Популярные услуги

Главная » Лекции » Физическая культура и спорт » Введение в арт-реабилитологию » Проведение духовно-культурной реабилитационной работы во время реабилитационных сборов

Проведение духовно-культурной реабилитационной работы во время реабилитационных сборов

2021-03-09СтудИзба

Проведение духовно-культурной реабилитационной работы во время реабилитационных сборов по теме: „Икона и иконопись“.

Методическая задача.

Вводное занятие (2 беседы).

Беседы по иконописи.

Тема «Из истории Иконописи» была разбита на несколько бесед, которые проводились педагогом (историком) совместно с руководителем воскресной школы м Варварой, специалистом искусствоведом.

В первой беседе педагог рассказывал о сущности иконы, православия, излагал историю крещения Руси. Он апеллировал к конкретной работе детей во время практических занятий, как одновременно реальному и историческому факту, связи прошлого и настоящего. Дети во время сборов получали индивидуальные и групповые (в основном парные) задания. Писали иконы, так как это делалось в Иконописных дружинах Древней Руси, проходя курс духовной реабилитации одновременно. М. Варвара, руководитель Воскресной школы, рассказывала о святых, которые воплощались не только художественно в иконе, но передавали ей частичку благодати, литургическую часть. По утрам и вечером после ужина она проводила групповые беседы с детьми, а в течение дня индивидуальную работу с ними. В данной методической разработке мы выделяем 2 беседы из истории иконописи.

Параллельно беседам по иконописи во время реабилитационных сборов, проводились музыкальные, вокальные занятия они усиливали процесс реабилитации. Беседы развивали тему в историческом разрезе в соответствии с историей Руси, а затем России. С другой стороны,  (в культурологическом аспекте) персонажами истории становились знаменитые иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Постепенно у детей возникал «комплексный образ – опора» касавшийся понимания иконы, который развивался, усиливался от беседы к беседе. Ребенок становился на время сам персонажем истории, входил в „Иконописную дружину“, молился, размышлял, но главное трудился творчески над иконой.

Святые Владимир, Олег, Борис, Глеб, А. Невский и другие на время, как бы оживали и становились частью жизни детей. Игровые реабилитационные технологии вводили их в новый мир древнерусской культуры.1

Рекомендуемые материалы

В завершении реабилитационных сборов с детьми проводилось  индивидуальное собеседование. Главной его задачей было не выяснение, насколько детьми был усвоен фактологический материал, а какой образ сформировался у ребенка, как он воспринимал новый для него духовный, исторический материал, свою работу над иконой. Каждому участнику бесед задавались вопросы, которые, с одной стороны, закрепляли материал, с другой, способствовали формированию т. н. «образа-опоры».

         Затем детям предлагалось в форме рассказа изложить то, что он  и «усвоил»  во время бесед. Ответы были примерно следующими: икона идет от Бога, который воплощает в ней не только свой образ, но образы святых. Они начинают жить в нас, в тех, кто приходит в церковь помогать нам в наших трудах, даже наделять людей через икону частью своей благодати.2

        Иконописцы помогают людям тем, что художественно воплощают святые образы. Лучший иконописец Андрей Рублев, стал  святым, благодаря своим трудам, образу жизни.3

__________________________________________________________________        

1. Григорий (Круг). Инок Мысли об иконе. Париж 1978, с. 65.

2. П. Флоренский „Иконостас“ М.: 1997, с. 21.

3. Булгаков Сергий, Протоиерей. Икона и иконопочитание. – М., 1996, с. 74.

Люди грешат, но икона помогает им быть лучше, чище, у каждого человека есть свой покровитель, который отражен в иконе и помогает ему в жизни.1 В реабилитационно-культурологический комплекс-программу входит сочетание работы через слово, художественные образы (практическая работа), процедуры, прогулки на свежем воздухе, на берегу моря, общение с природой. Все это создает не только лечебно-реабилитационный эффект, но также творческий художественно-реабилитационный. Иногда дети по собственному желанию рисовали то, что им рассказывают. Во время сборов ребята  выполняют значительно больший объем, чем при обычной работе в студии. В их творчестве в период сборов наблюдается больше фантазии, полета мысли.

      Один из примеров:

      Однажды, во время прогулки по берегу моря дети придумали декоративную часовню, на которой изобразили на плоских камнях лики главных русских святых и назвали эту часовню - часовней великомучеников Романовых, после того, как им рассказали о трагической кончине императорской семьи.

      Реабилитационные сборы стали частью реабилитационно-культурологического  цикла, частью системы работы с детьми-инвалидами.

Приведем примеры бесед.

               Беседа первая.

Сегодня мы проведем первую беседу, в которой поговорим об иконе, иконописи, святых, Боге.

У нас еще совсем  недавно говорить о боге и даже думать о нем, было  просто неприлично. Вспомним великий Шолоховский роман "Они сражались за Родину", где один из героев, перекрестившись во время боя, был смущен своим поступком.2

__________________________________________________________________

1. П. Флоренский „Иконостас“ М.: 1997, с. 21.

2. Шолохов М. А. Они сражались за Родину. М.: Голос 2001, с. 58.

Сейчас совсем другое: люди потянулись к церкви, восстанавливаются храмы, художники стали писать иконы.

Икона для Руси, а затем для России, всегда имела большее, чем государственное, общественное значение.1 Ее носили и носят на  груди,  она  освящает дом и даже  движущийся  транспорт,  дабы предотвратить беду.

Икона-защитница, часть духовной и культурной жизни общества -  связующее между человеком и богом. Никогда на западе икона не имела такого значения, как у нас.

Начало иконы, как отражение бога и святых, мы находим в истории христианства.  Первой иконой стал человек, созданный по образу и подобию божьему, то есть он отражение бога на земле. Иисус Христос, умывшись, утер  лицо платом и отразился лик нерукотворный Спасителя на ткани, который затем исцелил Авгаря. Апостол Лука при жизни Богородицы написал с нее несколько икон и вызвал этим ее одобрение. Это было началом  иконы. С утверждением христианства икона прочно вошла в  жизнь  церкви. Икона, по выражению одного из столпов православия, есть "моление в красках".

Роль и значение иконы было столь велико, что не могло не вызвать  протест инакомыслящей части служителей. Появилось так  называемое движение иконоборцев. На УП Вселенском Соборе оно было осуждено - икона победила. После раскола христианства на Восточную (Греческую) и западную (Римскую),  последняя стала все больше и больше утрачивать связь с  первоначальными  основами  христианской религии. В частности, икона, как  отражение духовного мира, все больше стала  уступать  материальному  натуральному, тому, что окружает нас в реальном мире. Даже самые  великие живописцы, изображая святых и библейские сюжеты, делали это так,  что  по  отзыву одного  из  немецких  кардиналов,  их  картины  уместнее было  бы видеть в харчевне, нежели в храме.

__________________________________________________________________    

1. Булгаков Сергий, протоиерей. Икона и иконопочитание с. 75.

Греческая икона выработала канон (правило), который позволил ей оставаться и оставлять верующего в сфере духовного.1 Она намерено уходит от натурализации, формирует такие принципы и законы  живописи,  которые  позволяют ей выдерживать главную характеристику Спасителя: "не от мира сего".2

В 988 году произошло великое, не только национальное, русское событие, но и мировое - крещение Руси. К христианству, Православию приобщился Великий народ, историческая миссия которого стала, подобно миссии Христа, и победоносной, и жертвенной. С этого времени по каналам христианства стала входить на Русь великая мировая культура. Через год  после Крещения Руси в Киеве была заложена первая, так называемая Десятинная церковь. Для росписи ее Киевский князь Владимир,  приобщивший Русь к христианству, пригласил греческих мастеров.

Как государственный человек и политик, он не только понял значение и роль  христианства для Руси, но приложил конкретные усилия,  меры, чтобы укрепить церковь, сделать ее  воистину национальной.

Для строительства храмов необходимы были мастера, художники и Великий князь Владимир стал открывать школы мастеров и художников-иконописцев. Для этого среди населения отбирались способные,  прилежные  юноши, которым предстояло посвятить себя церкви и искусству иконописания. Простые люди в то время не  понимали значения искусства и родители отпускали детей как на смерть, с плачем  и  причитаниями.

Первым русским иконописцем был преподобный отче Алиппий. Это был не только талантливый иконописец, но, воистину, божий  церковный человек. Он писал все иконы бесплатно и церквям, и монастырям, и  богатым, и бедным, простым людям.

_______________________________________________________

1. Лазарев В. Н. Византийская и древнерусская живопись. М., 1976, с. 99.

2. Библия, М., 2002, с. 125.

Скоро на всей Руси началось храмовое строительство, и  специалисты по возведению и росписи храмов считались особо ценными.  В крупных городах, таких, как Киев, Новгород, Владимир, Псков, Суздаль, Ярославль и  другие строились большие храмовые сооружения. В Киеве был построен знаменитый Софийский Собор ("София Киевская"), по его примеру были возведены София Новгородская, Псковская и другие.1

Сформировалась  школа  русских  мастеров иконописцев. Русские иконописцы или,  как  их называли, «иконники» часто  ездили  в  Грецию, где  проходили,  говоря  современным  языком, стажировку, но  скоро  у  них  появился  свой стиль, своя школа. Однорядный греческий  иконостас к XIV-XV столетию уступил на Руси  богатому многорядному иконостасу, который  значительно изменил не только храмы, но  и  саму литургию.

Феофан Грек, будучи греческим  иконописцем, уже писал не так, как писали в Греции,  а по-русски. Вместе с ним  работали  знаменитые мастера, не уступавшие ему в мастерстве.  Рубеж XIV-XV века знаменовал вершину иконописного искусства, а лучшим русским иконописцем, несомненно, стал Андрей Рублев. Примечательны характеристики, данные   великому мастеру людьми. Техническая: „он писал дымом“. Духовная: „он увидел Бога“. Таких характеристик не имел ни один мастер, ни до, ни после А.Рублева. Конечно, феномен А.Рублева возник не на пустом месте, но явился как бы завершением мощного пласта духовной Русской культуры от времени Крещения Руси и начала утверждения Московского великого государства.

     Андронников монастырь, в котором трудился и творил Андрей Рублев и его единомышленники был своеобразной академией культуры Руси этого времени, куда приезжали мастера и богословы со всего света.2

__________________________________________________________________

1. История русского искусства Т.1, М., 1953 с. 17.

2. Грабарь И. Э., Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ, 1918-1925 годов „Вопросы реставрации“, Сб. 1 М., 1926, с. 77.

Сергий Радонежский, переработав основные богословские  постулаты, заложил основы русской православной философии, которая  стала затем государственной политикой империи. А.Рублев (будучи его учеником) воплотил ее  в своей знаменитой "Троице". Позднее, в XIX веке они вошли в знаменитое триединое: самодержавие, православие и народность.

Извращенное и фальсифицированное не столько большевиками, сколько их предшественниками - революционными демократами. Долгое время оно было своеобразным пугалом в истории.

У Рублева было много учеников. Особенность русской православной иконы заключалась в том, что помимо художественных, она  ценилась, прежде всего, за свои чудодейственные качества. Богомазы  писали, подчас "мазали", неискусные иконы. Андрей Рублев положил конец этому. После него писать плохо, "мазать", было уже просто стыдно.

Андрей Рублев, его творчество, несомненно, было вершиной в русской православной  иконе.1 Но и после Рублева  икона  не  стояла  на месте, а развивалась. Постепенно она стала выходить из монастыря,  привлекала талантливых мастеровых из народа. А.Рублев был  монахом, а, спустя столетие, великий Дионисий (уже не монах) с сыновьями стал расписывать храмы. Возникло и утвердилось новое направление.

Во время татаро-монгольского нашествия, когда рушили и жгли города, художники бежали в леса. Вокруг них собирались простые люди. Они тоже начали писать иконы. Таким образом, постепенно, икона становится делом народным. Ею занимаются целые села, губернии. Формируются, так называемые, иконописные центры.2

__________________________________________________________________

1. Ладрев В. Н. Византийская и древнерусская живопись, с. 66.

2. Зиновьев Н. М. Стилистическая традиция искусства. Палеха, с. 69.

Обучение  в  иконописных  центрах   было простым и вместе с тем  весьма  эффективным.  В 9-10 лет способного ребенка семья  передавала в дом мастера. Там  он  учился,  одновременно был на хозяйстве, но в то  же  время  как бы погружался в художественную среду. Обучение было довольно суровым. Первые работы все  шли "под нож". А.П.Чехов в своем "Ваньке  Жукове" показал негативную сторону  такого  обучения. Но хорошая сторона заключалась в том, что через 8-10 лет учебы и работы из неуча мальчишки, как из гадкого утенка, вырастал  прекрасный лебедь-мастер. Таких мастеров было  несть числа на Руси. Это, как правил, были работящие, творческие люди. Выучившись, освоив  то, чему учил мастер "на дому",  иконописец  входил в артель и начинал  работать  не  только, дома у себя в центре, но и на выезде,  подчас в больших городах, таких как  Москва,  Владимир, Ярославль, Новгород, куда  мастеров  народных промыслов регулярно  приглашали.  Мастер, как правило, возил с  собой  "кальку"  и списывал понравившиеся ему иконы. Так возникла, говоря современным языком, методика работы со списком.

     К XVII веку в России сложились  основные иконописные центры, а также, центры народных промыслов. Иконопись стала не только  народным искусством, но частью  духовной  культуры народа.1  И оказала глубочайшее влияние на  его образ жизни.

Иностранцы, посещавшие иконописные центры, поражались, насколько физически и духовно был здоров там мастеровой, русский люд. Там не было  пьянства,  сквернословия. Люди жили трудовой духовной  творческой жизнью, хорошо разбирались в искусстве и мгновенно отличали фальшивку от подлинного  художественного произведения.  Даже  в  философии они были  сильны, отмечали иностранцы.

__________________________________________________________________    

1. Зиновьев Н. М. Стилистическая традиция искусства. Палеха, с. 69.

В иконописи издревле сложилась  традиция - иконы мастерами не подписывались. И, тем не менее, остались имена самых знаменитых  мастеров - иконников.

Их приглашали для росписи храмов,  светских сооружений, палат. Они писали особо  ценные иконы для князей,  в  царские  придворные храмы и, конечно же, домовые иконы.

Ярким этапом в иконописи в этот период становится Строгановское направление. Известный заводчик и фабрикант Строганов, знавший и церковное  иконное  искусство,  собирает  в своих мастерских лучших мастеров иконного дела. Более того, он готовит и выпускает лучшее печатное собрание икон, своеобразное  пособие по иконописи.

Мастера в Строгановских мастерских отбирают не только лучшие иконы, но начинают  работать по-новому. Техника становится сложной, утонченной.1 Иконы богато расписываются золотом, особенно платье.  Мастера начинают делиться на так называемых личников, платичников, доличников. То  есть  идет  разделение труда внутри художественного цеха, что  повышает уровень  искусства.  Строгановские  иконы идут в княжеские и царские дома, их  покупают богатые люди  за  границу,  как  предметы не только культа, а произведения русского искусства. Строгановское направление в иконописи обогатило русскую икону. Из мастерских знаменитого заводчика оно переходит в центры народных промыслов2. Знаменитые палехские мастера сумели синтезировать направления новгородское и Строгановское, из одного они взяли глубину и простоту образов, из второго - утонченную технику и респектабельность. В 20-е годы нашего столетия это позволило им набрать такую высоту в искусстве лаковой миниатюры, что традиционные специалисты Востока, китайские и японские, были буквально посрамлены русским гением Палеха.

__________________________________________________________________

1. Зиновьев Н. М. Стилистическая традиция искусства. Палеха, с. 69.

2. См. Приложение.

Беседа вторая.

Но вернемся назад в век XVIII и XIX. На рубеже этих веков западное искусство интенсивно входит в дома богатых людей. Сермяжная, до Петра, элита вдруг осознает свое новое положение после того, как было прорублено "окно в Европу". Тянется и равняется на западные образцы, заводит у себя не только новые правила жизни, но, конечно же, и новое искусство.

В России учреждается, по западному образцу, Академия художеств. Она полностью списана с европейских академий. Стипендиаты ее едут на стажировки в Европу. Даже сюжеты для конкурсных работ подбираются  только библейские  или  античные.  Манера  письма,  стиль, отодвигается на задний план.

В русский православный храм входит, как говорят иконописцы, фряжная (итальянская, западноевропейская) живопись. Отходят от канона зачастую и служители церкви. Для росписи храмов приглашают выпускников Академий, светских художников, которые расписывают  иконостасы, делают фрески на западный манер. Особенно много сделал в этом направлении Васнецов. Таким образом, в XIX веке в иконописи формируется новое светско-академическое направление, которое не только утверждается, но, подчас, начинает доминировать.

Спустя десятилетия священник отец П. Флоренский напишет, что жирный масляный мазок не свойственен русской православной иконе.1 Как утверждают, в конце жизни сам Васнецов, осознав свою несостоятельность, глубоко разочаровался в своих духовных художественных исканиях и совсем перестал писать иконы. Тем не менее, так называемый „Васнецовский стиль“ перешел в XX век и стал едва ли не доминирующим в храмах. И сейчас в храмах, например, города Краснодара, пишут фрески и реставрируются иконостасы „по Васнецову“.

1. П. Флоренский „Иконостас“, с. 25.

Один из известных современных иконописцев с сожалением констатировал не только этот факт, но и нарушение основных установлений Стоглава  даже  в тематике и в сюжетах икон.

В начале XX века в иконописных центрах, а также в центрах народных промыслов по инициативе правительства были организованы художественные училища. По существу, они синтезировали, объединили  опыт народных мастеров, накопленный на протяжении столетий.1  Первая мировая война, затем Октябрь внесли свои коррективы в этот процесс.

После Октября иконопись была по существу вырублена, а иконописные центры, чтобы не умереть перешли на изготовление изделий  народных промыслов.

Замечателен в этом смысле опыт мастеров иконных дел Палеха. В начале 20-тых годов они организовали свою первую артель и уже через несколько лет их изделия в жанре лаковой миниатюре завоевали "Гран При" на лучшей Европейской выставке, обойдя законодателей этого жанра, китайцев и японцев.

Несмотря на то, что в годы Советской власти иконопись была едва ли не под запретом, находились энтузиасты, которые пытались восстановить  внезапно прервавшуюся "связь времен". Среди них можно назвать имя  замечательной женщины, впоследствии принявшей монашество, Соколовой  М. Н. (матушки  Иулиании). Уже в 30-е годы она сделала первые попытки на великом поприще "моления в красках". В годы войны и особенно после ее окончания она тщательно собирает то, что войдет затем в ее книгу-учебник по иконописи. М. Иулиания сама пишет, а также реставрирует старинные иконы, изучает технологии, и скоро ее приглашают к выполнению самых сложных реставрационных работ в святая святых русского православия, знаменитую Лавру.2

__________________________________________________________________

1. Зиновьев Н. М. Стилистические традиции искусства. Палеха, с. 17.

2. Иулиания, монахиня (М. Н. Соколова) труд иконописца, с. 74.

Многие годы, до самой смерти М. Иулиания работает в этом центре духовности и культуры нашего Отечества и оставляет после себя не только замечательные иконы, но, как было сказано, пособие для учащихся и художников, изучающих иконное дело, которое было опубликовано после ее смерти, уже после открытия при Московской духовной Академии иконописной школы.1

В годы Советской Власти, как мы уже отмечали, иконопись, как  духовно-художественное направление в Русском православном искусстве вообще была практически уничтожена, за исключением тех ростков,  которые держались на таких энтузиастах, как М. Иулиания. Но русские православные люди, эмигрировавшие из России после революции, стали  восстанавливать ее за рубежом.2

Вам также может быть полезна лекция "67 Инфекционный эндокардит".

     Возрождение храмов не могло не оказать влияния на творчество  художников, которым близка духовная тематика. Светские художники стали писать иконы, здесь появился и свой негатив: мода на иконы и, конечно же,  профанация канонического православного искусства. Люди далекие не только от церкви, но и от искусства вообще, взялись за кисть, чтобы в  первую очередь заработать деньги. «Я даже ни разу не читал библии», -  пишет в одной из газет такой вот художник. Вместе с тем, появились как в церкви, так и в монастырях, среди служителей церкви, так и за ее пределами настоящие серьезные художники. Они глубоко изучают русскую православную икону, Слово Божье, историю православия. Среди них особенно знамениты Архимандрит Зинон, А. Чашкин, священник Савиных и другие.

__________________________________________________________________

1. Иулиания, монахиня (М. Н. соколова) труд иконописца, с. 74.

2. История иконописца. Истоки. Традиции. Современность. – М. „Арт-БМБ“ 2002, с. 15.

В рамках реабилитационно-культурологического цикла использовались также методические приемы, способы работы, которые учитывали его психофизическое состояние. Ниже мы представляем примерную разработку, сделанную на основе технологии художественной  программы по древнерусской живописи.

( Литературу по иконописи см. в общем списке литературы).

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее