Новые формы и жанры искусства конца ХХ в
НОВЫЕ ФОРМЫ И ЖАНРЫ ИСКУССТВА КОНЦА XX в.
Искусство XX в. знает пока только один, начальный рубеж своей истории. Многие его художественные процессы не завершены, и даже смысл некоторых из них не определился достаточно ясно в самой жизни искусства. Искусство XX в. не существует еще как историко-художественное явление, исчерпавшее свое развитие и полностью раскрывшее себя в законченном виде. Нет еще и его итоговой истории. Поэтому мы не будем формулировать общие свойства искусства конца XX в., выделим лишь то, что оно является переломным, кризисным в изначальном смысле данного слова, выражающим наивысшую напряженность перелома. В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого, и развития нового.
Реальная история искусства покажет, как одни художественные движения, возникнув, быстро исчерпывают себя, другие устойчиво существуют на протяжении многих десятилетий XX в. Что можно сказать о новом музыкальном языке, новых принципах композиции? Между музыкой и аудиторией сложились новые своеобразные отношения благодаря успехам радио, телевидения, дискам, магнитофонным пленкам. Домашние фонотеки способствуют значительному росту музыкальной культуры. Ведь в домашних фонотеках содержится все: развлекательная музыка, музыка прошлых веков, все виды джаза и т. п. Новая непривычная музыка Шенберга, Шнитке, Вячеслава Артемова, Губайдулиной и других современных композиторов слушается с большим напряжением, требует большой затраты нервной энергии, подготовки к восприятию. Намного опередили другие виды музыкального искусства — «легкая музыка», поп-музыка, мюзикл, рок-оперы и т. п.
Говоря о современных музыкальных явлениях XX в., нельзя не остановиться на творчестве Вячеслава Артемова, автора «Реквиема», «Пути Олимпа», симфонических циклов. Содержанию музыки Артемова - миссионерское — о поисках Бога человеком, Бога потерявшим, трагическая, апокалипсическая история России и вера в ее возрождение.
Композитор верит, что музыка формирует нравственность, духовность человека, преображает его личность. «Музыка — проводник чувствования божественного начала». «Реквием» Артемова посвящен «жертвам сталинских репрессий». Музыка красок, тембров, интонаций, экспрессивных, выразительных, передающих тончайшие движения души — такова музыка Артемова — композитора первой величины XX в.
Конец XX в. — это еще рок-музыка со всеми ее разновидностями и множеством направлений. Стали развиваться и исполняться с огромным успехом рок-оперы. «Юнона и Авось», «Иисус Христос — суперзвезда» (авторы Рыбников и Эндрю Веббер), «Смерть и жизнь Хоакина Мурьеты». Появилась электронная, компьютерная музыка. Музыка стала сочиняться в студиях. Изобретаются новые инструменты — к классическим инструментам присоединяются и технические средства. Новый подход к аранжировке привел к авангардному джазу. В состав классических оркестров вводятся электронные инструменты. Новое звучание появляется в синтезе народной музыки с джазовой, с классической музыкой и т. п. Расширились возможности технических приемов в исполнительском искусстве. Технической изобретательности дается полный простор. Ростропович полемически убеждает Б. Чайковского: «Пишите так, как хочется, я все сыграю», «Сыграть возможно все». Смелое сольное использование всех струн (виолончель), варианты аккордики, тембровые эффекты, феерическая быстрота пассажей. Небольшое обобщение в области музыкальных достижений в современной легкой и классической музыке можно закончить следующими высказываниями великого музыканта XX в. Мстислава Ростроповича: «Современную музыку исполнителю донести до слушателя несравненно трудней, нежели классическую. Ее драматургия стала намного сложнее, эмоциональнее, интеллектуальнее».
Ещё посмотрите лекцию "Часть 1" по этой теме.
Бурные, сложные события в социально-политической и культурной жизни России, Европы конца XX в. породили огромное количество художественных направлений, поисков нового в жанрах, в технических приемах. Лихорадочна, даже суетлива жизнь искусства. Московская галерея Арт Модерн экспонирует работы художников 60—80 годов. В залах современного искусства собиратели музея ориентированы на классику современного искусства. Здесь неизвестные имена художников встречаются с известными. Например, Лариса Наумова и ее картина «Художник, муза и модель», Наталья Нестерова «Поклонение пастухов».
А слышали ли вы об искусстве арьергарда? Традиции его стали складываться с 60-х гг. В идее искусство арьергарда полярно исходному авангардистскому принципу. Если авангард — это «революция», то арьергард «реставрация». Авангард бестрагедиен, хотя и катастрофичен по самоощущению. В арьергарде же трагедия первична. Он обращается к прецедентам. В конфликте с современной ему реальностью арьергард уходит в прошлое и ищет в прошлом некие объективные ракурсы, в которых границы современного будут подвергнуты творческому сомнению, отстранению, смещению и... может, и вовсе отменятся?.. Арьергард «реакционен» и консервативен по духу. Завтра для него нет и не будет: длящееся сегодня — ирреально, неподлинно. Генеральный сюжет арьергарда — «Я в столкновении с культурой», «Я событиен культуре». Он воскрешает миф или барокко. Художник Бурьян: сакральный дом, мировое дерево, рыба, как прародительница всего сущего; Мировой океан, хранящий в себе Атлантиду. А для Матвея Вайсберга мировая гора, путь-дорога, башня, потоп, коза, рыба как знаки тотема. К примеру, Марта Волкова «Жеребенок», 1990 г.; Олег Бурьян «Люди-храмы», 1990 г.
Примером искусства XX в. стала рекламная фотография. При тончайших визуальных эффектах, детальной проработке всей площади кадра, безграничной цветовой палитре, фактурном контрасте - реклама достигает подлинной стилевой и образной гармонии. Глядя на такие фотографии, забываешь, что перед тобой лишь реклама товара, а воспринимаешь это как настоящее высокое искусство. Говоря о современном искусстве, необходимо отметить и другие направления: концептуализм, соц-арт, поп-арт, «бумажная архитектура», суперреализм, сюрреализм.
Огромную роль в духовной жизни современного человека играет кино. В наше время существуют проблемы взаимоотношений кино и телевидения, «высоких» и «низких» жанров, театра и литературы. Современные режиссеры находят новые формы в кино, спорят о жанрах, видах, стилях. Кино как искусство XX в. представлено великими именами Бергмана, Куросавы, Феллини, Де Сика, Формана, Тарковского, Михалкова, Тодоровского.
Современные писатели, создавая произведения о наших сегодняшних проблемах, обращаются к общечеловеческим темам рождения, исцеления, спасения, надежды, сострадания, жестокой правды жизни и милосердия. Сегодня можно выделить несколько пластов литературы: первый пласт — литература, оказавшаяся за пределами родины; второй — репрессированная литература; третий — давно знакомые произведения, публиковавшиеся раньше в безжалостно искаженном виде; четвертый пласт — молодая литература, уверенно пробивающая себе дорогу в жизнь. Литература может быть представлена именами таких замечательных писателей, как В. Гроссман, В. Некрасов, В. Аксенов, М. Колосов, В. Войнович, В. Максимов, А. Солженицын, Ю. Поляков, Кунин, Л. Габышев, В. Попов.
Перелистывая страницы произведений мировой художественной культуры, мы прочитываем главную идею нашего времени: только объединив лучшие умы человечества, мы можем спасти мир, только сломав барьер ограниченности, взаимной отчужденности, можно влиться в общечеловеческую культуру. Мировая художественная культура дает возможность общения с людьми и глубокого понимания смысла жизни человека на земле.