Популярные услуги

Средневековая философия

2021-03-09СтудИзба

Средневековая философия

     Введение

     Период патристики

     Возникновение схоластической философии в Западной Европе

     Арабская и еврейская философия средневековья

     Период расцвета схоластики

     Поздняя схоластика

ВВЕДЕНИЕ

     Средневековая  философия  представляет  собой тот  длительный отрезок в

Рекомендуемые материалы

истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской

религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции

христианства,  могли рассчитывать  на  известность и  признание. Этим  четко

определенным   содержанием   и   направленностью   средневековая   философия

отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.

     Христианство  возникает  в  I-II   столетиях,  нашего  летосчисления  в

восточных провинциях  Римской  империи  и  распространяется  на  Средиземном

побережье.  Время  его  возникновения  характеризовалось  глубоким  кризисом

рабовладельческого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в

Римской  империи, в  частности рабов  и  свободной  бедноты.  Многочисленные

восстания  рабов подавлялись, их  сопротивление было бесполезным  -  они  не

могли  стать  революционным  носителем  новых  общественных  отношений.  Все

попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось

лишь верить  и  надеяться на  чудо,  на помощь  "божьего  спасителя"  и  его

сверхъестественные  силы. Эту  веру  принесла  новая религия - христианство,

которая  кроме  всего  прочего  обратилась ко  всем людям, без  различия  их

национальности и сословий, как к равным перед богом,;

     Официальная римская религия не могла  предложить  утешение массам,  ибо

она  была слишком тесно связана  с римским деспотическим государством. Росло

влияние  различных  культов восточных  религий  (культа  египетских Изиды  и

Осириса, иранского бога Митры и т.д.), в  которых подчеркнуты были именно те

элементы,   которые  позже  заимствовало   у  них  христианство,-  страдания

умирающего  бога  и его воскрешение,  надежда  на  загробную  жизнь.  Так, в

произведениях  римского  философа-стоика  Сенеки,  названного  Ф.  Энгельсом

"дядей  христианства", содержатся  некоторые  общие  с ранним  христианством

воззрения,  согласно  которым  земная  жизнь  преходяща и  праведно  живущих

ожидает  блаженство.  Он  провозглашал  также  и равенство всех люден  перед

силами судьба

     Основным  источником   христианства  была   иудейская  религия,   самая

монотеистическая из всех религий античности  (культ  бога  Яхве).  Христиане

полностью приняли еврейский Старый завет. Например слово "Христос"  является

греческим   переводом   староеврейского  "машиах"   (мессия),   что   значит

"помазанный".   Одним  из  источников  христианского  учения   Христе  стали

философские воззрения  "отца  христианства",  как назвал Ф.  Энгельс  Филона

Александрийского.

     Первоначально христианство формировалось как движение недовольных масс,

рабов,   вольноотпущенников   и  свободной  бедноты.  Оно  выражало  протест

угнетенных и одновременно  давало  им иллюзорно утешение - надежду на лучшее

будущее в  посмертно жизни.  К  христианству,  однако, постепенно приходят и

состоятельные  слои  римского  общества из рядов  римской  и  провинциальной

аристократии,  богачи, купцы,  владельцы ремесленных  мастерских,  положений

которых  вследствие  политического  бесправия  также стало  весьма  тяжелым.

Социальная структура христианских  общин, состоявших сначала лишь из рабов и

свободной бедноты, начала меняться. Возникает клир (епископы, священники), в

котором   решающее  слово   имеют  именно   имущие.   Формируется  церковная

организация, возглавленная монархическим епископатом. В то же время начинают

преобладать призывы к смирению с социальным  злом,  что показывало признание

имперской властью  политического и идеологического значения христианства. Во

время правления императора Константина Великого (306-337)  христианство было

признано  официальной  государственной религией.  Оно окончательно побеждает

после того,  как были  запрещены языческие  культы  (391-392).  Халкидонский

собор в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии и

в восточной, и в западной части Римской империи.

     Распространение христианства и начала христианской философии приходятся

на   период,    когда   с   разложением    Римской    империи    развиваются

религиозно-мистические  аспекты в идеалистической философии. Упадок римского

общества   ярчайшим   образом   характер  рисуют   такие   направления,  как

неопифагорейство, ученее Филона Александрийского и неоплатонизм.

     Неопифагореизм  воскрешает  древнюю  греческую  числовую  мистику 

Мистика (от греческого туо - закрываю глаза, в переносном смысле: закрываюсь

от  внешнего мира  и погружаюсь  в  духовное)  -  религиозно-идеалистическое

воззрение,  основой  которого   является  вера  в  сверхъестественные  силы.

Мистицизм  провозглашается, как правило, идеологами  реакционной ориентации,

хотя были  и исключения,  когда прогрессивные идеи  облекались в мистическую

форму  (см., напр., взгляды Экхарта).  .  В свое  время  неопифагореизм

выступал   как  идеологический  противовес   христианству.  Его  содержанием

являются  магия,  религиозное  шарлатанство,  обман.  Основные  черты  этого

псевдофилософского  направления  наиболее  ярко  отражены,  в  частности,  в

творчестве  одного из главных  представителей неопифагореизма I  столетия  -

Аполлония  из  Тианы  (Каппадокия),  мистика,  аскета,  чудотворца,  который

приписывал себе божественную, чудесную, сверхчеловеческую силу,  аналогичную

силе Иисуса. Это было учение, как бы сделанное по мерке римских патрициев. В

философском отношении оно,  в общем, не имеет  ценности, посвящается в целом

религиозно-мистическим  вопросам,  главной  целью  его   философии  является

поклонение богу.

     Учение Филона Александрийского  (первая половина I столетия), одного из

предшественников ранней христианской философии,  имело  значительное влияние

на идеологию  христианства прежде  всего через понятие логоса. Логос (слово,

закон,  совокупность  идей)  содержится  в  боге  и  сам  является богом.  В

христианство логос переходит в форме второго лица божественной особы.

     Наиболее  выраженным  показателем  упадка  греческой философии  в  Риме

является   неоплатонизм,   корни  которого,  вульгаризированные   и  заметно

мистифицированные,   содержатся   в   идеализме   Платона.   Его   виднейшим

представителем был  Плотин - мистик,  аскет,  который стыдился  своего тела.

Плотин  провозглашал   иерархическую  теорию  бытия.   Бог  является  первым

существом,  "единичным",  из которого  постепенно эманируют разум,  душа  и,

наконец,   природа.   Это  постепенное  нисхождение  от  света  к  тьме,  от

совершенства к несовершенству. Его последователь -  Прокл из Константинополя

систематизировал  это  учение  дальше, но  вошел в  средневековую  философию

главным образом благодаря комментариям к Платону.

     Неоплатонизм первоначально играл роль противовеса христианству,  однако

после признания христианства государственной религией  его главные идеи были

переняты  парадоксальным  образом.  Впоследствии  он   становится  одной  из

важнейших исходных точек средневековой философии и теологии.

     Первая фаза формирования христианской философии  относится, собственно,

еще к  древним  векам, периоду, когда  становящееся  христианское вероучение

сталкивается  и  переплетается  с  философскими  системами  периода  распада

античного мира. Процесс отвержения и  принятия античной философии проходит в

всей  истории  христианской  философии, имеет  различные  фазы и формы.  Его

первоначальная фаза  реализуется в  период  так  называемой патристики 

Патристика (от лат. pater -  отец) -  общее название литературы.  написанной

так  называемыми  отцами  церкви.  В  теологии  патристика  является  частью

догматики или патрологии,  с которой она по преимуществу  отождествляется. В

истории  философии  это понятие  используется  для  обозначения христианской

теологии   и   философии  I-V11I   вв.,  когда   ее  представители  защищали

христианскую  доктрину от  "язычников",  евреев,  государственной  власти  и

античной философии. Начиная с 111  столетия  патристика, наоборот, стремится

приспособиться к  неоплатонизму и  использовать  его философские основы  для

обоснования  христианства. ,  которую можно  разделить на два этапа. На

первом  были заложены основы  христианских догматов  с образование единой  и

сильной церкви. Этот период кончается  325  г.,  когда  состоялся  Никейский

собор.  Для второго  этапа  патристики  характерна  разработка  догматики  и

философии, в частности в творчестве Августина.

     Философию  патристики по той роли, которую она играет в обществе, можно

разделить  на  апологетическую  и  систематическую;  с  точки  зрения  места

возникновения - на философию Запада  и Востока, на греческую и латинскую. На

Востоке преобладала систематика, на Западе - апологетика.

     Фаза средневековой философии длится в общем от VIII до XIV-XV столетий.

Этот  период  обычно   называют  эпохой   схоластики,  когда  и   происходит

систематическая   разработка  христианской  философии.  В  самой  схоластике

различаются три  периода: ранняя  схоластика-по XII в., период расцвета-XIII

в. и поздняя схоластика - XIV-XV вв.

     Если  в патристике аристотелизм практически не  имел никакого  значения

(до  половины  XII  в.  известен  лишь  "Органон"  Аристотеля  с несколькими

комментариями Цицерона, Порфирия, Боэция и Абеляра), то с середины XII и  до

конца XIII в. происходит основательный  переворот в христианском  восприятии

языческой философии. Огромное Аристотелево наследие приходит на христианский

Запад в латинских переводах с арабского и греческого языков. Сопровождают их

греческие  и  арабские комментарии.  Поэтому  историкам философии необходимо

заниматься исследованием  мощного потока  арабской  и  еврейской  философии,

который в период от XII в. имел огромное влияние на христианский Запад.

     Всякое  развитие  мысли  и  философии   в  средние  века  происходит  в

религиозно-теологических  рамках.  В  этом   развитии  отражены   внутренние

сложности и противоречивость социального и духовного процессов.

     Политическое   развитие   представлено   неустанно   соперничавшими   и

сталкивавшимися лагерями: церковными властями, светской  или государственной

Ещё посмотрите лекцию "5.2. Инженерно-технические и организационные мероприятия" по этой теме.

властью, классом феодалов и восходящим классом буржуазии.  Каждый из них был

готов с изменением ситуации вступить в союз с кем угодно против кого угодно.

Становление,  решение  и   развитие  философских  вопросов,  которые  всегда

концентрировались в проблемах отношений веры и разума, теологии и философии,

происходили   в   конкретных   исторических   связях  и  зависимостях   этих

столкновений и борьбы.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее