Популярные услуги

Главная » Лекции » Физическая культура и спорт » Введение в арт-реабилитологию » Результаты социальной реабилитации в работе Инва-Студии

Результаты социальной реабилитации в работе Инва-Студии

2021-03-09СтудИзба

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Результаты социальной реабилитации в работе «Инва-Студии»

Вопросы:

1. Социально-психологический аспект реабилитации проекта.

2. Психологическая атмосфера как важный фактор социальной

Рекомендуемые материалы

    реабилитации.

3. Творческие характеристики.

4. Коллективное творчество инвалидов.

5. Арт-терапевтический комплекс.

Социально - психологический аспект реализации проекта.

а) Итоги художественного реабилитационного творчества детей-инвалидов. Краснодарская краевая общественная организация детей-инвалидов и инвалидов детства «Инва-Студия» существует с 1993 года. Если в первый год ее организации в ней проходили обучение и реабилитацию 5 человек детей, то в настоящее время ежегодно на всех отделениях студии занимается более 500 человек, большая часть которых тяжело больные дети-инвалиды.

Студия издала 3 детских альбома икон и художественных работ. Провела более  200 выставок в крае и за его пределами, в том числе за рубежом, на которых побывало не менее 50 тыс. детей. Она тесно сотрудничает с рядом международных  организаций, принимает участие в культурных программах Российского фонда культуры, МБФ «Будущее детей – наша забота», МБФ  Вл. Спивакова и др.  В марте 2003 года приняла участие в т.н. «Русских сезонах» в Париже, где представила выставку икон в театре «Шатле», в декабре того же  года провела выставки в ряде городов Финляндии.1

Начиная с 1996 года, студия принимает участие во Всероссийских и международных научных форумах и конгрессах по проблемам социальной реабилитации инвалидов, в фестивалях, конкурсах, лауреатами которых становится регулярно. В марте 1998 года  студия стала участницей Международной духовной конференции в г. Железноводске (Ставропольский край), регулярно принимает участие во Всероссийской выставке «Православная Русь».  Мастерские Студии выполняют   сложные  заказы, в том числе для Патриархии, Малого Театра (2 октября, 24 декабря 2002 года), оформляет иконостасы для храмов г. Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга, Турку (Финляндия). Икона Св. А. Невского , выполненная мастерской Студии установлена в Казанском соборе Санкт- Петербурга.

С 1997 года совместно с Кубанским Государственным университетом  студия организовала экспериментальное отделение по подготовке педагогов-реабилитологов, которые прошли практической курс реабилитации детей-инвалидов, освоили  технику  древнерусской живописи,  изучили основы  православия. В настоящее время выпускники отделения успешно работают с детьми-инвалидами, а также трудятся в иконописной мастерской «Инва-Студии».

          За 10  лет студия открыла и работает в 11 отделениях в г. Краснодаре и за его пределами, в том числе с художественной школой им. В.А.Пташинского, Кубанским Государственным университетом и социально-реабилитационным центром «Отрадное» (г.Москва), где, так же , создан филиал «Инва- Студии». Фактически, создано крупное общественное реабилитационное объединение  международного масштаба, т.к. в настоящее время открываются филиалы «Инва-Студии» в Ставрополе, Ростове-на-Дону, Москве. В декабре 2004 года

______________________________________________________________________

1. Русская православная икона, с. 43.

намечено открыть международное отделение  «Инва-Студии»  в Хельсинки (Финляндия).

В соответствии с программой «Дети детям», разработанной в 1997 году, дети-инвалиды "Инва-Студии" уже несколько лет помогают детям-сиротам детских домов Краснодарского края, колонии в Белореченске, а в 1999 году передали детям Югославии более 200 художественных работ и 2 иконы.

б) Важнейшим направлением работы «Инва-Студии» является реабилитационно-методическое. Педагоги студии разработали методики и авторские программы реабилитации детей-инвалидов с различными заболеваниями. Подготовлено методическое пособие по художественно-реабилитационной работе с детьми-инвалидами средствами древнерусской живописи.

в) В 2002 году студия начала проводить экспериментальную работу с инвалидами-ампутантами. Цель этого эксперимента - социальная реабилитация инвалидов, родившихся без одной или обеих верхних конечностей или утративших их в силу различных обстоятельств.

Педагоги   Руськины    Василий Иванович    и Татьяна Алексеевна разработали методику работы с ампутантами, в основе которой было использование компенсаторных возможностей организма. В настоящее время ставится вопрос о формировании школы художников-ампутантов. Одна из учащихся данного отделения (И.Воронцова) прошла курс обучения в экспериментальной группе и поступила на художественно-графический факультет Кубанского государственного университета (учится на 2-м курсе).

В 2002 году под руководством управления специального образования Министерства образования РФ (начальник управления Т. В. Волосовец)  «Инва-Студия» совместно с Кубанским государственным университетом начала эксперимент по формированию учебно-реабилитационного комплекса, в рамках которого будет проходить поэтапное обучение и социальная реабилитация инвалидов средствами изобразительного искусства.

Программы учебно-реабилитационного комплекса учитывают состояние инвалидов, график обучения составлен с учетом нужд инвалидов и, по существу, индивидуализируется.

 В комплекс входят также мастерские, где студенты , учащиеся, специалисты, получившие профессиональную подготовку, могут проходить практику, а также работать по специальности, т. е. образование будет востребованным.

В программу раннего профессионального обучения входят традиционные учебные  предметы, предусмотренные программами университета, а также нетрадиционные, имеющие реабилитационную направленность.

б) Социально-психологические аспекты реализации проекта.

Социально- психологическая реабилитация предполагает реализацию нескольких направлений. В эту часть проекта входит прежде всего работа над преодолением основных комплексов инвалида, работа в семье, с детьми с нарушениями умственного развития.

Это целостная система и ниже представлены её основные направления.

В силу своих проблем и комплексов дети-инвалиды не сразу осознают свои способности. «Старт» у них, как правило, сложнее, чем у здоровых детей. Но при правильной работе с ними, дети-инвалиды могут добиться едва ли не больших результатов, чем здоровые дети. Их творчество становится для них главной целью в жизни.

Сережа Галкин (больной тяжелейшим заболеванием – миопатией), у которого двигались только три пальца, поражал всех своей работоспособностью и продуктивностью. Олеся Тарасенко, с тяжелейшей гипертензией работала сразу на четырех кафедрах, и родители обоих ребят были убеждены, что  их детей спасает  только художественное творчество.

Психологическая атмосфера как важный фактор социальной реабилитации.

 От психологической атмосферы зависит состояние реабилитационного процесса в студии. С самого начала организации студии были определены основные психологические принципы ее построения: уважительное отношение к ребенку, его интересам, организация творческого сотрудничества с ним. Оно проявляется в, прежде всего в совместном (для детей и педагогов) поиске направлений и форм работы. Так родились творческие посиделки, беседы, где дети могут свободно задавать любые вопросы, гибкий график занятий, когда ребенок может в любое время обратиться к педагогу, совмещать занятия в студии, на дому, в лечебном стационаре. По существу культивируется добрая семейная атмосфера. В студии определено правило: ребенок всегда прав. Правы его возраст, неопытность, физиология.

Педагоги стараются будить и развивать, воспитывать в ребенке лучшее. Исключительную роль в реабилитации детей студии играют реабилитационные сборы в пансионатах, санаториях, которые периодически проводятся с помощью спонсоров вместе с педагогами и родителями, сопровождающими детей-инвалидов.

Во время сборов дети не только работают, но проходят дополнительную медико-профилактическую реабилитацию, трудятся в малых творческих группах. Традиционно старшие помогают младшим. Во время сборов выполняются самые сложные программные задания.

Равные среди равных.

 С самого начала создания в студии нет разделения детей на инвалидов и не инвалидов. Дети, по-хорошему, как бы забывают, кто инвалид, а кто нет. Конечно, в автобусе, на прогулках, лестнице или, поднимаясь в гору, дети помогают друг другу. Помогают Диме Барсову с его коляской или Юре Хомицкому, несут на руках (глухие  физически сильные ребята) Алису Морщакину, больную ревматоидным полиартритом. Но в остальном все воспринимается очень естественно. Да и помощь доставляется как само собой разумеющееся и незаметно.

В творческой работе большое значение приобретает то, каких успехов может достичь ребенок. Глухая, без правой руки Ирочка Воронцова пользуется авторитетом и уважением за свое трудолюбие и талант. Она все делает тщательно, скрупулезно. Если что-то не получилось или не понравилось, девушка обязательно переделает. Оксана Николенко «выдает» с первого раза такие работы, что получает одобрение самых строгих ценителей. Ее первая икона «Взыграние младенца» поразила даже педагогов. Как в свое время в центрах народных промыслов России, иконописных центрах не было инвалидов, но были люди, отличавшиеся по внешнему признаку, так и в «Инва-Студии» педагоги стараются культивировать, прежде всего, уважение к результатам творческого труда, таланту и не замечать инвалидности. По существу, серьезно ставится вопрос о замене общепринятых определений «инвалид» или «человек с ограниченными физическими и умственными возможностями», на более точный, с точки зрения студийцев «человек  с особенностями».

Воспитание способностей ребенка, воспитание таланта.

   Занимаясь на протяжении ряда лет художественной реабилитационной работой с детьми, педагоги студии разработали систему развития способностей ребенка.

Не редки случаи, когда в студию приходят дети, не умеющие даже рисовать. Не только педагоги, но и  родители этих детей бывают убеждены в бесталанности своих детей. Но уже через полгода ребенок начинает показывать хорошие художественные результаты.

Работа с детьми начинается с так называемой пробы сил. При любых, даже самых незначительных результатах, педагог не должен говорить ребенку, что он не имеет способностей. Наоборот перед педагогом стоит сложная задача поддержать ребенка. И поначалу не только подсказать, но, может быть, даже порисовать вместе с ним.

После того, как что-то получилось, возникает так называемая «мотивационная ситуация». Ребенок начинает проявлять интерес к тому, что у него получается. Начинается совместный с преподавателем поиск внутренних резервов, а затем развитие и закрепление успеха. Дальше начинается поиск собственного «Я», самомотивация и выявление индивидуальных особенностей личности. Развивая свое направление в работе, ребенок осваивает технику канона, осваивает программу – количество переходит в качество. Начинается поиск новых резервов. Выстраивается новая схема работы. Опыт показал, что практически все дети обладают теми или иными художественными способностями, даже дети-олигофрены, которые на протяжении нескольких лет показывают в студии очень интересные результаты.

В студии нет конкурса, нет деления детей-инвалидов на способных и неспособных. Принимаются практически все дети-инвалиды. Не лимитируются сроки приема детей в студию. Тем не менее, большая  часть детей, кто не умел поначалу рисовать, уже через полгода работы в студии начинают показывать результаты, которые удивляют даже опытных специалистов.

Экспериментальное отделение.

 В 2001 году совместно с Краснодарским государственным университетом культуры и искусства студия организовала экспериментальное отделение для инвалидов, где проходила профессиональная реабилитация с учетом физического состояния, интересов, склонностей и способностей инвалидов. Занятия проходили по так называемой «щадящей схеме». Инвалиды работали в помещениях, приспособленных для них три раза в неделю. Остальное время они могли выполнять задания дома. Ежемесячно педагоги 2-3 дня в неделю читали им лекции по схеме вечернего обучения. Был определен куратор (В.И.Руськин), который хорошо знал детей и мог оперативно решать их проблемы, (вплоть до медицинских). Была разработана экспериментальная программа поэтапного образования:

1 этап: адаптационно-подготовительное (нулевое отделение) или отделение выравнивания;

2 этап: неполное высшее, где по стандартам мирового образования студийцы моли получить диплом бакалавра;

3 этап: полное высшее образование.

Сроки каждого этапа для инвалидов в соответствии с состоянием их здоровья могли продлиться (даже индивидуально). В настоящее время этот проект дополнен и  проходит экспертизу в Министерстве Образования РФ.

Краткая информация о детях-инвалидах „Инва-Студии“.

       В «Инва-Студии» в течение года проходят реабилитацию более 500 детей по различным программам. Часть детей занимается по реабилитационным программам в клиниках. По времени они могут быть краткосрочными (до месяца) и среднесрочными (до года). Все зависит от того, какое детям назначено лечение в клинике. В других подразделениях студии дети работают по художественно-реабилитационным долгосрочным программам, рассчитанным на 4-5 лет и более. Ядро студии составляют дети, входящие в так называемую группу «перспектива». В этой группе занимается до 100 человек детей, которые выбирают своей специальностью изобразительное искусство.

В студии, как уже отмечалось, создано отделение инвалидов, не способных самостоятельно передвигаться, с которыми педагоги работают «на дому», кроме того, идет специализация работы с инвалидами:

- ампутантами

- больными сахарным диабетом

- ДЦП

- с ослабленным слухом и т. д.

В настоящее время, не выделяя и не разделяя детей, студия проводит углубленную специализацию детей по возрастным  признакам.

Проходя т.н. реабилитационный цикл они не только освобождаются от своих т.н. синдромов, но показывают самые блестящие результаты в творчестве. Приведем несколько примеров:

Творческие характеристики детей-инвалидов

В данной главе мы приводим 10 творческих характеристик инвалидов, с которыми в «Инва-Студии» была проведена или проводится реабилитационно-культурологическая работа. Большая часть учащихся пришла в студию в детском возрасте. Вместе с тем многие уже выросли и не порывают со студией. Практически все они добились хороших результатов не только в художественной работе, но в возможности самоподдержки. Их работы стали известны не только у нас в России, но и за рубежом.

ФИЛИПП РЫСУХИН, больной тяжелой формой сахарного диабета, к 12-ти годам перенес две клинические смерти. Он вынужден ежедневно, даже в нормальных условиях, делать себе 6 уколов инсулина, постоянно следить за уровнем сахара, т.е. жить, а точнее выживать в условиях болезни.

- Мама, зачем мне такая жизнь, - пришел к выводу 12-тилетний мальчик, - Я только ем и колюсь. Больной сын, больная мать, нищая семья, у которой извечная проблема не только Филипп, но и проблема, чем они будут питаться завтра.

Все в семье, включая Филиппа, понимают, что завтра не будет лучше, чем сегодня, а будет хуже. То есть отсутствие перспектив.

В этом состоянии и с этими мыслями Филипп и его мама пришли в студию 6 лет назад.

Первый шаг, который студия сделала вместе с Филиппом, был шаг к творчеству, снятие главного синдрома – «безысходности».

Филипп никогда до прихода в студию не проявлял художественных способностей в рисовании, но после перенесенных страданий, последней клинической смерти, ему вдруг захотелось рисовать. Природа ребенка, его душевное состояние должны были иметь какой-то выход. Психологически и физически формировалась постепенно вполне обоснованная мотивация творчества.

В студии он оказался в комфортной атмосфере труда и творчества и вот первая работа, первый успех и достижение. Первый душевный и духовный подъем. Наметился некий психологический сдвиг. Он попал в коллектив, где  были такие же дети и такие же, как у него проблемы.

Анализируя состояние ребенка и в целом семьи, преподаватели разработали программу обучения Филиппа. В ней художественное, творческое сегодня должно сочетаться с перспективой, в том числе образовательной, на завтра, одновременно учитывалась психология ребенка в его постоянно болезненном состоянии. Необходим был первый положительный результат.

Тяжелое физическое и психологические состояние ребенка, которое выливалось (неизбежно) в его творческих работах, могло, и должно было стать ступенькой в движении ребенка в преодолении болезни, самого себя. Из дневника педагога, работающего с Филиппом:

«Я захожу в студию и вижу образ Христа – трагическое лицо, боль в глазах, полная безысходность.

- Кто это написал, чья это работа, - спрашиваю я.

- Филипп, - хором отвечают ребята».

Филипп выполнил первое, еще несовершенное, задание. Работа выполнена технически плохо, но  образ получился глубокий и трагический. Это заметили и отметили. Дали не только художественную интерпретацию, но психологически правильно определили задачи мальчика в художественно-реабилитационной работе.

Это окрылило ребенка, стало первой ступенькой в его творчестве. В настоящее время Филипп стал хорошим художником, в нем пробудилось не только творческое начало, но и то, что называется способностями, талантом.

Он успешно поступил в Кубанский государственный университет и продолжает работать в студии.

Недавно он написал 2 картины на темы: «Что за черным квадратом Малевича» и «Памяти 11 сентября». В первой – юноша попытался проанализировать художественно-психологический шедевр художника -авангардиста. По существу Филипп расколол знаменитый «черный квадрат», показал всю мерзость, грязь, пропасть потустороннего зазеркалья. Работа не только в художественном отношении творческая, но и глубоко философская. То же самое можно сказать о второй замечательной работе Филиппа.

ЮРА ЛИХОШЕРСТОВ пришел в студию с диагнозом «муковисцидоз». Такие дети рождаются один на 20 тысяч, и к 15, в лучшем случае, 18 годам, как правило, умирают.

За границей, при соответствующем лечении люди с муковисцидозом могут жить до 35 - 40  лет. Конечно, груз этой болезни психологически лежал и лежит на Юре постоянно. Он сросся с болезнью, точно улитка со своей раковиной. Все это, конечно, повлияло на психику, характер мальчика. В отличие от Филиппа, Юра сразу проявил свои способности к рисованию и работал в студии достаточно  ровно, отличаясь феноменальным трудолюбием.

Пожалуй, это самый трудолюбивый инвалид в студии, который работает в различных жанрах и стремится вопреки болезни сделать как можно больше.          Несколько лет назад после лечения в Москве, он напрямую столкнулся с трагедией, которая могла ожидать  и его. Девочка, с которой он лечился и дружил с раннего возраста в этой клинике, на глазах у мальчика умерла. Она достигла так называемого критического возраста, когда организм перестал справляться с болезнью. Юра видел это своими глазами, не с экрана, а в жизни, у близкого для него человека. По существу он оказался в состоянии психологической комы. Все меры, принятые нами по выведению его из этого состояния, оказались безуспешными. Юра, по существу, жил другой жизнью, той, где всюду смерть. Выход был найден, когда студии предложили сделать выставку за границей, в Германии. Юра был включен в группу. В Германии ему купили необходимые лекарства, аппарат для дыхания, и это его поддержало. Сейчас Юра окончил среднюю школу и также как, и Филипп поступил в Кубанский государственный университет, на художественно-графический факультет. Учится на втором курсе.

ОЛЕГ ЖУГИН появился в студии по т.н. «инвалидной почте», т.е. его привели ребята-инвалиды, учившиеся в специализированной школе. Парню было уже 15 лет. Он был крепкого телосложения, живой, общительный улыбчивый. Получил инвалидность в детстве от передозировки лекарств. После школы, конечно, никаких образовательных перспектив. На каникулах работал грузчиком в бригаде  глухих  мужчин на хлебозаводе.

Собеседование и адаптационный курс, где мы провели обследование, дали следующие результаты: рисунок слабый,  навыков в рисовании нет, желание ходить в студию возникло ввиду того, что мальчик, как экстраверт, стремится к общению и, в частности, интересному общению и, в третьих, к этому примешивается стремление самосовершенствоваться.

Мальчик оказался достаточно дисциплинированным, благоприятные условия для адаптации создавала его общительность. Но первое время были сильные колебания, можно сказать, сомнения: мое не мое, в выборе жизненного пути. Эти колебания проявились вплоть до поступления в ВУЗ.

Пройдя курс обучения, полный реабилитационно-культурологичекий цикл Олег не только утвердился в студии, но и в выборе будущей профессии. Поступил в университет. В настоящее время учится на втором курсе художественно-графического факультета Кубанского государственного университета.

 Р.S.  В студии и через студию определилась и личная жизнь юноши. У нас на занятиях он познакомился с девушкой-ровесницей Кравченко Татьяной, и в настоящее время они собираются пожениться.

ИРИНА ВОРОНЦОВА появилась в студии подростком. Робкая, застенчивая девочка с ясными чистыми голубыми глазами.  Очень стеснительная, ввиду того, что от рождения у нее нет правой руки и почти полная глухота. Сколиозная, очень сутулая фигура. Рисовала левой рукой, тоже робко. Но уже первые задания стала выполнять тщательно, по несколько раз переделывая их. Ввиду т.н. интравертности, застенчивости и особенностей в поведении (на экскурсии могла повернуться в чужом городе и уйти) первое время не все и особенно сверстники ее не понимали. Сложные отношения были у девочки и в семье, где она дралась с сестрой и даже с мамой. Но постепенно процесс рисования, успехи (у девочки стало получаться и очень хорошо) дали возможность трансформировать негативы в позитивы. Ее успехи на выставках заставили пересмотреть к ней отношение окружающих. После ряда телевизионных передач она стала едва ли не телезвездой в школе и в том городском квартале, где она жила. Сама девочка, уже почти девушка, почувствовала в себе уверенность, стала внутренне спокойнее, выдержаннее. Во время реабилитационных сборов в своем сером, заляпанном красками халатике, она после того, как поработает, сама начинает помогать младшим. Все это делает искренне, без всякой позы,  и это подкупает детей.

Можно сказать, система внутренней взаимопомощи строится на инициативе не только педагогов в студии, но и таких студийцев, как Ирина.

В настоящее время Ира учится на втором курсе Кубанского государственного университета. У нее прекрасные успехи в творчестве, нормализовались отношения с окружающими, и сама она утверждает, что все это в результате работы в студии.

АНДРЕЙ ГАНОВ, мальчик стал инвалидом от передозировки лекарств. Кроме того, неправильное лечение повлияло на психику. Прошел курс лечения в психиатрическом отделении краевой больницы в городе Краснодаре, а также закончил специализированную школу для глухих в городе Армавире. Узнал о  студии по телевидению, (давали бегущей строкой информацию). Это был первый наш инвалид. Внешне крепкий сильный молодой человек. В силу глухоты замкнутый малообщительный. В поведении те особенности, которые, подчас, вызывают смех у окружающих. «Пыхтит как паровоз» - так характеризовали его ребята. И это дополнительно влияло на поведение, формировало замкнутость.

Он пришел к нам уже, будучи взрослым молодым человеком и на мой вопрос, что ему нужно, показал серию прекрасно выполненных рисунков, впрочем, достаточно пошленьких: обнаженные супермены и девицы. Жил юноша в Брюховецком районе на хуторе Челюскинец. Летом подрабатывал пастухом в местном колхозе.

Художественные способности мальчика проявились с детства. Он прекрасно рисовал, но условия хутора, глухота не давали ему возможности развивать заложенные природой способности. В свои двадцать с  небольшим он уже отчаялся найти где-то применение своему дарованию. И вот телесообщение. После переговоров с ним и с его родителями, мы разработали индивидуальную программу, в соответствии с которой он работал по графику очно-заочного обучения. Андрей приезжал в студию  один раз в неделю на сутки, работал в классе, затем получал задание и снова уезжал на неделю домой, благо, что сообщение было достаточно хорошим: на электропоезде.

Старательный, способный юноша, он быстро освоил графическую часть (техническую) канона. Проблемы возникли, когда мы с ним  стали разбирать содержание библейских положений. В силу глухоты, своеобразия образования (не только и не, сколько сам уровень образования) он никак не мог понять многие библейские положения, и приходилось много ему объяснять, чтобы образы, над которыми он работал, им правильно осмысливались. Но вот и в этом направлении был отмечен успех. Он написал первую, затем вторую и еще несколько икон. На I Международном конгрессе инвалидов, проходившем в декабре 1996 года, куда Студия была  приглашена, провели выставку икон студийцев, и икона Андрея была отмечена как лучшая.

В настоящее время Андрей окончил студию,  не имея полного среднего образования, он не смог поступить в университет.  Работает художником при клубе и выполняет отдельные заказы по написанию икон.

РУЗАННА МАЦАКЯН, девочка стала инвалидом от передозировки лекарств в раннем детстве. Худенькая, застенчивая, да еще глухая, она испытывала постоянный дискомфорт, общаясь с товарищами даже в специализированной школе. Первое время в студии, куда ее привела мама, (узнавшая о студии по телевизионной передаче), она также была практически незаметной. Незначительными были успехи и в художественной работе. Но девочка упорно трудилась. Дома, в отличие от многих семей – инвалидов, у нее достаточно ровная хорошая обстановка и атмосфера, ее всячески поддерживали. И всё в совокупности стало работать на успехи девочки. Постепенно количество стало переходить в качество. Ее работы стала отличать хорошая художественная  культура. Она прекрасно справилась со сложным заданием во время реабилитационных сборов, написала  икону Св. Ильи Пророка. В настоящее время поступила в Кубанский государственный университет, и выполняет заказы, вместе с другими студийцами в иконописной мастерской.

ОКСАНА НИКОЛЕНКО, девочка пришла в студию в 15 лет с комплексом заболеваний и синдромов, один из которых самый сложный – безысходность. Заболевание крови, искривление позвоночника, хромота, травма (родовая) лица. Казалось, природа наградила ребенка всеми несчастьями. Тем не менее, девочка сразу втянулась в учебный процесс. Ездила из станицы Динской в  филиал студии  в ст. Новотитаровскую на занятия. И успехи не замедлили сказаться. Через год мы «отважились» взять Оксану в Москву. Она смущалась не только своей внешности, но и довольно сильного храпения во сне.  Решили и эту проблему, поместив ее в комнату с глухими девочками Ирой и Рузанной. Скоро Оксана не только стала делать художественные успехи, но хорошо адаптировалась в студии. Она работает достаточно медленно в силу своего физического состояния, но очень качественно. В настоящее время она поступила на отделение в КубГУ и учится на 2-м курсе.

В мастерской договорились давать ей заказы по времени, которое она будет определять  сама, сообразуя со своим физическим состоянием.

В результате творческой реабилитационной работы определилось не только  настоящее девушки , но и будущее.  Ее работы отличает не только талант, но хорошее трудолюбие, особая тщательность, культура.

Локтикова Валерия, 18 лет.

Поступила в студию в 15 лет с диагнозом „сосудистая дистония“. Тяжелое заболевание требовало не только постоянного медицинского наблюдения, но проведение интенсивного арт-терапевтического реабилитационного курса. Предварительная аналитическая работа выявила оригинальные способности Леры, склонности к художественным фантазиям, выборе романтических тем.

Педагогами на основе анализа была разработана индивидуальная программа. За достаточно короткий промежуток времени, Лера освоила графический канон, прошла курс арттерапии и подготовительный курс для поступления в вуз. На выставках ее работы стали предметом внимания и даже дискуссий. Лучшие работы были внесены в альбом (монографию) студии.

Лера поступила в Кубанский государственный университет на отделение живописи ХГФ. Сейчас учится на 2-ом курсе, работает параллельно в мастерской «Инва–Студии».

Кравченко Татьяна, 19 лет.

Поступила в студию в 17 лет с диагнозом глухота, эписиндром. У девушки не было особых способностей, был слабый рисунок, но одновременно большое стремление к самоутверждению в жизни.

Педагогом–реабилитологом студии В. И. Руськиным, была разработана индивидуальная программа для Татьяны. За достаточно короткий срок она прошла интенсивный курс, поступила на экспериментальное отделение КубГУ. Успешно окончила I курс. В настоящее время учится на 2-ом курсе.

Барсов Дмитрий, 37 лет, диагноз: черепно-мозговая травма с нарушением опорно-двигательной системы (колясочник).

Поступил в студию в возрасте 28 лет. После обследования для Дмитрия была разработана индивидуальная программа с учетом его физического состояния, а также духовных наклонностей. Был закреплен педегог-художник, функции которого выполнял студент экспериментального отделения «Инва–Студии» Роман Мартыненко. В течение года Роман «ставил» непослушную руку Дмитрия, учил владеть карандашом, гелевой ручкой, кистью. Одновременно проходило освоение программы иконописного канона. После освоения предварительного курса Д. Барсов стал работать самостоятельно, поступил в университет, начал выставляться на выставках. В настоящее время им написано около 300 графических работ, учится на 2-ом курсе КубГУ.

Персональные выставки. Одна из самых существенных форм реабилитационной работы – персональные выставки. Для этого, конечно же, необходимо, чтобы ребенок-инвалид действительно добился хороших результатов в работе; накопил достаточное количество работ. Необходимо провести правильное оформление не только самих работ, но и экспозиций выставки. Процесс подготовки, вся атрибутика и даже некий ажиотаж,  связанный с выставкой – все это очень существенно влияет на реабилитационный процесс и не только самого участника выставки, но и  других детей. Повышает роль, значение культурологической реабилитации. Дети не просто представляют свои работы на выставки. Но готовятся к ним, читают различные материалы.

В 3-м издании каталога Студии  выделили раздел «Персональные выставки», где представили несколько работ с персональных выставок студийцев  и их портреты. Это также часть реабилитационной работы.

 Коллективное творчество инвалидов. С первых лет работы с детьми-инвалидами нами  введено  в программу такое направление работы, как коллективное творчество. В этой работе формируются необходимые качества коллективизма, устанавливаются творческие связи. Происходит освоение ребенком «малого социума», того, что для инвалида часто бывает тайной за семью печатями. Первоначально выдавались задания по совместной работе при написания больших икон, затем более сложные задания при написании иконостасов, декоративной часовни новомучеников Романовых, которую дети сами придумали во время сборов в Туапсе, гуляя по взморью. В деле социальной реабилитации коллективное творчество играет важную роль.

Планируя программы, педагоги студии стали вводить в них не только художественное творчество, но занятия по музыке, вокалу, где сфера возможностей реабилитации ребенка значительно расширилась. Кроме того, дети стали больше читать, общаться друг с другом на темы, которые выходили за рамки изобразительного искусства. Ребята стали сочинять стихи, даже музыку.  «Эмбрион творчества», как говорят в студии,  нашел в этой работе хорошую прививку.

Арттерапевтический комплекс. В 1997 году по инициативе главного кардиохирурга Краснодарского края М.В. Самойленко студия начала совместную экспериментальную работу с коллективом врачей детского отделения краевого кардиологического центра.

Главной задачей в работе на первом этапе было снятие «отрицательной доминанты» у детей по поводу операции на открытом сердце. Работа осуществлялась совместно с педиатром центра, психологом и педагогом-художником студии.

Педагоги студии совместно с детьми оформили детские палаты центра, столовую и коридор.

Программы, рассчитанные на кратковременное пребывание детей в центре (дооперационный, послеоперационный), дали хорошие результаты. Была проведена коррекция программ в направлении интенсивной арттерапии. Скудость средств студии, не позволила проводить работу в полном объеме. Тем не менее, положительный арттерапевтический результат был налицо: дети легко стали входить в художественное творчество, улучшился не только общий психологический фон, но, по большей части, была снята или ослаблена «доминанта стресса» перед операцией, и выход из болезненного состояния после неё.

В 1998 году педагоги студии начали работу по арттерапевтическим программам в специализированной школе № 21 г. Краснодара, где проходят обучение дети с нарушением умственного развития  (4 класса). В 2-х классах работа проводилась с детьми с сильным поражением (диффузией) мозга, которые, имели заключение, как не обучаемые. Уже через полгода были подведены первые итоги, работы. Динамика успеха детей была очевидной, особенно в классах детей, так называемых «пограничников». Помимо улучшения общего психологического фона педагоги школы отмечают развитие художественных способностей детей. Дети своими силами сделали за годы эксперимента интересные выставки, заняли в городских конкурсах призовые и первые места. Был отмечен даже специалистами высокий уровень художественной работы детей.

С декабря 2000 года студия продолжила экспериментальную работу в двух детских городских больницах г. Краснодара с детьми-инвалидами, в том числе пораженными тяжелыми психическими недугами (детская спецбольница, ул. Челюскина, 12 и 2 я детская городская больница, ул. Красная, 168).

 По существу сложился арттерапевтический комплекс, в котором медико-психологическая реабилитация, была существенно дополнена за счет арттерапевтической работы.

В указанных клиниках работа с детьми проводилась, как уже отмечалось, по циклам от 2-х недель до 2-3 месяцев (программы до 1-го года). Часть детей проходили  арттерапевтический цикл 2-3 раза в течение года.

Вам также может быть полезна лекция "14 Анаэробная инфекция мягких тканей".

В процессе арттерапевтической работы происходит формирование через и посредством изобразительного искусства, так называемых „образов-опор“, которые помогают инвалиду или больному в период лечения и операции, а также в последующий период.

«Образы опоры» формируются в процессе творческой работы ребенка по следующей программе. Первоначально они возникают как внешние, когда ребенок работает по заданию педагога через рисунок, композицию. Они могут формироваться также через вербальную нагрузку, в этом случае задание несколько меняется, педагоги рекомендуют родителям читать детям сказки, которые они затем рисуют, другие художественные произведения.

Педагог в соответствии с программой, которая индивидуализируется для каждого ребенка, создает условия формирования внутреннего образа-опоры. У каждого ребенка формируется свой внутренний «образ-опора». Она зависит от многих составляющих, в том числе от характера заболевания, окружения родных, близких, врачей – (факторы ближнего действия). Его интересов возрастных особенностей. Существенное влияние оказывает темперамент, характер, ментальность, уровень культуры и прочее.

Например, у Леры Локтиковой образ-опора связан с флористикой, у Филиппа Рысухина с морем, у Юры  Лихошерстова  с  лесом.

«Образы-опоры» живущие в ребенке иногда меняются, но положительное влияние их совершенно очевидно.

Педагоги регулярно и тщательно анализируют работы детей на предмет результатов арт-терапевтической работы. Получается картина рисунков, которая (с психологом) проходит «дешифровку». Как правило, получаются интересные варианты с условными значениями, которые мы определили как «Проблема», «Надежда», «Озадаченность» и т.п. В дальнейшем происходит развитие „образа-опоры“, который ведет ребенка через страх, переживания, восторг к надежде и наконец к уверенности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее