Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » История восточной философии » Философия в эпоху династии хань

Философия в эпоху династии хань

2021-03-09СтудИзба

Философия в эпоху династии хань

     С  началом династии Хань (II в. до  н. э.- I-  II вв. н.э.) вновь стала

оживать  духовная  жизнь общества. Прежде всего в этом процессе  важную роль

играл  даосизм.  В  конце  II  в.  до  н.э.  на  свои  позиции  возвращается

конфуцианство,  которое значительно  приспосабливается к новым  общественным

условиям и становится  государственной идеологией. Так, оно включает  в себя

некоторые   концепции  как   легизма   (касающиеся   практики  общественного

управления),  даосизма, так и  механистического  натурализма в интерпретации

мира (учение, о пяти элементах и инь и ян).

Рекомендуемые материалы

     Дун Чжуншу (179-104  до н.э.)  -главный обновитель конфуцианства в  тех

условиях. Идеалистическое истолкование, в частности, учения о пяти элементах

и функциях инь и ян приводит его к метафизическому и религиозному объяснению

мира. Божественные небеса сознательно и  целеустремленно определяют развитие

и  изменение действительности, порядок  (ли) мира,  сообщают людям моральные

законы,  а путь (дао) вещей следует за наивысшим в иерархии путем неба (тянь

дао). Дун  Чжуншу дуалистически делит изначально присущее вещам  имманентное

влияние инь и ян на пары,  в которых господствует связь подчиненности. То же

самое   он  переносит   на  человеческое  общество,   в  котором,   согласно

классической конфуцианской схеме, действуют  пять  норм сыновней добродетели

(сяоти): 1) человечность (жэнь); 2) правдивость (и); 3) вежливость  (ли); 4)

мудрость  (цжи); 5)  искренность,  чистосердечность  (синь).  Неорганическое

соединение  вещей  и понятий  довершается  их  мистической  классификацией с

использованием   пяти   элементов,    которая   доводит   до   законченности

теологическо-мистическую  философию всемирного соединения всего  сущего. Дун

Чжуншу  сыграл  большую  роль  в   утверждении  .конфуцианства  как  единого

государственного учения и черпает аргументацию у  авторитетов прошлого, "Кто

сомневается относительно  современности, пусть исследует  древность. Кто  не

понимает  будущего,  .пусть  обратит взгляд  в  прошлое".  Он  опирается  на

авторитет классических книг, которые интерпретирует в духе своей метафизики.

Комментирует классические  книги, написанные новым письмом. Позже, во второй

половине  I  столетия  до  н. э., когда Лю Синь переводит  тексты классиков,

написанные  старым  письмом (до III  в. до н.э.),  мыслители разделились  на

приверженцев школ старых и  новых текстов.  Школа  новых  текстов перенимает

мистические  взгляды   Дун  Чжуншу,  школа  старых  текстов  этот  мистицизм

радикально  отвергает, требует точного  филологического изложения  текстов и

продолжает рационалистическое истолкование конфуцианской этики.

     Хуайнань-цзы.  -  одно  из  даоистских  произведений  II  в.  до  н.э.,

приписываемое Лю Аню. В нем отвергается какое-либо божественное влияние неба

и  по-новому   интерпретируется  понятие  "ци"  (энергия).   Ци-   выражение

человеческого  жизненного  естества,  и  так как  оно является  материальным

принципом, то и обеспечивает человеку естественную связь с миром.

     Ян  Сюн  (53  г.  до  н.э.-  18 г.  н. э.)  -сторонник старых  текстов,

выступает против  мистической интерпретации  конфуцианства.  С конфуцианской

социальной  теорией  он соединял  даосистскую  онтологическую  интерпретацию

мира. Его ученик Хуань Тань (43 г. до н. э.- 28 г. н.  э.) продолжает усилия

учителя в привлечении к социальной  этике  конфуцианства некоторых  аспектов

онтологии даосизма. Открыто .критиковал современную ему эпоху и связанную  с

ней систему Дун Чжуншу. Его взгляды близки к концепциям Ван Чуна.

     Ван Чун  (27-107)  продолжает  .линию учения  Хуань Таня,  которому  он

отдает  дань  уважения в  своем обширном произведении "Критические суждения"

(Лунь  хэн).  Критерий истины  как единственный  гносеологический  критерий,

критика   телеологических  интерпретаций   действительности,   обожествления

природы и мистики Дун Чжуншу делают Ван Чуна самым уважаемым философом эпохи

Хань.

     Необходимость  прямого  познания,  проверка  этого  прямого контакта  с

действительностью и "точное мышление, служащее последним  доводом"  являются

высшей ступенью процесса получения  знаний.  Опора только на чувства ведет к

ошибкам,  разум, только  он, может познавать вещи. Истина не является некоей

идеальной  конструкцией,   но  содержится   в  вещах  и  в  мире.   "Следует

руководствоваться действительностью и никогда принципами человека".

     Мир является соединением неба и земли, их материальной энергии (ци). Ни

в  небо,  ни  в  землю  не  заложен  никакой  телеологический  принцип,  или

направленность.  "Вещи  рождаются сами. Это и  есть  естественность". Весьма

древний термин "ци", который в значении "дыхание", "воздух" уже встречался в

надписях на бронзе (начало 1-го  тысячелетия до н.э.), в "Книге перемен" и у

Лао-цзы,  у  Ван Чуна приобретает  значение материальной  энергии,  присущей

всему  сущему.  Такое  соединение человека  с  миром является  "природным" и

обеспечивает познаваемость вещей, ибо "между небом и землей человек является

существом".

     Согласно Ван  Чуну, внутреннее движение вещей и внешняя упорядоченность

отношений в  мире  между вещами-  возникают  благодаря воздействию принципов

"инь" и "ян".  Эти принципы действуют таким  же образом  и в  обществе. Этим

подчеркивается  естественность развития  человека,  который является  частью

мира. Следует заметить, что и  классическая конфуцианская схема общественных

отношений основывается на воздействии этих же принципов.

     Ван  Чун завершает период критических поисков и знаменует  собой начало

последующего развития китайской философии в эпоху неоконфуцианства.

ФИЛОСОФИЯ В III-X вв.

     Это время характерно нестабильностью, вытекающей  из разложения единого

государства,   усилением  влияния   даосизма  и   буддизма.   Их  объединяет

сосредоточенность  на проблемах  субъективности,  что, надо  полагать,  было

реакцией  на  отсутствие   до  этого  времени  во  всех  системах   проблемы

человеческой индивидуальности.

     Даосизм в III-Х вв. Так называемый неодаосизм (сюань сюэ) характеризует

дао как глубочайшее (сюань)  непостижимое. Здесь можно  различить  несколько

тенденций: "исповедание небытия",  "исповедание бытия"  и  инстинктивизм. Их

интерпретации  сохранились по  большей части  в форме  комментариев к книгам

древности - "Книге перемен", "Чжуан-цзы", "Дао дэ цзин", "Беседы и суждения"

Конфуция. Первая тенденция трактует дао как небытие (со ссылкой на Лао-цзы),

как   особую   нематериальную   сущность,  противостоящую  всему  сущему.  В

соответствии с этим  социальные и индивидуальные проблемы  человека касаются

лишь  повседневной  жизни. Только  абсолютное безучастие,  недеяние помогают

человеку быть  в согласии  с небытием, которым и является дао. Эту тенденцию

представляют Ван Би и Хэ Янь (первая половина III в.).

     Пэй Вэй (ум. в 300 г.), Го Сян и Сян Сю исходят из положения о том, что

"ничто не может быть до вещей". Все возникает естественно и развивается само

по себе, а человек должен только заботиться о позитивно понимаемом бытии. Из

этого  следует, что "недеяние" (у  вэй), проповедуемое Лао-цзы,  не является

абсолютной бездеятельностью, оно есть  выражение  естественного  отношения к

вещам и к миру. Также и каждый индивид должен  действовать естественно,  сам

по себе, без внешнего влияния и принуждения.

     Гэ Хун (284-363) излагает свои взгляды в тексте "Баобу-цзы". Важным для

того  времени является его  отрицание обожествления  мыслителей прошлого. Он

разрабатывает  конфуцианское   социально-этическое   учение  и   даосистское

требование естественного отношения к миру,  которые приобретают у него форму

стремления возврата  к природе.  Личность  может  вернуться к природе  и при

помощи алхимии, ибо естество человека тождественно природе.

     Согласно  инстинктивистам, человек должен жить как "волна воды, гонимая

ветром",  сосредоточиваясь  на   мгновенных  движениях  и   инстинктах,  без

рефлексии и не связывая себя общественными нормами.

     Буддизм. Буддизм проник в Китай в I-II столетиях н. э. Получает широкое

распространение в IV в. и является единственной пришедшей извне философией и

религией, которая надолго укоренилась в Китае.

     В VI  в.  император  У-ди  провозглашает буддизм  даже  государственным

(официальным)  учением.  Буддизм  оставляет  заметные  следы  в  литературе,

изобразительном  искусстве,  а  также  в  философии.  Однако  он никогда  не

прерывал  естественную   атеистическую  традицию   в   китайской  философии.

Наибольшего влияния достигают так называемые школа пустоты и школа чань-цзун

(японский дзэн).

     Согласно  чаньской  школе   буддизма,  высшую  истину  нельзя  выразить

символами   .и   знаками.   Озарение,   нирвана  (не-пань)  не   достигаются

упражнениями, но проявляются внезапно как внутренний опыт,  раскрывающийся в

одно мгновение. Достижение такого проникновения  в  истину  возможно  тогда,

когда  человек живет без цели (у синь) и без  направленной  деятельности  (у

вэй),  т.е. без каких-либо волевых проявлений. Учение  чаньской школы пришло

из Индии, а сообщил ему завершенную форму Хуэй-нэн (638- 713).

     Неоконфуцианство.  Критика  буддизма,  в частности  в  вопросах  сути и

способа- существования человека,  была  очень  сильной.  В  VI  в.  с  такой

критикой  выступает,  в частности,  Фань Чжэнь,  который  в "Рассуждениях об

уничтожимости души"  (Шэнь ме  лунь),  основываясь на тезисе "Тело  является

материальной основой души, душа же есть проявление  тела",  выступает против

дуалистической   интерпретации   человека  и  утверждает   его  естественное

происхождение.   С   критикой  буддийского  дуализма  начинается   ренессанс

конфуцианства  (Хань  Юй (768-824), Ли  Ао  (ум. 844) и  Линь  Шэнь-ши  (ок.

840-880)). Этот период-эпоха  династии Тан (618-906) -подготовил наступление

неоконфуцианства.

     Неоконфуцианство (дао сюэ, т.  е. учение о дао, однако не в даосистском

смысле, а как продолжение  традиции конфуцианцев) представлено  прежде всего

двумя различными направлениями: 1) ли сюэ-учение о ли (порядке) как сущности

мира; 2) синь сюэ -  учение о  синь  (мышлении)  как  основе мира (о котором

говорится  так  же,  как  о школе  син  ли). Неоконфуцианство  опирается  на

некоторые положения  даосизма,  изложенные  в "Книге перемен",  а  также  на

положения тех конфуцианцев, чьи взгляды совпадают со взглядами Ван Чуна.

     Чжу  Си  (1130-1200)  был наиболее  выдающимся  представителем  первого

направления    Кроме Чжу Си представителями этого направления  были Сяо  Юн

(1011-1077),  Чжоу  Дунь-и  (1017-1075),  Чань   Цай  (1020-1077).  Чень-Хао

(1032-1085),  Чен И (1017-1073). . Онтологические  вопросы  он  решает  при

помощи, категорий  ли и ци. Ли  представляет основу  сущего, оно, однако, не

возвышается над вещами как абсолютный разум. Если нечто  существует, то  оно

имеет ли, "это значит, что все явления и вещи имеют свои собственные способы

существования". Ци  представляет материальную  форму вещей. "Ли только одно,

но его проявления бесконечны. Ли является путем (дао) всех явлений, ци - это

материальная энергия, из которой состоит каждая вещь...  ли  еще никогда  не

отделялось от  ци",  ибо единство  мира  обеспечивает единство вещей  на  их

собственном пути, тогда  как "ли  и ци присутствуют  во  всех вещах вместе".

Материальная энергия (ци) упорядочивается в вещах  под воздействием инь и ян

участвующих в движении внутри вещей и в мире. А вследствие того что мышление

человека (синь) содержит ли, как оно присутствует и во всех других явлениях,

мир может познаваться человеком.

     Лу  Цзююань  (1139-1192)  был  видным  философом  второго  направления.

Мышление  (синь)  не познает  мир,  но мир содержится  в  мышлении,  поэтому

человек  может  различать  вещи  и их  классифицировать.  Этот  субъективный

идеализм  Лу  Цзююаня  в  дальнейшем разрабатывает  Ван  Янмин  (1472-1528),

согласно  которому мышление  не может  существовать вне человека, ибо ли  не

проявляется вне человеческой мысли:

     Существует   только  тот   мир,  который   человек  познает  и  который

управляется его  мыслью.  Человеческий дух в то же  время является и мировым

духом   (тянь-синь).  Он  везде   сопутствует  людям,   и,   таким  образом,

самопознание мира - врожденное  качество людей.  Поэтому в  познании человек

должен руководствоваться интуицией.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 2.5. Сообщающиеся сосуды.

     * * * * *

     Неоконфуцианством  мы заканчиваем  краткий  обзор  китайской философии.

Несомненно,  что  оно  было  им пульсом  также  и  для развития  европейской

философии,  где из него черпали идеи,  в частности,  Лейбниц и Вольф. Европа

знакомится с неоконфуцианством и со всей китайской философией в конце XVII и

в XVIII в.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее