Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » История философии » Философия возрождения

Философия возрождения

2021-03-09СтудИзба

3.2. Философия Возрождения

3.2.1. Основные черты Ренессанса и гуманизма

Эпоха Возрождения в развитии европейской философии явилась своеобразным этапом, предшествующим "великим системам" ХVII столетия и европейскому Просвещению.

Колоссальные достижения европейской духовной культуры этого периода широко известны и давно стали предметом внимания, восхищения и изучения. Это понятно: культура Возрождения всесторонне и наиболее полно отразила прогресс человека. Отсюда огромный престиж этой эпохи, и самого слова "Возрождение" (Ренессанс), впервые употребленного для характеристики некоторых явлений ее духовной культуры (собственно, ее изобразительного искусства) примерно в середине ХVI века.

В странах Западной Европы огромный прогресс культуры в эпоху Возрождения приходится на последние столетия средневекового феодализма, ее расцвет произошел в ХV - ХVI веках. Естественно, что развитие культуры и материальной и духовной невозможно заключать в какие-то точные хронологические рамки. То, что мы называем культурой Возрождения, в Италии началось уже в ХIV веке, а в ХV веке достигло расцвета. В ХVI веке культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским - прежде всего, западно-европейским явлением.

Культура эпохи Возрождения – это, прежде всего культура раннебуржуазного общества, зародившаяся в итальянских городах, а затем развивавшаяся в городах других европейских стран. Она противостояла здесь культуре феодального общества, которое постепенно уступало свои позиции. В центре наступавшей культуры стоял человек, рождавшийся в условиях формирующейся городской жизни. Нужно было найти такой тип культуры, который по своим идеалам приближался к новому человеку. Этот тип был найден в прошлом и потребовал гораздо большего внимания к различным творениям античной культуры, науки и философии, чем тот, которым располагало средневековое феодальное общество. Таким образом, "возрождение" означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко-римской античности, которые были утрачены в эпоху средневековья.

 Престиж эпохи Возрождения, еще глубже выявляющий ее философский аспект связан с понятием "гуманизм". Примерно с XIX века гуманизм стал одним из наиболее распространенных терминов, применяемых для различных морально-социальных характеристик человечества. Но само это слово и явления, им обобщаемые, восходят опять к этой эпохе и впервые зафиксированы в документах конца ХV века. Причем итальянские гуманисты слово humanus (человечность) заимствовали у Цицерона (I в. до н.э.). Он в свое время стремился подчеркнуть, что понятие "человечность" как важнейший результат культуры, выработанный в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве. Уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода "возрождение человека".

Рекомендуемые материалы

Для мышления человека, идеологии и культуры Ренессанса решающей тенденцией являлся переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Этот процесс диалектический, противоречивый и сложный: ни в философии, ни в искусстве сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный образ мыслей. К творчеству многих представителей культуры можно отнести характеристику Данте Алигьери (1269-1321): "последний поэт средневековья и первый поэт новой эпохи".

Средневековая схоластика долгое время оставалась мировоззренческим антиподом гуманистической философии. Она, как известно, служила обоснованию религиозного мировоззрения и христианского богословия. Необходимо подчеркнуть, что выступая против схоластики, мыслители эпохи Возрождения склонны были к недооценке действительных достижений средневековой философии. Особенно это выразилось в пренебрежительном отношении к формальной логике.

Тем не менее, антисхоластическую направленность ренессанской философии не следует понимать так, что она полностью отвергала проблематику религиозно-христианской философии средневековья. Эта проблематика нередко заключала в себе устоявшиеся понятия, от которых не могла отказаться и новая философия, какой бы ради­кальной она ни была. Например, от понятия бога, от которого, как увидим, была неотделима первостепенная гносеологическая проблема познаваемости и непознаваемости мира.

Однако, несмотря на определенную общность проблематики философии Возрождения с религиозной философией в целом, отличия от нее стали главной характерной чертой философии. Ее связь с гуманистической культурой, со многими направлениями античной философии, с развивающимся научным знанием воплотилась во взглядах выдающихся философов.

В последние десятилетия нашего века появились труды, в которых рассматриваются те или иные стороны ближневосточного или дальневосточного (особенно китайского) Возрождения и связанного с ним гуманизма. Немало пишут об арабском, иранском, армянском, грузинском Возрождении. Само по себе это явление философской мысли закономерно и понятно, так как оно отражает углубленное представление о развитии культуры различных народов в эпоху средневековья. Но сколь бы ни были интересными и содержательными различные "возрождения" в эпоху средневековья в странах Запада или Востока, ни одно из них не может сравниваться по своей глубине, многогранности и историческому значению с той эпохой развития общества и присущей ему ренессанской культуры, которое, начавшись в Италии в ХIV в., стало в последующие века общеевропейским явлением. Это связано с социально-экономическими и историческими процессами, которые стали характерными для рассматриваемой эпохи.

Северная и Средняя Италия достигла весьма интенсивной городской жизни по сравнению с другими странами Западной Европы уже в ХII-ХIII вв. Милан, Венеция, Флоренция, Генуя, Болонья и другие итальянские города-республики, развивая ремесленную и торговую экономику и совершенствуя государственность, преодолевали сопротивление феодалов (нобилей) своей округи, нередко заставляя их переселяться в города и покупали их земли. Жизнь итальянских городов-республик отличалась большой социальной активностью и резко контрастировала с феодально-деревенской спячкой подавляющего большинства других стран Европы (и даже юга Италии). В этих городах процветала торговля, банковское дело, появились шерстяные и другие мануфактуры, возникла раннекапиталистическая экономика.

Богатство социальной жизни, бурлившей в итальянских городах, находило свое отражение и в разнообразии их политических форм. Республиканское правление различных оттенков сменилось так называемыми синьориями с теми или иными монархическими оттенками. Важнейшая особенность, отличавшая эпоху Возрождения от всех предшествующих, состояла в сильно выросшем запросе на умственный труд, и это выразилось в большом росте числа людей свободных профессий. В европейское средневековье они входили в корпорации, объединявшие их по профессиям, "цехам", будь то преподаватели университетов, врачи или художники. Деятельность корпораций строго регламентировалась, причем огромную роль в этом играла церковь. Представители умственного труда, не связанные с церковью, в условиях средневековья - явление очень редкое.

Усложнение и дифференциация производственной и культурной деятельности в Италии (затем в других европейских странах), распад корпоративно-цеховых связей в городах, и усиление в них роли индивидуального начала вместе с ростом числа людей, профессией которых становился умственный труд, во многом предопределили то, что эта активная социальная прослойка далеко не всегда зависела от церкви и находилась на ее службе. Появление людей, которых в последствии стали именовать гуманистами, в сущности, положило начало процессу возникновения в эту эпоху, по мнению В.В.Соколова, светской интеллигенции /5, с.12/.

Распад корпоративного строя и повышение в этих условиях роли индивидуальной деятельности закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже - сыновья ремесленников и крестьян, в соответствии со своими склонностями, становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами.

Как уже отмечалось, философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм. Человек не только является важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. В философии средневековья человек рассматривался в связи с проблемой грехопадения, искупления и спасения человека; мир был создан для человека, и человек являлся высшим творением бога на земле; но человек рассматривался не сам по себе, а в своих отношениях с богом, в своем отношении к греху и вечному спасению, недостижимому собственными силами. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека, прежде всего, в его земном предназначении. Человек, его отношения с природой и богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения исследователи, в частности, А.Х.Горфункель /1, с.1/, выделяют три характерных периода: гуманистический или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины ХIV века до середины ХV в., второй - с середины ХV в. до первой трети ХVI в., третий - вторую половину ХVI и начало ХVII в. Деление это в известном смысле условно и носит не столько хронологический, сколько типологический характер, имеются в виду лишь главенствующие тенденции философской мысли каждого хронологического периода.

3.2.2. Философские взгляды Макиавелли

Крупным и оригинальным мыслителем был Никколо Макиавелли ( 1469-1527). Его служба, связанная с выполнением многообразных политических и дипломатических поручений (не только в различных итальянских государствах, но и за их пределами), доставила Макиавелли множество бесценных наблюдений и выявила его незаурядный организаторский талант. Сам он, повторяя древнюю пословицу, писал о себе в 1509 году: "... сначала жить: потом философствовать" /4, с.354/. Обращает на себя внимание то, что Макиавелли фактически эмансипировался ото всех религиозных иллюзий средневековья, чего нельзя сказать о многих других гуманистах. Это особенно проявилось в развернутой Макиавелли концепции человека. Макиавелли был убежден в том, что самый могущественный стимул человеческих действий составляет интерес. Проявления его многообразны, но более всего он определяется желанием людей сохранить свое имущество, свою собственность, что наилучшим способом обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. В таком контексте автор "Государя" написал часто цитируемые слова: "Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества" /2, с. 349/. Лишь за собственническими интересами идет человеческая забота о "чести и почестях". Авторы, трактующие воззрения Макиавелли, часто отмечают известный пессимизм его понимания человека, согласно которому "о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива" /2, с. 371/. Но может, именно такого рода пессимизм предохраняет автора "Государя" от религиозных иллюзий в оценке человеческих действий.

Неискоренимый эгоизм человеческой природы с необходимостью требует учреждения государственной организации как высшей силы, способной поставить ему более или менее жесткие пределы, свести его к должной норме. Предпосылки доктрины общественного договора, которая из эгоизма людей выводит необходимость чисто внешней по отношению к ним государственной организации, были сформулированы античными эпикурейцами. Теперь Макиавелли еще более углубил эту линию, показав, что государство есть, по существу, дело человеческих рук и бог никакого участия в его становлении не принимает. Рационалистический стержень социально-философской доктрины Макиавелли почти исключает проблему бога. Но это не означает, что он не видел смысла в рассмотрении вопросов религии. Тонкий политик, он отлично понимал, что без той или иной религии, в лоне которой люди часто находили свое единственное духовное утешение, общественно-государственная жизнь невозможна. Но это не примиряло его с господствовавшей в Италии католической религией. Макиавелли - один из критиков Средневековой созерцательности, преодоление которой составляло важнейший аспект гуманистической идеологии. А обобщенным выражением этого (отвержение созерцательности и противопоставление ее активности) явилась у Макиавелли концепция фортуны в ее соотношении с деятельностью людей. Понятие фортуны в мировоззрении многих гуманистов отождествлялось с понятием социальной необходимости - новой общественной реальности, возникшей в условиях раннекапиталистического развития. Такое содержание фортуны особенно очевидно в произведениях Макиавелли. В ХХV главе "Государя" автор пытается подвести своего рода баланс соотношения между фортуной и свободной волей человека. Баланс этот состоит в том, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она представляет нам самим" /3, с.111-112/. Свободная воля человека (в сущности представляющая неотъемлемый элемент той же фортуны) в этих условиях означает для него максимальную возможность активных действий, ибо человек, как это показал еще Пико делла Мирандола, кузнец самого себя. Автор "Государя" тоже подчеркнул, что "лучше быть смелым, чем осторожным", ибо "фортуна - женщина; и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать, так как она, как женщина, подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают" /2, с. 375/.

Способность к деятельности, направляемой трезвым умом, воля, опирающаяся на него, в особенности воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, определяется Макиавелли как вирту, т.е. доблесть. Полноценная реализация вирту - дело крайне трудное, недоступное подавляющему большинству людей. Как правило, говорит автор "Рассуждений", люди, не будучи в состоянии быть ни всецело хорошими, ни полностью дурными, "избирают некие средние пути являющимися самыми губительными" /2, с.423/. От такого образа действий принципиально отличается деятельность выдающихся лиц, оставляющих значительный след в истории. Таковы, например, указывает автор "Государя" (гл. VI), Моисей, Кир, Ромул, Тезей и им подобные исторические деятели, проявившие максимальную доблесть в достижении больших целей. Но не следует полагать, что их успех был предопределен только особенностями их личности. Наличие последней определяется и тем, насколько она проникает в потребности своего времени. Поэтому благополучны - даже только подражая великим людям лишь те, продолжает он, (гл. ХХV) "чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени" /2, с. 374/. Понятие "вирту" стало одним из главных выражений, по словам исследователей  новой гуманистической моральности, которое хотя и связано у Макиавелли с абстракцией человеческой природы, но тем не менее представляет человека необходимым элементом общества, социальности. Более того, природа человека выступает у него стержнем, объединяющим человеческую историю - от древности до тогдашней современности.

Еще одна идея неразрывно связана с социально-философской доктриной Макиавелли. Важнейшее ее положение оправдывало любое насилие во имя государственного блага. Широко известны слова автора "Государя" (гл. ХVII о том, что мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла" /2, с. 352/. "Такой правитель должен сочетать в своей личности и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, спо­собной провести самого изощренного хитреца. Необходимо принимать во внимание, что Макиавелли суть государства видел в "общем благе", воплощающем общенациональные интересы. В этом контексте "народ" для него совпадал не только с зажиточными горожанами, но и с более широкой человеческой массой. Автор "Рассуждений" даже утверждал, что она мудрее и постояннее реального главы государства. Отсюда справедливость убеждения, что глас народа - глас божий. Государь, политик вообще, должен проявлять гибкость, постоянно учитывая изменчивость времени. Он бывает вынужден прибегать и к любой жестокости, но ни в коем случае она не может оставаться некой самоцелью, а должна соответствовать государственному интересу. Автор "Государя" указывает, например, в этой связи (гл. ХIII), что "жестокость жестокости рознь", что в ее применении прав тот государь, который в целях безопасности государства совершает ее один раз и по возможности больше к ней не возвращается /2, с. 327/. Очень печально, если жестокость разрастается в ходе правления. В "Рассуждениях" также подчеркнуто, что насилие призвано исправлять, а не разрушать.

Враждебность доктрины Макиавелли феодально-религиозной идеологии хорошо поняла папская курия, которая в 1539 году внесла его сочинения в "Индекс запрещенных книг". Имя Макиавелли -одно из самых ненавистных для религиозных кругов уже в этом, а затем и в последующих веках.

В зарубежной историографии укрепилось убеждение в огромной роли Макиавелли в возникновении политической философии нового времени.

Для каждой эпохи характерно тесное взаимодействие философии с духовной культурой в различных ее формах. Особенность же культуры гуманизма определялась тем, что она, как ни одна из ее предшественниц, выявляла многогранность человека, "человеческой природы".

Важной особенностью философской мысли эпохи Возрождения стало формирование различных тенденций в развитии философской мысли, обусловленных сложностью социально-политической структуры эпохи (гуманистической или антропологической, неоплатонической, натурфилософской). Но, несмотря на наличие разных направлений, в итальянском гуманизме сложилось единое ядро, определившее сущность новой идеологии. Это прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в созидании и творчестве. Яркой чертой нового мировоззрения был культ разума и знания. Не вера, а разум, выступает в гуманистической этике нового времени главной силой, направляющей поступки и деятельность людей: мысль и творчество неразделимы.

Вся ренессансная философия вела к оправданию мира и человека, преодолевая средневековый дуализм мира и бога. Человек обретал на земле свое собственное царство, где и должна раскрываться вся его мощь творца.

3.2.3. Картина мира в философии Джордано Бруно

Впечатляющие и глубокие результаты натурфилософия Возрожде­ния получила в творчестве Джордано Бруно (1548-1600). Основным естественно-научным источником натурфилософской доктрины Бруно стала гелиоцентрическая астрономия Коперника. Ее он прежде всего и защищал как подлинную физическую реальность в своих многочис­ленных диспутах и спорах со сторонниками традиционной аристотелевско-схоластической картины мира. Космологическая доктрина - одна из главных компонентов натурфилософии Бруно, пло­довитого ученого.

Природа в понимании Бруно фактически приобретает полную самостоятельность, бог мыслится как синоним ее единства. Соот­ветственно вещи и явления природы - не символы "сокрытого бога", а самостоятельные и полноценные реальности, в мире которых он живет и действует. Конечно, актуально-бесконечный ("целокупно-бесконечный") бог "в свернутом виде и целиком" не мо­жет быть отождествлен с потенциально бесконечным универсумом, существующем "в развернутом виде и не целиком". Максимальное приближение бога к миру природы и человека толкало Бруно к их отождествлению во многих конкретных случаях. Именно многочисленность отождествлений бога то с природой, то с ее различными вещами и процессами, а иногда прямо с материей де­лает пантеизм Бруно не только натуралистическим, но и материа­листическим. Особенно здесь показательны заключительные главы его поэмы "О безмерном и неисчислимых". Здесь он объявлял материю тем началом, которое "все производит из собственного лона".

Источником форм всего бесконечного качественного многообразия бытия оказывается в этом контексте не бог, а материя.

Трактовка природы в произведениях Бруно почти всегда орга-нистическая - чувственные и интеллектуальные свойства микрокосма переносятся на всю природу. Гармония и красота природы, невозможная без уяснения ее целесообразности в большом и малом, может быть объяснена, согласно Ноланцу, лишь тем, что всеобщий ум выступает как "тот художественный интел­лект, который изнутри семенной материи сплачивает кости, протя­гивает хряши, выдалбливает артерии, вздувает вены, сплетает фиб­ры, разветвляет нервы и со столь великим мастерством располагает целое" /2, с.204/. Если бы мировая душа трактовалась лишь как духовная субстанция, существующая совершенно самостоятельно, бы­ло бы не просто относить его к числу материалистов. Но надо учи­тывать, что сам Бруно, подводя итог своей онтологической доктри­ны, подчеркнул, что последнее, наиболее глубокое начало универ­сума составляет некая единая субстанция, в которой совпадают те­лесное и духовное, материальное и формальное, возможность и действительность. Поэтому в работе "О причине, начале и едином" утверждается: "Мы обнаруживаем двойную субстанцию- одну духов­ную, другую телесную, но в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и к одному корню" /16, c.247/.

Последовательное натуралистическо-пантеистическое мировозз­рение привело Бруно к пересмотру характера космологии. Он, воск­решая космологические идеи Демокрита, объявил солнцами удаленные от нас на колоссальные расстояния миры. Следовательно, не только Земля - "рядовая" планета Солнечной системы, что вытекало из тео­рии Коперника, но и само Солнце - одна из бесчисленных звезд. Более того, он утверждал, что не только Солнце имеет свои плане­ты, но и звезды, как далекие Солнца, тоже имеют спутников. Бруно уравнивал Землю с другими планетами Солнечной сис­темы, а последнюю - с бесчисленными звездными системами. Натурфилософской основой такого убеждения стала мысль о том, что земля, вода, воздух и огонь образуют не только земной мир, но и все остальные. Так был сделан важнейший шаг к преодолению аристоте­левско-схоластического дуализма земного и небесного и утвержде­нию их физической однородности.

Интересны гносеологические и этические воззрения Ноланца. Он был далек от интересов к зарождавшемуся экспериментирующему естествознанию, но, с другой стороны, его вера в человеческий разум, укорененная в неоплатонической традиции и подкрепленная теорией Коперника, была огромной. Он довольно низко оценивает чувственное познание "…истина происходит от чувства только в малой части, как от слабого начала, но она не заключается в них"  /16, с.304/. Не перечеркивая поз­навательной роли чувства, Бруно выше его ставит рассудок, осмыс­ливающий информацию. За рассудком следует разум или интеллект. Все это было и у Кузанского, где завершением у него выступала интуиция. Бруно вместо "интуиция" употребляет слово "ум". Функ­ция его в том, чтобы вносить высшее единство в познавательную деятельность человека, доводя его до постижения единства мира, выражаемого божественной субстанцией. Силу обобщения Бруно свя­зывает со способностью "свернуть множественность", добиваясь единства. Завершение наших стремлений к началу и субстанции су­щего достигается уяснением неделимой монады. В процессе такого уяснения "интеллект прибегает к упрощению, насколько это возможно, … он удаляется от сложности, сводя приходящие акциденции размеры, обозначения и фигуры к тому, что лежит в основе этих вещей" /16, с.284/ ("О причине, начале и единой"). Здесь выражена уже аналитическая тенденция в деятельности человеческого разума. Единство, уясняемое интеллектом - умом и выражаемое понятием монадной субстанции, выступает одновременно и как постижение бес­конечности универсума. А оно невозможно вне понимания диалектики совпадения противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. У Бруно и это учение приобретает натуралисти­ческие черты. Примеры совпадения противоположностей он видит во всех областях природы и человеческой деятельности. В любой об­ласти действительности одна противоположность является началом другой. Источник связи, внутреннего родства противоположностей - бесконечная субстанция. Проблему веры и разума Бруно решал в ду­хе полного разделения их предметов. Официальной догматической религиозности Бруно противопоставлял религиозность философскую "…мы ищем его (бога) в неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-приро­ды…". Такая "религиозность" не могла получить приз­нание со стороны католических церковников. Философ верил не в индивидуальное бессмертие души, а в принципиальное бессмертие человека как частицы мировой целостности, к тому же он считал, что жизнь во Вселенной не ограничивается земными формами, а про­должается в других разновидностях на бесчисленных звездных ми­рах. Это убеждение выражалось у него в призывах к максимально активной деятельности, способной преодолеть стремление человека к самосохранению, в котором проявлялось его рабство перед жизнью. Это умонастроение и деятельность сам философ называл ге­роическим энтузиазмом. Героический энтузиазм Ноланца является одной из ярких и впечатляющих форм гуманистической морали Воз­рождения .

Проблематика ренессанских гуманистов имеет одну особен­ность, выделяющую ее в историко-философском процессе. Эта осо­бенность состоит в исключительно тесном и многостороннем взаимо­действии философских учений и идей Ренессанса с богатейшей куль­турой гуманизма.

Конечно, для каждой эпохи характерно тесное взаимодействие философии с духовной культурой в различных ее формах. Особен­ность же культуры гуманизма определялась тем, что она, как ни одна из ее предшественниц, выявляла многогранность человека ("человеческой природы").

В ренессанском мировоззрении неизбежно сочетались черты старого и нового, но по мере развития гуманистического движения все более уверенно набирали силу светски-рационалистические принципы миропонимания, которые постепенно нарушали средневеко­вую систему мышления, хотя порой и представали в ее одеждах. Развитие гуманистической мысли на всех этапах было прогрессивным процессом, нашедшим окончательное завершение уже за пределами самой эпохи Возрождения.

Важной особенностью философской мысли эпохи Возрождения стало формирование различных тенденций в развитии философской мысли, обусловленных сложностью социально-политической эпохи (гуманистический или антропологический, неоплатонический, натур­философский). Но, несмотря на, наличие равных направлений, в итальянском гуманизме сложилось единое ядро, определившее сущ­ность новой идеологии. Это прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в созидании и творчестве. Яр­кой чертой нового мировоззрения был культ разума и знания. Не вера, а разум выступает в гуманистической этике этого времени главной силой, направляющей поступки и деятельность людей: мысль и творчество неразделимы.

Теологические добродетели уступают место добродетелям разу­ма - уму, мудрости, знанию, - призванным наряду о моральными, или гражданскими добродетелями (благоразумие, мужество, справед­ливость и умеренность) вести человека к достижению земного счастья. Безгранично расширяются возможности человека в познании окружающего мира и природы самих людей, утверждается активность этого процесса, его неразрывная связь со свободой воли человека. Стремление к знанию рассматривается не только как путь к нравс­твенному совершенствованию личности, но и приобретает характер общественного долга.

Принципы гражданственности определяют большинство гуманис­тических концепций этого времени. Индивид не противопоставляется социальному началу, не ставится над обществом.

Развитие личности рассматривается как вклад в развитие общества. Идеал свободной, творчески активной личнос­ти,, отразивший важный исторический сдвиг в самом обществе - про­буждение индивидуального сознания, - рушил сословно-корпоратив­ные преграды, расковывал людей, укреплял их веру в собственные силы.

Основанное на беспредельной вере в могущество творческих сил человека утверждение возможности построения царства справед­ливости на Земле было одним из самых главных завоеваний гуманис­тической мысли в борьбе с феодально-церковной этикой, ориентиро­вавшей личность и общество в первую очередь на приготовление к переходу от земного существования к "вечной жизни", где только и наступит полное тождество "божественной справедливости".

Вся ренессанская философия вела к оправданию мира и челове­ка, преодолевая средневековый дуализм мира и бога. Человек обре­тал на земле свое собственное царство, где и должна раскрываться вся его мощь творца.

Библиографический список

1. Горфункель А.X. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. М.: Высшая школа, 1920. 368 с.

2. Макиавелли Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. М.: Худ. лит-ра, 1982. 503с.

3. Макиавелли Н. Государь и рассуждение на первые три книги Тита Ливия / Н. Макиавелли. СПб.: Общественная польза, 1869. 220 с.

4. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения / В.И. Рутенбург.  2-е изд. М.: Наука, 1991. 151 с.

5. Антология философии средних веков и Возрождения / сост. С.В. Перевезенцев. М.: ОЛМА-Пресс, 2001. 441 с.

6. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. М.: Наука, 1989. 270 с.

7. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л.М. Баткин. М.: Наука, 1978. 199 с.

8. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина ХV века) / Л.М. Брагина. М.: Изд-во МГУ,1983. 303 с.

9. Баткин Н.М. Европейский человек наедине с собой: очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания / Н.М. Баткин. М., 2000. 600 с.

10. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению / И.Е. Данилова. М.: Искусство. 1980. 127 с.

11. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения / Б.Г. Кузнецов. М.: Наука, 1979. 280 с.

12. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982. 623 с.

Ещё посмотрите лекцию "Общая характеристика психической деятельности животных" по этой теме.

13. Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса / М.Т. Петров. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1982. 217 с.

14. Миронов В.В. Философия: учебник / В.В. Миронов. М.: Велби, 2005. 240 с.

15. Кузанский Н. Избранные философские сочинения / Н. Кузанский. М., 1937.

16. Бруно Д. Диалоги / Д. Бруно. М., 1953.

17. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике / А.А. Иванов, В.В. Миронов. М.: Современные тетради, 2004.

18. Лендван Ф.Л. Чему учили мудрецы Возрождения и Нового времени / Ф.Л. Лендман // Философские науки. 1999. № 1-2.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее