Философия и мировоззрение
IV. Философия и мировоззрение.
Столь разнообразные и объемные характеристики философии рождают стремление определить ее как нечто всеохватное, как мировоззрение. Традиция такого понимания философии восходит к эпохе Возрождения и Новому времени. Антропоцентризм Возрождения начинает рассматривать философию, и, прежде всего ее историю, как закодированную запись странствий души человека и человечества, как «Одиссею духа» .
Эта традиция открывается «Божественной комедией» Данте. Развивается Просвещением. Присутствует в немецкой классической философии XVIII-XIX веков, где Г. Фихте провозглашает: «Каков человек – такова и его философия!» И утверждается в марксистской философии, отождествляющей мировоззрение и идеологию, научное мировоззрение и философию диалектического материализма.
Насколько приемлемо определение философии как мировоззрения?
А). Свойства и структура мировоззрения. Что такое мировоззрение? Мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов, убеждений и оценок, определяющих направление деятельности и систему ценностей отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Мировоззрение является атрибутивной характеристикой человеческой жизни, поскольку в здравом состоянии она есть движение через нескончаемую цепь проблем и вопросно-ответных ситуаций.
Мировоззрение – целостный, структурный феномен. Объединяющими началами мировоззрения являются картина мира и методология (своеобразные «что?» и «как?» мировоззрения). Картина мира – это целостный образ мира, основанный на сумме накопленных здравым смыслом, наукой, производством, художественной деятельностью и др. знаний и обобщений исторического опыта поколений. Картина мира задает ракурс мировоззрения. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей, а также учение об этих способах. Методология определяет некоторые общие установки и правила деятельности, предписания, запреты и ограничения, имеющие место в рамках мировоззрения.
Мировоззрение можно различать по носителю: эпоха, этнос, социальная группа, отдельный человек; по формам духовности: научное, религиозное, мифологическое и др.; по уровням: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Мировосприятие – это результат опыта формирования познавательных образов с использованием наглядных представлений. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Первое проявляется в негативно или позитивно окрашенном переживании индивидом своего социально-психологического статуса и в массовых настроениях. Второе – в общеупотребительных знаниях, полученных в процесс обучения и социализации (например, знании о форме Земли). Третье – в теоретических разработках идеологии, религии, науки, систем этики, юриспруденции и т.п.
Рекомендуемые материалы
Каждый уровень мировоззрения обладает определенной степенью познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности и имеет свои позитивные и негативные стороны. Так, например, мироощущение нельзя сочинить, оно складывается стихийно, обеспечивая надежность, внятность, укорененность мировоззрения в человеке, а человека в непосредственном социальном окружении. Но именно поэтому оно несет в себе значительный груз некритичности, предрассудков, шаблонов и др.
Лекция "Внутренняя регуляция деятельности, психология эмоций" также может быть Вам полезна.
Миропонимание, напротив, делает мировоззрение и самосознание человека обоснованным, внятным, критически осмысленным, но может превращаться в политическую идеологию, терять внутреннюю личную значимость, превращаться в лозунг и догму.
Б). Несводимость философии к мировоззрению. Все эти особенности говорят о том, что мировоззрение и философия не тождественны. Мировоззрение не обладает той высокой степенью сконцентрированности теоретического сознания, которой обладает философия. Оно обширно, многослойно и равномерно включает в себя весь спектр отражения мира в сознании человека от фантазий до идеологий.
Различие философии и мировоззрения можно наблюдать, например, в ситуациях политических выступлений, где есть второе, но, как правило, нет первого. Это связано, прежде всего, с принципиальной идеологизированностью мировоззрения, с тем, что, по словам В. Бибихина, «мировоззрение – это всеобщее мобилизационное предписание»[1]. В то время как философия – свободная критическая мысль.
Вывод. «Философия не есть мировоззренческая проповедь»[2]. (М. Хайдеггер) Можно говорить о философском мировоззрении, но нельзя говорить, что философия это мировоззрение.
[1] Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995. С.141.
[2] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М..1993. С.335.