Популярные услуги

Главная » Лекции » Физическая культура и спорт » Введение в арт-реабилитологию » Художественно-эстетические средства и методы реабилитации детей инвалидов

Художественно-эстетические средства и методы реабилитации детей инвалидов

2021-03-09СтудИзба

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Художественно-эстетические средства и методы

реабилитации детей-инвалидов»

Вопросы:

1. Реабилитационный потенциал изобразительных средств искусства.

2. Направление работы с инвалидами.

3. Реабилитация средствами канонической древнерусской живописи.

4. Арт-терапия, формирование образов-опор.

Рекомендуемые материалы

5. Реабилитационно-культурологический цикл.

Реабилитационный  потенциал изобразительных средств  искусства

      За более чем 10-тилетний период работы, специалисты "Инва-Студии" разработали оригинальные методики социальной реабилитации детей-инвалидов средствами изобразительного искусства, художественного творчества, накопили позитивный опыт реабилитационной работы.

       Этот опыт, как показывает его анализ, можно систематизировать и использовать по направлениям:

Преодоление комплекса неполноценности. Опрос детей-инвалидов и их родителей показал, что дети, ввиду инвалидности, имеют массу комплексов и среди них такие, как комплекс неполноценности, следствием чего является постоянная неуверенность в себе, отсутствие, в связи с тяжелыми заболеваниями, перспектив интересной работы, профессии и семьи. К этому можно добавить, что у значительной части детей плохие, неровные отношения с окружающими, в том числе и с родителями. Частая раздражительность и даже озлобленность приводит к утрате социальных связей и постоянное  чувство безысходности и тоски у многих доминирует.

В силу своих проблем и комплексов дети-инвалиды не сразу осознают свои способности. «Старт» у них, как правило, сложнее, чем у здоровых детей. Но при правильной кропотливой работе по выявлению способностей, можно сказать, выращиванию таланта, дети-инвалиды могут добиться едва ли не больших результатов, чем здоровые дети. Их творчество становится для них главной целью в жизни, и результаты труда становятся главным фактором снятия комплекса неполноценности.1

Сережа Галкин (больной тяжелейшим заболеванием – миопатией), у которого двигались только три пальца правой руки, поражал всех своей работоспособностью и продуктивностью. Олеся Тарасенко, с тяжелейшей  лёгочной гипертензией работала сразу на четырех кафедрах, и родители обоих ребят были убеждены, что их детей спасает художественное творчество. Филипп Рысухин от полной безысходности и неверия в себя и свои силы перешел в настоящее время к твердому убеждению, что окончит университет и поступит в аспирантуру.

Преодоление комплекса неполноценности проходит, как правило, уже в рамках I этапа социального реабилитационно-культурологического цикла. Первые успехи ребенка, мотивация, а затем самомотивация снимают эти сложные синдромы. Важную роль в этой работе выполняют не только педагог-реабилитолог, психолог, но и ближайшее окружение детей, их родители.2 В «Инва-Студии» разработана специальная методика художественно-реабилитационной работы «реабилитационная лесенка», с помощью которой ребенок каждый раз как бы поднимается над самим собой, выполняя более сложное задание.

__________________________________________________________

1. Рыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Руководство для социальных работников. М.: Логос, 1996, с. 17.

2. Преодолевая барьеры инвалидности. М.: Институт социальной работы, 1997, с. 61.

Работа с инвалидами с тяжелыми заболеваниями. Особая категория инвалидов, и особенно детей-инвалидов – те, кто в силу своих физических ограничений не могут выходить из дома. Они, как правило, чаще болеют, многие годами находятся в полном бездействии. Для работы с такими детьми  в студии было организовано, в 1997 году, специализированное отделение, на договорных началах, при Кубанском государственном университете, это отделение подготовки педагогов – реабилитологов, студенты которого начали с первого курса работать с инвалидами на дому. В результате: инвалиды стали выполнять самую сложную художественную работу. У них появилась поддержка, опора, а затем, как следствие - цель в жизни. Нами был поставлен вопрос об организации на федеральной основе реабилитационного отделения не только в Кубанском государственном университете, но и в других ВУЗах страны.

Супруги Т.А. и В.И. Руськины разработали метод развития художественных способностей инвалидов-ампутантов, отталкиваясь от их  умения работать не по традиционным программам (по рисунку и живописи), но на основе цветовых пятен и общей визуализации предмета. В ряде телевизионных передач В.И. Руськин показал  работу по данной методике на примерах инвалидов ампутантов  студии и даже с 11-тилетним  мальчиком из Санкт-Петербурга, который потерял обе руки, схватившись за оголенные электропровода под напряжением.

          Реабилитация семьи. Значительная часть семей, где живут инвалиды, оказывается в тяжелом положении и вопросы реабилитации должны решаться уже не на уровне отдельных инвалидов, но в целом семей. В студии регулярно включают родителей (в основном матерей-одиночек, воспитывающих детей-инвалидов) в реабилитационные программы. Реабилитация семей дает возможность получить больший эффект в реабилитации отдельного инвалида.1 Это необходимо учитывать при проведении экспертно-аналитической работы в реабилитации и профессиональной подготовке инвалидов.

Работа с детьми с нарушениями умственного развития. После того, как студия стала успешно работать с детьми-инвалидами с психо-соматическими проблемами, в неё обратились родители детей - с нарушением умственного развития. Для  таких детей были разработаны специальные программы, которые  не были связаны с духовной живописью, но, которые также включали бы ребенка в художественное творчество.

Эти программы были дифференцированы по группам детей, а также применительно к каждому ребенку,  его  интересам, способностям, возрасту.  Результаты уже через полгода не замедлили сказаться, особенно в так называемых «пограничных группах», где дети заметно отставали в логике, но показали интересную работу в колористическом отношении, композиции.

В живописи и даже рисунке они стали добиваться результатов, пожалуй, не меньших, чем дети художественных школ. Эмоциональное восприятие, способности к  художественному творчеству у них оказались практически на уровне нормальных детей.

В методике работы с детьми с нарушением умственного  развития  основной упор делается на цветовое содержание работ, введение образов, соответствующих (а не противоречащих) мироощущению ребенка.

Выход ребенка из болезни. Важнейшим фактором состояния инвалида в результате творческой реабилитации является его «выход из болезни». Психологическая доминанта инвалидности в процессе реабилитации детей  заметно ослабевает, а подчас, исчезает совершенно.2

_______________________________________________________________________

1. Ярская-Смирнова Е. Р., Когда в семье ребенок-инвалид. Социологические исследования. 1997 №1 с. 83.

2. Преодолевая барьеры инвалидности с. 19.

           Конечно, болезненное состояние, особенно при тяжелых формах инвалидности оказывает постоянное воздействие на ребенка, но теперь возникают новые положительные факторы: творчество, перспективы труда, новая самооценка личности, возможности самовыражения и новое поле деятельности, на котором  ребенок может противопоставить себя и свои  новые возможности заболеванию.

Ранняя профессиональная  направленность в художественной работе с детьми - инвалидами. Исследования показали, что для детей-инвалидов  очень важна ранняя профессиональная ориентация. Они раньше стремятся включиться в творческую профессиональную работу, чем здоровые дети. Поэтому уже в самом раннем возрасте необходимо создавать условия для выявления способностей детей. Представляется важным, чтобы уже к окончанию общеобразовательной школы ребенок-инвалид не только проявился в своей профессиональной ориентации, но и получил поддержку и возможность реализации своих планов. Понятие „социальная независимость“ индивида – это возможность не только чувствовать себя равным среди равных в малом и большом социумах, но и противостоять своим творческим трудом, способностью к созиданию, тем ограничениям и болезням, с которыми ему приходится сосуществовать и  против которых  бороться.

Все это возможно при условии, если инвалид будет иметь возможность развивать уже в раннем возрасте свои творческие художественные способности как профессионал.

В студии выделено т.н. отделение «перспектива». Это те дети-инвалиды, для которых изобразительное искусство, художественное творчество, стали главной целью в жизни. Дети этого отделения успешно поступают в художественные училища, ВУЗы,  им легче жить, у них в жизни есть опора и перспектива.

Воспитание способностей ребенка, воспитание таланта. Занимаясь на протяжении ряда лет художественной реабилитационной работой с детьми, педагоги студии разработали систему развития способностей ребенка.

Не редки случаи, когда в студию приходят дети, не умеющие даже рисовать. Не только педагоги, но и  родители этих детей бывают убеждены в бесталанности своих детей. Но уже через полгода ребенок начинает показывать хорошие художественные результаты.

Работа с детьми начинается с так называемой „пробы сил“. И при любых, даже самых незначительных результатах, педагог не должен говорить ребенку, что он не имеет способностей.1 Наоборот, перед педагогом стоит сложная задача поддержать ребенка. И поначалу не только подсказать, но может быть даже порисовать вместе с ним.

После того, как что-то получилось, возникает так называемая «мотивационная ситуация». Ребенок начинает проявлять интерес к тому, что у него получается. Начинается совместный с преподавателем поиск внутренних резервов, а затем развитие и закрепление успеха. Дальше начинается поиск собственного «Я», самомотивация, выявление индивидуальных особенностей личности. И снова поиск новых резервов. Выстраивается очередная схема работы. Опыт показал, что практически все дети обладают  теми или иными художественными способностями, даже дети с нарушением умственного развития, они на протяжении многих лет показывают в студии очень интересные результаты.

В студии нет конкурса, нет деления детей-инвалидов на способных и неспособных. Принимаются практически все дети-инвалиды. Не  ограничиваются сроки приема детей в студию. Тем не менее, большая  часть детей, кто не умел поначалу рисовать, уже через полгода работы в студии начинает показывать результаты, которые удивляют даже опытных специалистов.

_______________________________________________________________________

1. Бруно М. Терапия Творческим выражением. М.: Медицина, 1989, с. 27.

Реабилитация средствами канонической древнерусской живописи. Наши наблюдения показали, что наиболее эффективной формой социальной реабилитации, является реабилитация средствами древнерусской живописи или иконописи. Это происходит в том случае, если инвалид осознал свою работу, как духовную и творческую в рамках канона, если он приобщился к церковной жизни, прошел этап воцерковления.

Икона, как часть литургии, вводит инвалида в сферу духовного, глубокого и одновременно творческого начала. Родители даже самых тяжелых инвалидов с удивлением наблюдали положительные перемены, которые начинали происходить в детях в процессе работы над иконой и в первую очередь психофизические. У детей больных сахарным диабетом снижался сахар /до нормы/, менялось поведение ребенка, в первую очередь в его отношениях с родными, окружающими. Дети удивляли родителей тем, что стали читать Библию, потянулись к серьезной творческой работе, стали ходить в церковь и даже приобщать к этому своих сверстников.

Конкретные методы реабилитационно-художественной работы описаны нами в методическом пособии и являются частью реабилитационно-культурологического цикла.

Так называемые слабые и сильные работы детей. В реабилитации очень важно не делить, /особенно на первых этапах/ работы детей на слабые и сильные, а видеть их в динамике и единстве. С одной стороны, они выявляет художественный рост ребенка, с другой,  для хорошего психолога и реабилитолога – это целая книга его внутреннего состояния.

Педагоги студии не ставят на первое место задачу добиться высоких художественных результатов, но создают условия для комфортного внутреннего состояния ребенка, стремления через творчество преодолеть проблемы как психологические, так и физические. Вместе с тем, конечный результат всегда бывает высоким.

Художественные результаты приходят как бы естественно и становятся следствием комплексной  работы с ребенком.

Художественные выставки и реабилитация. Выставки в нашей работе не являются  главным или основным, самоцелью. Главное – реабилитация через художественное творчество, при подготовке и проведении выставок. Они – важный фактор, а точнее условие социальной реабилитации детей-инвалидов. Именно на выставках проходит как бы завершение оценки и самооценки работы ребенка. Он может оценить ее глазами посетителей, через их мнение. Они становятся одной из форм художественно – психологической реабилитации.

         Студия провела более 200 выставок и большая их часть носила направленный реабилитационный характер. Зачастую на выставках проводились мастер - классы, в которых принимали участие наравне с педагогами дети-инвалиды. В последнее время мы начали разрабатывать программы выставок с включением в них вокально-музыкальных сюжетов. В Москве провели цикл работы с детьми приюта «Отрадное» (социально-реабилитационный центр) в программу которого входило групповое написание иконостаса для часовни.

          Авторские программы.

С 1993 года, то есть с самого начала работы, педагоги «Инва-студии» стали готовить авторские программы по художественно-эстетическому воспитанию и обучению детей-инвалидов. В программах по древнерусской живописи был использован опыт дореволюционных иконописных центров России и, в первую очередь, Палеха (Обобщен Палехским художественным училищем)1, а также опыт и программы иконописной школы при Московской духовной академии, с которой студия с самого начала установила творческие контакты.2

         Учебные занятия проводились в форме индивидуальной работы, программы адаптировались в соответствии с особенностями детей

________________________________________________________________

1. Зиновьев Н. М. Стилистические традиции искусства. Палеха Л., 1981, с. 51

2. Иулиания, монахиня (М. Н. Соколова). Труд иконописца. Свято Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад 1995, с. 15.

(категории, гл. 1). Они имеют общую часть (общая, единая художественная-эстетическая программа) и специальную (реабилитационную), которая учитывает физическое и психологическое состояние ребенка, уровень его подготовки, обучаемость и т.п.

Так, программа по древнерусской живописи имеет 3 основных раздела:

I раздел программы включает изучение простейших форм канона. Параллельно ставятся реабилитационные задачи: снятия психологических синдромов инвалида, мотивации и самомотивации художественной работы.

II раздел предполагает освоение более сложных графических форм, в том числе канонических образов и, параллельно, проходит духовно-культурная реабилитационная работа.

В III разделе программы, когда начинается работа художественными красками, в реабилитационный цикл включается работа с духовными лицами, посещение храмов, изучение основ православия. Здесь формируются  все базовые социальные качества ребенка, описанные нами выше.

На I и II этапах большую роль играет работа по методу «индивидуальной художественной опеки». Она выражается в том, что дети с заболеваниями ДЦП, с нарушениями опорно-двигательной системы нуждаются в восстановлении двигательной активности. Педагогам приходится иногда даже водить рукой руку ребенка до тех пор, пока он не восстановит свои двигательные способности.

На III этапе работы большое внимание уделяется методу т.н. духовного приближения, то есть постижения духовного существа святых, над образами которых работали дети. Параллельно проходит сложный процесс духовно-культурной реабилитации ребенка.

 В процессе работы формируется художественно-реабилитационная среда, что имеет большое значение для результатов реабилитации. Отношения детей в студии строятся на принципах взаимопомощи, стираются (до известных пределов) грани между педагогами и детьми. Традиционная этика и эстетика поведения, культивируемая в школе, уступает место более теплым, почти семейным отношениям. Создаются  условия максимальной комфортности учебно-реабилитационной работы, творческого роста ребенка. Большую роль играет работа детей в т. н. разновозрастных группах. Расширение духовного и культурно-психологического пространства происходит за счет проведения регулярных выставок, реабилитационных экспедиций по Краснодарскому краю и за его пределами, в Москве, Санкт-Петербурге, на Соловках.

Уникальное значение приобрели в социальной реабилитации детей-инвалидов т.н. реабилитационные сборы студии, проводимые в санаториях края. Во время сборов с детьми-инвалидами проводится комплексная  художественно-реабилитационная работа. Медико-психологическая реабилитация дополняется духовно-культурной, художественной, творческой. Результаты бывают весьма убедительны. Например, у детей больных сахарным диабетом уровень сахара снижается до нормы. Родители отмечают особенный настрой детей, восстановление  многих социально- психологических качеств, которые раньше были практически утрачены детьми – инвалидами.

Реабилитационные сборы, как комплексная система работы с детьми-инвалидами включают:

1) проведение медико-психологической реабилитации (врачи санатория);

2) практической художественно-реабилитационной работы с детьми-инвалидами, студийцами (педагогами-художниками, студентами КубГУ);

3) проведение бесед, групповой и индивидуальной духовно-культурологической работы (педагоги студии).

Арттерапия, формирование образов-опор. Предполагает создание «образов-опор». Образы-опоры формируются в процессе творческой работы по программе педагога-реабилитолога, врача-педиатра и психолога (совместная работа) с учетом состояния и степени заболевания инвалида.

На первом этапе работы реабилитолог ставит задачу формирования „внешних образов-опор“. При этом он учитывает не только заболевание ребенка, его психофизическое состояние, но особенности его темперамента, характера, уровня подготовленности, интересы, то есть самый широкий круг особенностей человека, вплоть до его менталитета.

В процессе работы происходит трансформация „внешнего образа-опоры“ во „внутренний“. Образ-опора становится неотъемлемой частью жизни и деятельности ребенка-инвалида, важным арсеналом в его борьбе с болезнью. В наших исследования мы опираемся на многочисленные факты положительного влияния арттерапии в системе социальной реабилитации на различных отделениях студии, в домашних условиях, в условиях стационара в детских больницах г. Краснодара, на отделении древнерусской живописи, народных промыслов и т.д.

В условиях лечения детей в стационаре, использования культурно-реабилитационных арттерапевтических программ, можно, с одной стороны, снимать негативные психологические синдромы, с другой, способствовать улучшению всей лечебной деятельности учреждения, что постоянно констатируют врачи, обслуживающий персонал детских клиник, где работают специалисты «Инва-Студии». И, наконец, наблюдаются самые положительные результаты в формировании т. н. проектной (инновационной) модели инвалида.

Например, инвалиду-ампутанту без одной или обеих верхних конечностей можно стать хорошим художником, вопреки т.н. ограничениям. Для этого в студии используется специальная методика обучения инвалидов-ампутантов.

Арттерапевтическая работа в детском кардиологическом центре

На протяжении двух лет педагоги «Инва-Студии» проводили систематическую реабилитационную арттерапевтическую работу в детском кардиологическом центре города Краснодара (железнодорожная больница), а также в 1-й городской и 2-й городской детских клиниках. К сожалению, ограниченность средств студии не позволила ей продолжить  эксперимент. Вместе с тем положительные результаты его очевидны. Ниже мы представляем краткое описание опыта арттерапевтической работы в кардиологическом центре г. Краснодара.

Методические рекомендации ПО арттерапевтической работе с  детьми с заболеваниями сердца

            Изобразительное искусство имеет исключительное значение в развитии детей, их обучении и эстетическом воспитании через арттерапевтическую работу. Оно помогает вводить детей в волшебный мир прекрасного, в гармонию линий, разнообразие форм, цвета.

С помощью дидактических материалов: специальных карточек, рисунков, просто цветовых пятен - дети познают многоцветие и красоту окружающего  мира, законы воплощения прекрасного в произведениях изобразительного искусства.

Рассматривая достаточно широкий круг проблем, обусловленных детской инвалидностью, педагог-воспитатель строит педагогический процесс так, что вся работа с больными детьми исходит, прежде всего, из нужд, интересов и возможностей самого ребенка, желания развить в нем имеющиеся способности, приобрести навыки в художественном творчестве самостоятельность, умение общаться со своими сверстниками, расширять сферу жизнедеятельности.

Работая по программам, можно эффективно помочь ребенку с заболеваниями сердца и  внутренних органов, научить его жить полноценной, полнокровной жизнью, снять стрессовое состояние перед и после операции.

Решая общепедагогические и воспитательные задачи, педагогу необходимо найти подход к каждому ребенку с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. Как уже было отмечено, основным принципом лечебной педагогики является индивидуальный подход, единство педагогического и лечебного начал. В арттерапевтической работе чтобы снять у детей отрицательную доминанту, педагог дает детям в руки бумагу, кисти, краски, карандаши. Детская энергия, которую сковывает патология до, или после операционный режим, внутренний мир его эмоционального состояния, выплескиваются на бумагу в рисунках.

Перед операцией дети, как правило, выражают в своем творчестве состояние чувства и мысли, которые их занимают. Они, как правило, далеки от радужности, благополучия. Но педагог-реабилитолог разрабатывает программу таким образом, чтобы дать возможность ребенку переключить свои эмоции из минора в мажор именно через рисунок. Творческий процесс становится удовольствием, радостью для ребенка. Это отражается на бумаге в ярких рисунках, где солнце распускает лучи, где пахнут цветы. В каждом эпизоде передается состояние спокойствия и домашнего уюта. Дети старшего возраста зачастую выбирают серые, черные тона для своих рисунков. Это говорит о том, что стрессовое состояние у них бывает выше, чем у маленьких детей. Задача педагога состоит в том, чтобы отвлечь ребенка от его страхов, которые он испытывает перед предстоящей операцией. После операций дети старшего возраста быстрее выходят из состояния болезни. Изображают мир ярким и радостным. И это понятно. Тем не менее бывает и такое: после операции дети выбирают краски, ядовито-синие, приглушенных, минорных тонов. Таким образом, после перенесенных страданий ребенок передает свое состояние.

Педагоги отмечают и другое: рисуя, ребенок расширяет знания о мире; рисунок дает ему ощущение новых возможностей и даже превосходства над тем, что его окружает силы в борьбе с болезнью. В  процессе работы над  рисунком ребенок накапливает также знания о себе, расширяет словарный запас, общается и развивает воображение. Деятельность в процессе художественно-реабилитационной работы создает внутреннюю мотивацию, работа должна нравиться ребенку; являться самоцелью.

Участие родителей и врача-психолога, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Педагогу необходимо учитывать внутреннее состояние ребенка, помочь выбрать подсказанную тему (мир сказок, природы, семьи, дома, животных и птиц), которая поможет изобразить на бумаге то, что будет соответствовать его  внутреннему состоянию.

Задания, как правило, имеют произвольный характер. Ребенок сам определяет  сюжеты и темы для своего рисунка. Педагог наблюдает за ребенком в различных ситуациях, ближе знакомится с ним, но общение не заканчивается только процессом рисования. Рисунок - это своего рода повод, предлог включить ребенка в игру, успокоить, отвлечь его от внутренних страхов и переживаний перед операцией. В процессе игры ребенок обучается адекватным взаимоотношениям с окружающими. Ребенка активно вовлекают в целенаправленную игровую деятельность, чтобы он мог адаптироваться к окружающей его обстановке.

Игротерапия включает специальные игры, музыкальное сопровождение, прочитывание  сказок, рисование.

Даже в серых больничных стенах, можно создавать атмосферу уюта и психологического комфорта. Для этого специалистами «Инва-Студии» была создана «палата-сказка». Учитывая пожелания детей, были выбраны мультипликационные и сказочные герои, которых дети хотели бы видеть на стенах своей палаты. Для этого студентами экспериментальной группы Художественного графического отделения КГУ города Краснодара и детьми-инвалидами из студии духовной живописи были выполнены радостные веселые картинки. Больной ребенок, зайдя в «палату-сказку», невольно попадал в знакомый мир веселых зверушек, принцесс, добрых волшебников, которые тянулись к нему, оказывая ему помощь одним своим присутствием. Большая холодная палата перестала быть таковой, в ней можно было, как дома радоваться жизни, и неважно, сколько тебе лет - пять или двенадцать.

Арттерапевтическая реабилитационная

 работа с людьми с психическими расстройствами

Большая часть детей-инвалидов в особенности с тяжелыми соматическими заболеваниями оказывается подверженной и психическим расстройствам: расстройствам восприятия, мышления, эмоций, депрессивному состоянию, истериям и т.п. Включение их в творческую художественную работу, спланированные и выверенные арттерапевтические программы дает возможность не только снять разного рода психо-соматические напряжения, но научить их через творчество бороться за своё психическое и телесное здоровье. Конечно, для этого прежде всего следует научить ребенка понять природу своего заболевания, факторы влияния как негативные так и позитивные, а затем научить его использовать возможности арт-терапии.

Наши эксперименты в работе с психологом, психиатром, педиатром и художником-реабилитологом дали нам возможность выделить факторы положительного влияния художественного творчества на психо-соматическое состояние. В периоды психических расстройств ребенок может рассматривать картинки, которые способствуют снятию стрессовых состояний, рисовать то, что его успокаивает, отвлекает карандашом, красками.

Мы снимали устойчивые депрессивные состояния у детей перед операциями на открытом сердце Краснодарском краевом кардиологическом центре, а также у детей-беженцев из Чечни, которые были под впечатлением военных действий.

Как нам представляется, работа в психиатрических клиниках нашей страны поставлена несколько однобоко, в лучшем случае помимо медикаментозного лечения с больными работают психологи. Необходимо, как нам представляется, смело вводить арт-терапию, спорт, музыку, в то же время дозировки должны контролироваться, как впрочем и вся комплексная программа реабилитации.

Большую роль может сыграть привлечение церкви в системе работы с больными. На монастырском подворье Софрино постоянно проходят реабилитацию люди с тяжелыми формами психических заболеваний. Юноша двадцати лет с диагнозом шизофрения рассказывал мне, что только в монастыре он обретает покой, то же примерно говорил бывший офицер омоновец, прошедший Чеченскую войну и оказавшийся в тяжелом состоянии.

Кстати, первый этап становления психиатрии в России именовался в свое время монастырским. (Д.А.Авдеев. Из дневника православного психиатра. М. Русский хронограф. 1999, стр.5).

Особая роль в православной психиатрии уделяется духовнику. Православный психиатр Д.А.Авдеев выделяет две главные задачи духовника: 1) побуждение больного к врачебному обследованию и в случае необходимости – систематическому лечению и 2) помощь больному в борьбе с болезнью. «Врач психиатр, - пишет Д.А.Авдеев, - может лечить больного в периоды острых психозов. Роль духовника особенно важна для этих больных в периоды между припадками, когда они осознают мучительные противоречия полярных состояний подъема и упадка.» (Д.А.Авдеев. Из дневника православного психиатра, стр.46-47.)

Реабилитационно – культурологический цикл (РКЦ)

Систематизация в работе с детьми – инвалидами привела к разработке т. н. реабилитационного культурологического цикла, пройдя который дети не только освобождаются от негативных синдромов, но приобретают важнейшие социальные качества.

Этапы реабилитационно-культурологического цикла включают                  (РКЦ с учетом программы древнерусской живописи):

1. освоение канона;

2. постижение духовных образов;

3. общение с персоналиями;

4. общение с духовными лицами (прошлого и современности);

5. вхождение во храм;

6.  освоение профессии;

7. адаптация в малом и большом социумах.

Этапы не связаны прямой последовательностью и могут быть параллельны. Скажем, общение с персоналиями истории и живыми духовными лицами русской православной церкви проходят как бы параллельно, особенно, если духовное лицо касается в своих беседах конкретной истории искусства, раскрывает уникальный дар, скажем, Иоанна Кронштадского, увидеть главное в человеке и дать ему совет, как развивать свой дар.

На 5-м этапе мы отмечали проявление духовно-ценностных ориентиров у учащихся, когда они не только осмысленно подходили к сложным темам в своей работе уже как художники-иконописцы, но когда сознательно уходили от тех суррогатов в культуре, которые ежедневно предлагаются в средствах массовой информации.

Адаптация в малом и большом социумах – важнейшие показатели социальной реабилитации.1

Особенно важны они для инвалидов, которые, подчас, в силу своих особенностей, бывают изолированы от общества. И, конечно, профессионализм, важнейшее качество художника, когда человек чувствует, что он научился главному делу в своей жизни, может прокормить себя и даже свою семью.

__________________________________________________________________

1. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности. Социологические исследования. 1999 №4, с. 24.

Работа в рамках реабилитационно-культурологического цикла стала уже в первые месяцы эксперимента давать положительные результаты. Педагоги студии стали использовать различные  художественные средства в работе с инвалидами с разными заболеваниями, даже с инвалидами с мутацией мозга.

Выводы выдающихся психологов о психофизическом влиянии на личность, художественно-культурологической работы легли в основу  разработки системы социально-реабилитационной работы с инвалидами средствами изобразительного искусства. Частью этой системы стала работа с использованием методики древнерусской живописи (иконописи) с изучением основ канона, начиная с простейших его элементов до освоения сложных в техническом и психологическом плане образов, композиций, отражающих темы как библейские, так и чисто исторические из русской истории.

Программа освоения православного канона предполагает следующие задания:

1. Техническое задание.

2. Духовно-культурное.

Рекомендуем посмотреть лекцию "24 Расширение границ государства".

3. Психологическое.

4. Организационное.

5. Художественно-реабилитационное и др.

Заданные качества определяются в программах, формируются приемами, способами, методами работы. Результаты отслеживались совместно психологами, педагогами и специалистами реабилитологами.

Приведем пример методической разработки по духовно-культурной реабилитации, как рабочей программы в рамках РКЦ с учетом юбилея христианства и использовавшаяся нами во время реабилитационных сборов.

В данной методической разработке заложена, с одной стороны, историческая программа, касающаяся истории Крещения Руси и развития иконописи вплоть до наших дней, с другой, духовная, культурологическая. Работа проводилась во время реабилитационных сборов «Инва-Студии» в санаториях Краснодарского края.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее