Введение
Лекция 1 (2 часа)
1.1 Введение
«Людям часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы».
Ларошфуко.
«Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы окружающие были довольны и нами и сами собой».
Лабрюйер.
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».
Эмерсон.
Вопросы:
Рекомендуемые материалы
1. Можно ли жить в обществе и быть свободным от него? Почему?
2. В какие контакты вступает человек ежедневно?
3. Существуют ли общечеловеческие правила поведения? Почему?
4. Можно ли сформулировать общий принцип человеческого общежития?
Наше ежедневное общение в семье, на работе, в транспорте, на улице, со «своими» и «чужими» - это та реальность, в которой мы живем, та повседневность, о которой редко задумываемся.
Человек не может жить один, и потребность в человеческих контактах особенно сильно развита у молодежи. Поиск новизны соединяет ее множеством уз и связей с жизнью других людей, обществом в целом. Через общественные связи и отношения молодой человек познает окружающий мир, формирует свое сознание в самосознание, становится личностью.
Хотим мы того или нет, но все мы испытываем одни и те же чувства: все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия…
Нам совсем не безразлично как к нам относятся, и чаще всего, мы хотим, чтобы нас любили, (реже, чтобы окружающим было хорошо с нами). При этом кто-то дорожит любовью и уважением лишь своих друзей и знакомых, для кого-то это только сослуживцы, кому-то дороже всего отношения в семье и, реже всего, мы дорожим хорошим отношением всех окружающих – и знакомых, и незнакомых. Почему? Причин много, но одна из них, пожалуй, главная – эгоизм, нежелание в чем-то ущемить себя, неумение поставить себя на место другого и постараться сделать все, чтобы ему (другому) было хорошо и спокойно.
А существуют ли какие-либо общечеловеческие правила, которые признаются абсолютно всеми?
Таких единых общечеловеческих правил нет, но есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип, так называемое, «золотое правило нравственности», которое является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов.
Нравственность (мораль) – это способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид человеческих отношений.
Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых, и международных отношениях, а также его отношениях с природой.
Существует золотое правило на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (5 в. до нашей эры) есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятны, пусть не делает другим людям».
В Библии «золотое правило» упоминается, по крайней мере, трижды: в книге Говита – в отрицательной форме, в Евангелии от Луки, и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». «И так, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки».
Анализ содержания «золотого правила» является одной из заметных тем в истории этической мысли. В античной этике можно часто встретить рассуждения по вопросам, которые по своему существу весьма близки к «золотому правилу», например, известные рассуждения Демокрита, Сократа, Платона о том, что лучше испытать несправедливость, чем совершить ее.
Известный русский писатель 18в. Фонвизин идет в своих размышлениях дальше: взять за правило не делать того другому, чего бы ни пожелал себе, плюс делать то другим чего пожелал бы себе.
Казалось бы, все легко и просто: делай то, что нужно и все будет хорошо, однако, в человеке вечно идет борьба между тем «что желаешь» и тем, «что нужно и должно» делать.
1.2. Первые нормы поведения
Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, т.е. свою систему «должного» поведения.
Самые ранние нормы поведения зафиксированы на территории Месопотамии в древнем Шумере. Литературные тексты древнего Шумера позволили выделить «первые моральные идеалы». По мнению шумеров, высокие моральные качества были дарованы людям богами и задача человека - лишь следовать им.
Бог солнца Уту и богиня истины, правосудия и милосердия Нанше следили за соблюдением норм поведения. Легенда гласит: « В первый день каждого Нового года Нанше судила людей за содеянное. Гнев ее вызывали:
- тот, кто идет путем порока, тяготеет к произволу…
- тот, кто не выполняет установленные правила, нарушает договоры…
- тот, кто взирает благосклонно на места погибели…
- тот, кто подменяет тяжелую гирю легкой гирей…
- тот, кто подменяет большую меру малой…
- тот, кто, съев нечто ему не принадлежавшее, не говорит: «Я это съел»…
- тот, кто выпил и не говорит: «Я это выпил»…
Как вы переведете требования Нанше на современный язык?
Первые пособия о правилах поведения, поучающие, как себя вести, появились в средние века. Эти правила понимались как стандарт поведения. Каждый гражданин должен был руководствоваться определенным кодексом правил в своем поведении в отношении к власти, церкви, домочадцам и т.д.
Такой стандарт поведения называется этикетом. От знания этикета и умения себя вести часто зависела не только карьера, но и жизнь придворных, а порой и самих монархов. В романе Л. Фейхтвангера «Гойя» приводятся такие факты: «Придворный устав, столь же строгий и торжественный, как и сам Эскуриал, требовал, чтобы владыки Испании проводили в каждом из своих замков точно установленное время... сроки были точно установлены. Карлос III, отец ныне царствующего короля, скончался из-за этого строгого устава: не вняв предостережениям врачей, он, несмотря на начинавшееся воспаление легких, переехал в Эскуриал в предписанное церемониалом время».
При дворе этот стандарт поведения имел, прежде всего, ритуальную форму, которая должна была возвеличивать царствующую особу и закрепить сословное деление в обществе.
Расписано было все — от пряжек на обуви до прически, от одевания до приема гостей. «Королева Испании сидела за туалетным столом,— пишет Л. Фейхтвангер,— Церемонно прислуживали ей дамы из высшей знати; движения их были строго определены этикетом: юбку ей подавала такая-то герцогиня, кофту — такая-то графиня, подвязки — такая-то маркиза. Жесты их были округлы, лица-маски нарумянены и набелены; с застывшей улыбкой меланхолично двигались они по комнате, словно разряженные заводные куклы, и Гойя смотрел и не мог понять: смешон или величествен этот устоявшийся веками красочно торжественный ритуал».
О каких ритуалах при русском дворе вы знаете?
Из-за нарушений правил этикета нередко срывались дипломатические миссии, разгоралась вражда между наиболее влиятельными при дворе феодалами, это могло послужить поводом для войн.
Люди также интересуются этой лекцией: 5. Барьеры в общении.
Чрезвычайно строго предъявлялись требования к соблюдению правил этикета в восточных странах, особенно в Китае, Японии (церемонии, приветствия, чаепития и т.д.). Европейцы, попадавшие в императорские дворцы, должны были претерпеть целый ряд унижений, чтобы быть представленными царствующим особам. В конце 17, начале 18вв. голландские купцы начали осуществлять торговые связи с Китаем и Японией, им пришлось покорно и раболепно выполнять различные этикетные предписания, чтобы добиться заключения договоров по обмену и разрешению торговли европейскими товарами в этих странах. Одной из таких обязанностей было систематическое подношение подарков царствующей особе – сегуну, и для этого раз в год директору голландской фактории и нескольким его подчиненным нужно было приезжать в Токио и демонстрировать свою верность и преданность.
Немецкий врач Э. Кемпфер так описывал подобную миссию в 1691-1692гг.: «…мы ожидали, стоя в течение часа пока император займет свое место в зале для аудиенций. Как только начальник наш вошел в зал раздался громкий крик: «Голланда-капитан!», что было знаком подойти ближе и нижайше поклониться. В соответствии с указанием он полз на коленях, опираясь об пол руками, к отведенному для него месту, между подарками, разложенными в надлежащем порядке, и возвышением на котором восседал император. Затем, не поднимаясь с колен, он поклонился так низко, что коснулся лбом пола и в той же позе должен был пятиться назад словно краб, так и не вымолвив ни единого слова».
В 1804 г. Адам Крузенштерн писал: «По команде переводчика: «Господин директор фактории, приветствуйте высокопоставленную особу!» - Голландец сгибался в поклоне почти под прямым углом, вытягивал руки по швам и оставался в этой позе, пока чиновник не позволял ему, наконец, принять нормальное положение. После короткой и неудачной попытки заставить русских поклониться на такой же манер японцы больше не беспокоили их на сей счет. Зато, как справедливо могли бы возразить голландцы, русские уехали с пустыми руками».
Требования этикета были столь сложны, что появились специальные люди, знающие все тонкости придворных ритуалов – церимонимейстеры. И были они столь строги, что даже монархи не имели права их нарушать.
Воспитанность, культура, аристократизм, учтивость, умение вести себя в обществе — всему этому учили не всех, а только избранных. И хорошие манеры становятся признаком превосходства, просвещенности в противовес грубости и вульгарности простолюдинов.
Всегда ли внешние формы поведения отражают внутренний мир человека?