Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » История мировых религий » Возникновение и распространение христианства

Возникновение и распространение христианства

2021-03-09СтудИзба

ТЕМА ТРЕТЬЯ. Возникновение и распространение христианства

Внутри римской республики, а потом империи начинается активный процесс ломки старых традиций. Республика сменяется диктатурой, а потом монархией. Октавиан Август много внимания обращает на идеологическую пропаганду. Он строит новые храмы, воссоздает культ новых богов. Появляется культ императорского гения, этому гению строятся храмы, и принесение жертв в таких храмах понимается как проявление лояльности к властям, Каждого из императоров именую наибожественнейшим из когда-либо живших императоров. К строительству храмов привлекают рабов. Римские граждане утрачивают свои привилегии, растут налоги на провинции. Императоры получают деспотическую власть. Закон об оскорблении величия римского народа превращается в закон об оскорблении величия императора. Армия становится профессиональной, гражданам запрещают пользоваться оружием, политика – тоже дело профессиональное. Любые сходки постепенно запрещаются, широкая общественная жизнь оказывается под запретом. Вт итоге люди начинают кооперироваться в кружки по профессии, по возрасту, по верованиям. Впрочем, даже в профессиональных сообществах присутствовал религиозный момент: были божки-покровители такого ремесла. Власть относилась к ним более или менее лояльно, хотя время от времени запрещала.

Именно в это время появляются религиозные и философские школы, которые так или иначе повлияли на появление христианства. Стоики проповедовали идею, что мудрый человек должен спокойно относиться к земной жизни, бестрепетно воспринимать страдания и смерть, т.к. земная жизнь – лишь прелюдия к земной жизни души как к частице божества. Причем, неважно, кто есть человек – богач или бедняк. Философы киники проповедовали отказ от материальных благ, от государства как такового, бедность.

Римские религиозные верования официально поддерживались государством и вызывали негативную реакцию у народных масс: когда государство срастается с религией, нелюбовь к государству переносится и на религию. Становятся популярны восточные боги и колдуны. В Риме были популярны Митра, Дионис. Главный минус чужеземных богов заключалсмя в том, что чужеземные боги не могли защитить людей от владычества Рима, значит римские боги сильнее. Люди хотели верить во всемогущих богов, которые их слушают, внимательны к их чаяниям. В этом плане хорош Яхве, но не еврею стать иудеем было трудно. Такая сложная политическая ситуация вызывала к жизни идеи о скором конце света, о том, что нет в мире справедливости, и скоро всем грешникам воздастся, и настанет царство божье. Усилились подобные ожидания на территории Палестины. В этот период (37-4 гг. до н.э.) Палестиной правил Ирод Великий, который считался римским вассалом: он подчинялся Риму во всех вопросах внешней политики, и иудеи должны были присягать и Ироду, и Риму. В Иудее появляются храмы римских богов, храмы императорского гения. Среди населения Палестины в этот момент не было единства. Территория была разделена на несколько провинций, которые были обособлены друг от друга. Жители Иудеи презрительно относились к жителям Галилеи. Также они не признавали своими жителей Самарии.

После смерти Ирода Палестина была разделена между его сыновьями, но уже в 6 г. н.э. Иудея и Самария были превращены в императорскую провинцию, которая управлялась непосредственно назначавшимся наместником. Галилея же и Пирея находились под властью Ирода Антипы. Римские власти не всегда считались с местными обычаями. Понтий Пилат, например, вошел в Иерусалим во главе римских войск с портретом императора. Некоторые права, впрочем, сохранялись у Синедриона – совета жрецов Иерусалимского храма. Он ведал вопросами внутреннего управления, ведал мелкими судебными делами. Скажем, мелкие гражданские дела Синедрион решал сам, а тяжкие преступления расследовал и разбирал Рим.

Внутри палестинского общества единства не было. Можно выделить несколько направлений в иудаизме.

28.09

1) Саддукеи (от слова истина) – священническая верхушка, знать, требовавшая строгого соблюдения библейских норм, не признавали никаких устных добавлений к Библии. Они активно воспринимали римскую культуру и считали возможным компромисс с Римской империей;

2) Фарисеи выступали за чистоту иудаизма и против любых контактов с чужеземцами. Они пытались приспособить религиозные тексты к современной жизни. Они признавали и воскресение праведников, и воздаяние в загробной жизни. Фарисеи требовали скрупулезного выполнения внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве. Они были популярны в народе, среди них были книжники и учителя, они хорошо знали писание.

Рекомендуемые материалы

3) Еще более радикальной по отношению к священным тестам была секта ессеев. Они сыграли определенную роль в формировании христианства. Они ждали скорого конца света, и, чтобы спастись, нужно было удалиться от мира, трудиться, обобщить имущество, нельзя было накапливать оружие и предметы роскоши. Нужно был регулярно смывать грехи путем специального омовения, которое предварялось покаянием. Рукописи ессеев найдены в 1940-ые годы в местности Кумра, в пещере. Благодаря им мы много знаем про ессеев. Они называли себя Новыми заветом. Особое место занимало у них почитание основателя общины. Кумранская община была замкнутой, туда не допускались женщины, больные, инвалиды. И религиозные догмы там выполнялись крайне строго. Ессейское учение было переходным между классическим иудаизмом и исламом. Существует гипотеза, что именно к ессеям принадлежал Иоанн Креститель.

Спор по поводу историчности Иисуса велся в научных кругах с XIX века. Именно тогда немецкий исследователь Штраус вводит понятие «миф» по поводу некоторых евангельских событий. Представители астрологической школы объявляют Иисуса чисто мифологическим персонажем, сравнивая его с языческим богом Солнца.

В начале ХХ века немецкий историк Вреде писал, что сведения об Иисусе появляются в евангелии не как биографические записи, а как сформированное вероучение. Такая точка зрения распространена ныне среди исследователей, и сейчас пытаются найти в писании элементы реальные и элементы вероучения.

Тогда для христиан главным писанием был ВЗ, и именно там искали доказательства керигмы – того, что проповедник Иисус и есть мессия, о котором говорили пророки. По мере расширения проповеди христианства появляется необходимость записи ведений о жизни Иисуса – основы для проповедей. В 50-е гг. I в. начинают писать и сохранять проповеди апостола Павла, которые, судя по всему, самые ранние из НЗ. Позднее появляются записи флогий (изречений, приписываемых Христу) и периков (эпизодов из земной жизни Иисуса). Настоящая жизнь Иисуса для ранних христиан имела большее значение, чем для современных: считалось, что Иисус при жизни не всегда был откровенен с учениками, да и последние не всегда понимали смысл его изречений. А вот после гибели его и сошествия святого духа ученикам дается вся истинность его учения.

Впоследствии на основе логий, периков и цитат из ВЗ, подтверждающих кергиму, и складывается жизнеописание Иисуса или евангелие (благая весть). Само слово евангелие появляется лишь на рубеже I-II вв. до н.э. Фома «евангелие от…» подтверждает, что в разных общинах были разные жизнеописания. И какие-то из них входят в канон, а какие-то – отрицаются церковью. Сам термин НЗ по отношению к формирующемуся сборнику появляется лишь в III в., и туда входят лишь 4 евангелия:

1) От Матфея. У ранних христианских богословов есть свидетельство, что Матфей вел записи на арамейском языке. Данное евангелие датируется 80-ыми годами I в.

2) От Марка. Он не был свидетель событий, а только сопровождал Петра, Павла и Варавву в их путешествиях как слуга и писал евангелие со слов Павла. Евангелие от Марка датируется 60-ыми годами I века. В данном тексте много латинизмов, и, возможно, автор был родом из Рима.

3) От Луки, который тоже не был свидетелем описываемых событий. Он был даже не иудеем, а прозеритам. То есть он был из Антиохеи, потом принял иудаизм и христианство. Он был врачом и сопровождал апостола Павла в его поездках по Малой Азии. Начиная с IV века Луке помимо занятий врачеванием приписывают занятие живописью. И икона владимирской Божьей матери приписывается Луке. Апостолу Луке еще приписывается авторство деяния апостолов, и походе, что текст писал один и тот же человек. Апостол.

4) От Иоанна. Ему же приписывается и авторство Апокалипсиса. Оно самое позднее (90-ые годы I века). Апостол Иоанна – единственный из апостолов, который умер своей смертью и не был казнен. Он последние годы своей жизни провел в Эфесе. Историки не соглашаются с церковной традицией: вряд ли оно было написано иудеем. Тут много ошибок, касающихся реалий бытовой жизни в Палестине. Хотя по поводу авторства Апокалипсиса некоторые историки соглашаются с церковной традицией. Тут меньше внимания уделяется земной жизни Иисуса и больше – духовным откровениям.

Тексты Евангелий были привязаны к конкретной задаче: они служили инструментом для проповеди. Историки пытаются найти в них эпизоды, которые действуют против проповедей. В евангелиях иногда встречаются эпизоды, которые не соответствуют проповедям.

1) К примеру, в них встречается приписываемое Иисусу высказывание, отрицающее его божественность.

2) С точки зрения иудеев, Галилея была языческой страной, населенной не слишком умными людьми. А в евангелиях пишется, что Иисус родом из Галилеи.

3) Городок Назарет не упоминается в ВЗ, и появляются проблемы, каким образом отнести пророчества, что мессия будет из Вифлеема с тем, что Иисус родился в Назарете.

4) В евангелиях есть упоминание о братьях и сестрах Иисуса, которые стыдились своего брата и думали, что у него проблемы с рассудком. И они пытались его изолировать, чтобы он не позорил свою семью. Упоминания о братьях и сестрах Иисуса толкуются по-разному: православные и католики считают, что это дети Иосифа от первого брака. А некоторые протестанты считают, что родные его братья и сестры, и Мария рожала и после рождения мессии.

В апокрифах представлены обильно чудеса Иисуса, и любое неверие в них жестоко наказывается. К примеру, у бабки, которая усомнилась в девственности Марии, отсохла рука, а раб, который ударил на пиру апостола Павла, был растерзан собаками.

В евангелиях тоже играет важную роль элемент чуда, правда история его рождения встречается лишь у Матфея и Луки. И такая легенда встречалась в грекоязычной среде. Дело в том, что в евреев слово «дух» женского рода, и вряд ли у них мессия мог появиться от такого божества.

Иисус из Назарета хранился в народной памяти как чудотворец. Впрочем, есть немало реальных лиц, которых почитают за чудотворцев. В евангелии эти чудеса не всемогущи, и одна фраза, что чудотворец не смог совершить чудо перед буднично настроенными земляками, очень важна. Авторы евангелий четко убеждены в воскресении Иисуса. И есть интересный момент, характеризующий веру евангелистов: ни в одном из четких евангелий нет четкого рассказа о воскресении, в то время как в апокрифах подробно расписывается, как появляются ангелы, отваливают камень в пещеру, приводят Христа на небо. Нет в евангелиях и традиционного мифа о чудесном триумфе Иисуса над своими врагами. Воскреснув, он приходит лишь к ученикам, и евангелисты свидетельствуют о своей вере.

Упоминания об Иисусе встречаются и в трудах других античных авторов. Их немного, они косвенные, но они есть. В частности, об Иисусе пишет Иосиф Флавий в труде «Иудейские древности». Флавий родился около 35 г. н.э., но он мог общаться со свидетелями тех событий. Долгое время противники Иисуса считали этот кусок более поздней вставкой. В Сирии также есть этот самый фрагмент: «В это время был мудруй человек по имени Иисус. Образ его жизни был безупречен, и он славился своей добродетелью. И многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие, но ученики не отказались от его учения. Они рассказали, что он на третий день явился к ним живым. И они говорят, что Иисус – то самый мессия, о котором говорили пророки».

Подтверждение того, что это действительно писал Флавий, можно найти у некоторых раннехристианских авторов. Арригет в III веке пишет, что Флавий писал об Иисусе, но мессией его не считал. Тот же Флавий пишет: «Он собрал Синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, обвинил их в преступлении и приговорил к побитию камнями»

Встречаются упоминания об Иисусе и у римских авторов. В частности, упоминание об Иисусе есть у Тацита. Он родился в 62-ом г. н.э. и пишет о христианах негативно. Описывая пожар в Риме в 64 г. н.э., он пишет, что Нерон, дабы опровергнуть свою причастность к пожару, подставил людей и применил к ним самые изысканные наказания. Х называют христианами. Учитель их – Христос – был казнен во времена Тиберия в Иудее». Христианство для Тацита – это пагубное суеверие, а христиане – это люди, ненавидящие род человеческий, совершающие всевозможные бесстыдства! Примерно в том же духе пишет о христианах и Гай Светоний Транквилл в книге «Жизнь 12-ти Цезарей». У него встречаются две фразы, косвенно имеющие отношение к Иисусу. В перечне деяний Клавдия он пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Христом, Клавдий изгнал из Рима». Историкам известно письмо, написанное в начале II в. императору Трояну Плинием Младшим. Это был проконсул в одной из общин, и ему пришлось столкнуться с христианами: «Они утверждали, что вся вина или заблуждение состоит в том, что они собирались до рассвета и воспевали Христа как Бога, потом расходились и сходились для поедания пищи. Под пытками я приказал допросить двух рабынь и не обнаружил ничего кроме уродливого суеверия». По данным Плиния, христиане исповедуют свою веру лет 20, если не больше.

Интересно, что упоминания об Иисусе встречаются и в среде враждебно к нему настроенных авторов. Есть труды, посвященные именно христианству и критикующие его. Христа не признают мессией и пишут о нем, как о реальном человеке. К примеру, трактат философа Цельса «Правдивое слово», написанный во II в. н.э. Цельс, пишет о том, что Христос – сын бедной пряхи Марии, отцом его был плотник Иосиф, но родился Иисус не от него, а от беглого воина Пандеры. Иисус был поденщиком в Египте, научился там колдовству, а, вернувшись оттуда, объявил себя богом. К нему примкнули 12 самых отпетых людей, – учеников, – с которыми он бродил по Палестине. В Иудее его обвинили в святотатстве и казнили. Примерно та же версия дается и в талмуде.

И Цельс, и автор талмуда (а там тоже есть сходный рассказ) не отрицают историчность Иисуса. Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что в  Палестине тогда действовал проповедник Иешуа, который имел в своем статусе что-то общее и с ессеями, с раввинами. Видимо, среда, из которой он вышел, – галиллейские бедняки. Возможно, он был одним из учеников Иоанна-крестителя. Потом он был казнен римскими властями, но реальных сведений о его жизни не сохранилось в христианской традиции.

Проповедь христианства велась довольно широко в диаспоре. Первоначально исключительно по городам, а потом добирается и до сельской местности. В начале были небольшие религиозные общины – эклессии. В какой-то степени быт раннехристианских общин выглядел более здоровым и чистым по сравнению с языческим. Греческое язычество не знало заповеди помощи бедным. Христианство же ставило помощь бедным выше культовых действий. Вступающие в общины отдавали имущество, помогали бедным, совершали религиозные трапезы.

Появляются первые руководители таких общин – епископы, которые играли роль завхозов. В помощь им были даны дьяконы и дьяконессы. Кстати, в раннем христианстве женщины играли некоторую роль. Появляются еще один церковный чин – пресвитеры, которые занимали промежуточное положение между дьяконом и епископом. Нравственные нормы раннего христианства были сосредоточены на вольной проповеди. Шесть из них были заповеди Моисея, но были и новые. Впрочем, некоторые заповеди доходили до крайностей. Например, заповедь не работать в субботу толковалась так, что, даже если человек шел в этот день по берегу реки и видел утопающего, спасать этого утопающего было нельзя, т.к. спасение – это работа. Заповедь «Не убий» запрещала даже в мыслях гневаться на людей. Заповедь «Не прелюбодействуй» запрещает вообще смотреть на женщин в принципе. Норма «люби ближнего своего» требует любить всех. Правило «Око за око, зуб за зуб» превращается в требование «Ударили тебя по одной щеке, подставь другую». Все это вместе взятое суммируется предписанием: «Во всем обращайтесь с людьми так, как хотели бы, чтоб поступали с вами».

Земная жизнь считалась христианами находящейся во власти Сатаны, и нищие считались блаженными. Сюда же можно отнести притчу о динаре Кесаре, четко различающую богово и кесарево. Милосердие рекомендовалось делать в тайне. Также в тайне следовало молиться и поститься, и приписывалась только одна молитва «Отче наш».

Идеи нравственного совершенства сочетались с отсутствием регламентации жизни. С самого начала в христианстве сочетались вера в предопределение и учение о свободной воле: с одной стороны, Бог предусмотрел всё, но, с другой, человек обладал свободой воли и мог выбрать между добром и злом. Ранние христиане противоречия тут не видели.

По идее, ранние христиане должны были исчезнуть, не видя конца света. Они считали себя иудеями: сохранялось обрезание, запрет на работу в субботу и т.п. Ситуация изменилась после того, как к христианам примкнул некий иудей знатного рода, римский гражданин-фарисей Савл. Долгое время он был одним из наиболее ревностных гонителей христиан, и в ВЗ сказано, что ряд христиан погибли по его вине. Но Савлу было видение с Христом, и он стал ревностным христианином. Он принимает имя Павел, и благодаря ему проповедь выходит далеко за рамки иудаизма. Павел сумел убедить апостолов в правомочности своей миссии и, по преданию, было решено, что Петр и другие апостолы останутся столпами Христианской церкви в Иерусалиме, а Павел будет апостолом-язычником. Именно Павел высказал идею, что в христианстве нет ни эллина, ни иудея – это наднациональная религия. Именно он высказал мысль, что спасительным является акт веры, а личные добрые дела являются следствием этой веры, но не средством спасения. Он много писал об этнических, моральных нормах, о правилах поведения христиан. Он писал, что женщина должна надевать платок при входе в церковь. Правда, он говорил лишь о замужних женщинах. Кстати, он же сказал, что мужчины снимать головной убор, входя в храм. И в «Послании к афинянам» он сказал: «Женщина да молчит!». И, если женщина не хочет носить платок, то пусть коротко стрижет волосы, а, если не хочет стричься, пусть носит платок.

В Греции в связи с долгим периодом власти турок гречанки не носят платок, чтоб не быть похожими на мусульманок.

После событий первой иудейской войны (70-ый г. н.э.) христианская община в Иерусалиме переживает упадок. Апостол Петр перебирается в Рим и возглавляет тамошнюю христианскую общину.

Единого вероучительного центра в раннем христианстве не сложилось: были общины в Греции, в Малой Азии. Римская империя, начиная с Нерона, периодически преследовала христиан и представителей других вероучений. Размах христианского мученичества слегка преувеличивался. Часто причиной казни христиан был отказ участвовать  имперских культах. По преданию, были казнены все апостолы (побиты камнями, распяты как Андрей и Петр, Павлу отрубили голову).

Такая ситуация была во II-III вв., а потом в 311 и в 313 году императоры Галерий и Константин признают свободу исповедовать христианство. Начиная с того времени христианство получает государственную поддержку. В 321 году воскресенье было официально объявлено днем отдыха, епископы стали не только экономическими, но и духовными главами общин, епископы больших городов получают чин митрополита. В 325 году по инициативе императора Константина в Нике собирается первый Вселенский собор, на котором были утверждены большинство догматов христианства, принят символ веры, и начинается борьба с первыми ранними ересями. По факту, христианство становится государственной религией в Римской империи.

Христианство имело ряд идей, способствовавших его распространению:

Ещё посмотрите лекцию "23 Недостаточность кровообращения" по этой теме.

1) Наднациональная общность

2) Идея воздаяния;

3) Духовно-нравственные нормы;

4) Личная связь с Богом;

5) Ликвидация сложной обрядности;

6) Гибкость нового учения.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5142
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее