Открытия в физике
94.Револ-ия в естеств-и в конце XIX и начале XX в. и открытия в физики. В Новое время (17-18) сложилась мех-ская картина мира, утверждающая: вся Вселенная – сов-сть большого числа неизменных и неделимых ч-ц, перемещающихся в абсол. простр-ве и вр-ни, связанных силами тяготения, подчиненных законам классич. мех-ки; природа выступает в роли простой машины, части к-ой жестко детерминированы; все процессы в ней сведены к механическим. Мех-ская картина мира сыграла во многом полож-ную роль, дав естественнонаучное поним-е многих явлений природы. В XX в. диалектич. идеи проникают в геологию и биологию. Эволюц-ые идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. В конце XIX - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исслед-телям, то это уточнение некот-ых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. В 1896 г. франц. физик А. Беккерель (1852-1908) открыл явление самопроизвольного излучения урановой соли, природа которого не была понята. Англ. физик Э. Резерфорд (1871-1937) экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, а в 1911 г. создает планетарную модель строения атома. В 1924 г. франц. физик Луи де Бройль (1892-1987) выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микроч-ц. Но поистине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйн-н (1879-1955), создавший спец. (1905) и общую (1916) теорию отн-сти. В мех-ке Ньютона сущ-ют 2 абсол. вел-ны – простр-во и время. Простр-во неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей, Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что простр-во и время органически связаны с материей и между собой. На основе достиж-й физики развивается химия, особенно в области строения в-ва. Характерное для классич. этапа стремление к абсолютизации методов естествознания, выразившееся в попытках применения их в социально-гуманитарном познании, все больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Наметилась тенденция формир-я новой исследов-ской парадигмы, в основании которой лежит представ-е об особом статусе соц-но-гуманитарн. наук.