Необходимость и случайность
Необходимость и случайность
Как уже было сказано выше, между причиной и следствием существует объективная необходимая связь, хотя следствие не обязательно является необходимым, ибо оно может быть и случайным явлением.
Что же представляет собой категории «необходимость» и «случайность»?
В истории философии долгое время философы отождествляли необходимость с причинностью, а так как беспричинных явлений нет, то объективно существующей признавалось только необходимость. Как правило, философы отказывали случайности в ее объективном существовании и считали, что случайностью является, то причин чего мы не знаем и знать не можем. Другими словами, под случайностью понимали некое субъективное понятие, которым люди прикрывают свое собственное невежество.
Античный философ Демокрит написал так: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком – нибудь основании и в силу необходимости». Поэтому «люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть свою собственную нерассудительность».
Голландский философ Б. Спиноза полагал, что «случайной… какую–либо вещь называют единственно по несовершенству нашего знания».
Французский философ – просветитель XVIII в. П. Гольбах отмечал: «Мы называем случайными явления, причины которых мы не знаем, которых, из за своего невежества и неопытности, не можем предвидеть».
Все выше названные мной философы практически отождествляют необходимость с причинностью, а случайность с беспричинностью. А так как беспричинных явлений не существует, то и отсутствует случайность.
Но ведь отрицая объективное существование случайности, сторонники подобной точки зрения, по сути, низводят необходимость до уровня случайности.
Рекомендуемые материалы
Так, цитируемый нами выше П. Гольбах утверждал, что «излишек едкости в желчи у фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого–нибудь монаха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы превращать в руины города, разрушать крепости, чтобы погружать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни и распространять отчаяния и бедствия на длинный ряд веков».
Ф. Энгельс подверг резкой критике эту точку зрения, подчеркнув при этом, что «если все в мире одинаково необходимо: и то, что в этом стручке 5 горошин, а не 4 или 6, что хвост этой собаки длиной в 5 дюймов, а не длиннее или короче, что между небесными телами проявляется закон всемирного тяготения, или то, что одна форма энергии превращается в другую, сохраняя ее количество, наступает с одинаковой неизбежностью – то здесь не случайность поднимается до уровня необходимости, а наоборот снижается до уровня случайности».
Объективный характер случайности отрицают представители фатализма (от лат. fataliz - роковой), полагающие, что в мире, в жизни общества и отдельного человека все изначально предопределено богом или судьбой, роком, сила которых носит неотвратимый характер.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что, хотя все предметы или явления причинно обусловлены, тем не менее, причинно - следственная связь может носить разновременной характер: в одних случаях она проявляется и наступает неизбежно, в других же случаях, она может как наступить, так и не наступить, т.е. быть случайной.
Дадим определение необходимости и случайности.
Необходимость – это философская категория в которой отражаются устойчивые и существенные связи между явлениями, причем, наступление явления – причины в обязательном порядке влечет за собой обязательно адекватно – определенное явление – следствие.
Случайность – это философская категория, в которой отражается то, что вытекает не из глубин внутренних существенных связей и отношений, а из побочных внешних связей, и в силу этого это может совершиться, а может и нет, может произойти так, а может – иначе. И та, и другая категории существуют объективно, причем они тесно связаны между собой особой диалектической связью. Любой предмет, любое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Одни его свойства и взаимосвязи обусловлены внутренними причинами, выражая природу составляющих его элементов, другие – внешними, его взаимодействиями с окружающим миром (например, в живом организме есть видовые, т.е. необходимые, признаки и индивидуально – случайные). Вот почему случайность – есть форма проявления и дополнения необходимости.
При соответствующем изменении условий необходимость и случайность взаимопереходят друг в друга.
Здесь следует обратить внимание на то, что существуют две формы необходимости: 1) динамическая – согласно которой имеет место однозначная, жесткая обусловленность следствия причиной (если мы посадим зерно пшеницы, то обязательно вырастет – пшеница, а не рожь).
Рекомендация для Вас - 5.12 Беспроводные интерфейсы.
2) статистическая, согласно которой имеет место неоднозначная, вероятностная обусловленность следствия причиной.
Скажем, вы бросаете монету и не знаете, что выпадет «орел» или «решка», но, в конечном итоге, достаточно большое количество бросаний приводит к количеству «50» на «50», т.е. независящему от случая. Статистическая необходимость базируется на законе больших чисел, согласно которому суммирование большого числа случаев или отдельных предметов ведет к тому, что их случайные отклонения в ту или иную сторону нивелируются и образуется некоторая необходимая тенденция.
Другими словами, необходимость проявляется через большую массу случайностей.
Например, сила, с которой ударяет та или иная молекула газа о стенки сосуда, является случайной, зависит от множества разных обстоятельств, но между тем, через всю эту массу отклонений проявляется тенденция (закономерность): сила, с которой молекулы газа ударяют о стенки сосуда, обратно пропорциональна объему газа.
Таким образом, в системе причинно – следственных связей причина может породить случайное или необходимое следствие.
Если то или явление или событие еще не наступило, но может стать причиной, то говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Для анализа данного факта используются такие категории диалектики как «возможность» и «действительность».