
Значительная часть произведений, написанных на религиозные темы, имела культовое назначение, т. е. предназначалась для церквей и соборов. Но по своему содержанию эти произведения носили подчеркнуто реалистический характер и по существу своему были посвящены утверждению земной красоты человека.
Такова, например, Сикстинская мадонна Рафаэля Санти (1483—1520), исполненная для монастыря в Пьяченце. Необычайную прелесть мадонны современники обозначили термином «грация» (изящество). «Для того, чтобы написать красавицу, — говорит Рафаэль в одном из своих писем,— нужно видеть много красивых женщин; но т. к. красавицы редки, а правильный выбор труден, то художник пользуется «некоей идеей», которая складывается у него в голове и которой он старается следовать».
Вместе с тем возникают в качестве самостоятельных жанров и чисто светские роды живописи: индивидуальный и групповой портрет. В период позднего Возрождения начинают формироваться жанры пейзажа и натюрморта.
В скульптуре, особенно в статуях, посвященных мифологическим, библейским, а также и реальным современным деятелям, утверждаются в героизированной и монументальной форме типичные черты и качества человека того времени, раскрывается страстная сила и энергия его характера.
Ярким примером может служить гигантская мраморная статуя Давида (5,3 м) Микеланджело. Великий скульптор вопреки библейскому мифу и установившейся традиции изобразил этого победителя не мальчиком, а юношей, и не после победы, а перед битвой. Специальная комиссия крупнейших художников в 1504 г. решила установить эту статую перед дворцом Синьории во Флоренции как символ того, что «правители должны мужественно защищать народ и справедливо им управлять».
Люди также интересуются этой лекцией: Информация и её свойства.
Широкое распространение получает перспективный многофигурный рельеф. В нем художник сочетал пластическую наглядность скульптуры и свойственную живописи глубину перспективно построенного пространства, стремился изобразить сложные события с участием большого количества людей.
Яркой иллюстрацией может служить рельеф «Битва кентавров» — одна из первых, дошедших до нас, скульптурных работ Микеланджело. Несмотря на то, что произведение выполнено семнадцатилетним юношей, в нем выдвигается основная тема искусства Микеланджело — тема борьбы как апофеоз героического человека, его силы и красоты.
Если на начальных этапах Возрождения все виды искусства еще тесно связаны с художественным ремеслом, то к началу Высокого Возрождения происходит выделение живописца и скульптора из среды ремесленников. Мастер живописи или ваяния — это артист, яркая, одаренная творческая личность, полностью отделившаяся от остальной массы ремесленников. В случае успеха он — богач, занимающий видное место в обществе. Но свобода творчества таила в себе и опасность неустроенности личной судьбы, элементы конкуренции и соперничества. Новое положение художника в общественной жизни также таило в себе опасность разрыва между «высоким» и «ремесленным» искусством.
Значительно позднее эта опасность особенно пагубно сказалась на прикладных искусствах. В период же Возрождения взаимосвязь не была еще полностью нарушена. Например, стоит лишь вспомнить замечательные ювелирные изделия ваятеля позднего Возрождения Челлини, деятельность француза Паллиси, соединившего в своем лице крупного ученого-гуманиста и мастера майолики.
Не случайно, что в эпоху Возрождения не только расцветали почти все известные ранее виды прикладного искусства, но и получили дальнейшее свое развитие такие его отрасли, как ювелирное дело, художественное стекло, роспись по фаянсу и т. д. Жизнерадостность и звучность красок, изящное благородство форм, глубокое чувство единства стиля характерны для прикладного искусства Возрождения.
Подытожить все вышеизложенное можно словами великого Гегеля: «Возрождение наук, расцвет изящных искусств и открытие Америки и пути в Ост-Йндию можно сравнить с утренней зарею, которая после долгих бурь впервые опять предвещает прекрасный день. Этот день был днем торжества всеобщности, который, наконец, наступает после продолжительной, богатой последствиями и ужасной ночи средних веков. Этот день ознаменован развитием науки, искусства и стремлением к открытиям...»