Классификация моделей культур фонса тромпенаарса - хэмпдэна-тернера
Классификация моделей культур фонса тромпенаарса - хэмпдэна-тернера
Слайд 10.47
Параметры классификации моделей культур Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпдэна – Тернера:
- степень централизации управления и дистанция власти
- степень формализации управленческих функций
- целевая направленность деятельности
____________________________________
Среди существующих классификаций кросскультурных моделей организации наиболее интересной (и релевантной по отношению к нынешним российским проблемам), по моему мнению, является классификация, разработанная голландским ученым Ф. Тромпенаарсом в содружестве с американским исследователем-консультантом Чарльзом Хэмпдэном - Тернеро5.
В основу моделирования было положено отношение различных деловых культур к таким параметрам (характеристикам) организации, как:
Рекомендуемые материалы
- степень централизации управления и дистанция власти (предпочтение при решении дилеммы: иерархичность — эгалитаризм);
- степень формализации управленческих функций (дилемма: формальная — неформальная структуры или, что почти то же самое, культура с высокой степенью избежания неопределенности, с низкой степенью избежания неопределенности
- целевая направленность деятельности (дилемма: ориентация на личность и межличностные отношения — на решение задач и достижение целей).
В зависимости от предпочтений при решении дилемм выделяются следующие четыре основные модели организационной (управленческой) культуры: "Управляемая ракета" ''Инкубатор", "Эйфелева башня " и "Семья ".
Слайд 10.48
Модели организационной (управленческой) культуры
"Инкубатор" личность | "Управляемая ракета" задача |
неформализованная "Семья" | формализованная "Эйфелева башня" |
Модели организационной (управленческой) культуры
Эгалитарная культура
"Инкубатор" личность | "Управляемая ракета" задача |
неформализованная "Семья" | формализованная "Эйфелева башня" |
Иерархическая культура
Модели культуры "Инкубатор" и "Управляемая ракета" относятся к эгалитарным культурам, где расстояние между верхними и нижними этажами управления невелико и, следовательно, дистанция власти и степень централизации низки. Напротив, модели культуры "Семья" и "Эйфелева башня" являются иерархичными с ограниченным делегированием власти и отличаются высокой степенью централизации в управлении.
Степень формализации низка в "Семье" и "Инкубаторе" и, напротив, высока в "Управляемой ракете" и "Эйфелевой башне".
С точки зрения целевой направленности модель культуры "Инкубатор" в наибольшей степени ориентирована на развитие личности. И следовательно, важнейшим аспектом мотивации для работника здесь выступает возможность профессионального роста и самореализации, совершенствования и самовыражения. (Это соответствует, как известно, самому высокому уровню потребностей по А. Маслоу)
Возможность работать 24 часа в сутки и добиваться технологических прорывов ценится не меньше материального вознаграждения. Управление изменениями происходит без напряжения, поскольку необходимость постоянного изменения заложена в парадигму существования компании. Функции легко делегируются и принимаются в коллективе единомышленников-профессионалов.
Являясь примерно в той же степени эгалитарной, "Управляемая ракета" ориентируется не только и не столько на развитие личности сотрудников, сколько на достижение конкретной цели и результата. Причем, как правило, достижение результата происходит за счет объединения группы экспертов-специалистов в одной команде.
Модель культуры "Управляемая ракета" ориентируется не только и не столько на развитие личности сотрудников, сколько на достижение конкретной цели и результата.
Именно из лексикона деловой культуры "Управляемая ракета" в управление пришли термины "миссия", "стратегическое видение", позиционирование по отношению к лидеру и т.п. Культура после определения цели и задач подразумевает широкое делегирование функций, развитие матричных систем управления, формирование проектных групп, т.е. ориентированных на достижение конкретного результата временных рабочих коллективов. Наиболее эффективно действующей моделью мотивации здесь является плата за результат .
Хотя модель деловой культуры "Эйфелева башня", так же как и модель "Управляемая ракета", ориентируется на достижение определенной цели, ключевыми словами, а следовательно, и стержнем управленческой системы здесь являются не "цель", "задача" или "проект", а термины "структура", "система" и "функциональные обязанности". Иначе говоря, как или каким путем достигнуто, здесь часто значит больше, чем то, что достигнуто.
Важнейшими характеристиками модели является четкое структурирование этажей властной вертикали, определениероли каждого работника, жесткая субординация и тщательный контроль за исполнением детально прописанных функциональных обязанностей, недопустимость "прыжков через этаж" при решении вопросов.
Модель культуры "Эйфелева башня" в качестве стержня управленческой системы рассматривает логически завершенную структуру и четкие функции.
Делегирование полномочий увязывается с функциональными обязанностями. Попытки их спонтанного перераспределения пресекаются. Тщательное исполнение спущенных сверху заданий и возложенных руководством функций учитывается и оценивается при оплате труда не ниже, а часто и выше, чем достигнутый результат.
Так же как и в "Эйфелевой башне", работники компаний с моделью деловой культуры "Семья" ориентируются на исполнение указаний свыше. Структура управления в этой модели в целом носит, пожалуй, еще более ярко выраженный иерархический характер. Однако на этом сходство и ограничивается. Ибо вертикаль власти в "Семье" сочетается с крайне низкой степенью функциональной формализации. Более того, несмотря на высокую степень иерархичности, власть в семье не столько "довлеет над работниками сверху", сколько формируется через них и существует благодаря их поддержке47. Незыблемой является установка "процветание семьи равнозначно процветанию ее членов". И наоборот.
Незыблемой основой модели культуры "Семья" является установка "процветание семьи равнозначно процветанию ее членов". И наоборот.
Обычно ожидается, что находящийся на верхней ступени властной пирамиды руководитель (своего рода отец семейства) — это не только менеджер, но и лидер, отличающийся знаниями, опытом, жизненной мудростью и т.п. Кроме того, подразумевается, что он знает все маленькие хитрости, сильные и слабые стороны членов коллектива, представляет, чем они занимаются, и т.д. Это обеспечивает ему дополнительное уважение и значительную неформальную степень власти.
Система в целом базируется на патерналистских установках: инициатива и усилия подчиненных должны соответствовать пожеланиям и приказам руководителя ("отца"). Последний, в свою очередь, черпает ответы на вопросы и принимает решения на основе неформальных намеков и подсказок "детей" и "родственников". Причем процесс обратной связи зачастую не осознается сторонами. Мудрость окончательного решения "отца" по большей части приписывается членами семьи исключительно его жизненному опыту, проницательности, знанию людей, а отнюдь не подсказкам через обратную связь.
Это любопытно!
Делегирование в семейной культуре
Молодой норвежский директор зарубежного филиала американской компании испытывал трудности с делегированием ответственности и функций своим замам — итальянцу и греку. Руководство компании, пытаясь решить проблему, прибегло к помощи консультантов по управлению из США, Германии, Англии и Франции.
Консультант из США порекомендовал определить им зоны персональной ответственности и увязать материальное стимулирование с общими результатами. Ни в коем случае не позволять обратного делегирования функций. А если это случается, проводить совместные "мозговые штурмы" для выработки решения, где давать возможность замам проявить себя и соревноваться друг с другом. И самое главное — создать "условия для лучшей самореализации", "атмосферу, где замы почувствуют себя в ответе за результаты деятельности всего филиала".
Консультант из Германии порекомендовал определить не только зону ответственности каждого из замов, а и с максимальным количеством деталей описать их конкретные функциональные обязанности. Строго развести эти обязанности между ними, не допуская дублирования. Предусмотреть случаи, когда решения, связанные с исполнением этих функций, принимаются самостоятельно, и случаи, когда они согласовываются с директором.
Консультант из Англии рекомендовал провести с замами беседу о миссии, целях и стратегии компании. В рамках стратегического курса компании поручить каждому из них самостоятельный долгосрочный проект. Сформулировать задачи, которые должны быть решены при его осуществлении. (Предложения английского консультанта в наибольшей степени совпадали с предложениями норвежского директора филиала, которые последний излагал, встречаясь с руководством компании в США.)
Консультант из Франции вначале не мог понять сути конфликта, затем, разобравшись, предложил в качестве наиболее быстрого и эффективного способа решения проблемы... перевод норвежского директора на работу в другое место, а в случае невозможности это сделать — его отправку на программу по глобализации управления и кросскультурному менеджменту в школу бизнеса Ш8ЕАО в Фонтенбло.
Делегирование полномочий в модели культуры "Семья" — это процесс достаточно сложный. Обычно в присутствии "отца" полное делегирование остается в сфере желаемого, а не действительного. Ведь "старшие дети" берут на себя ответственность только тогда, когда родителей нет дома.
Болезнью или одной из основных слабостей "семейной" культуры является подмена делегирования игрой в делегирование. "Старшие дети" с увлечением играют в самостоятельность, понимая под ней по преимуществу права, а не ответственность "взрослых". При этом они обнаруживают стремление согласовывать, уточнять практически все сколь-нибудь серьезные детали или аспекты проблемы с "отцом", фактически перекладывая на него взятую на себя ответственность за принятие решения. (Процесс, хорошо известный в управлении под названием "обратное делегирование".)
Патерналистский характер "Семьи" вместе с высокой дистанцией власти сильно затрудняют внедрение и эффективное Функционирование в рамках этой корпоративной культуры так называемой матричной системы управления. Несмотря на Договоренности, достигаемые участниками "матричных" экс-периментов на совещаниях, функциональные отделы обычно упорно саботируют взаимодействие по горизонтали.
"Дружеские подставки", постоянные жалобы руководству на другие функциональные службы, "перепихивание" функций вот наиболее распространенные, хотя далеко не полные, причины острейших конфликтов между функциональными отделами (маркетинговым, производственным, финансовым и т.д.). В зарубежной литературе эти конфликты иногда обозначают метким термином "собачьи бои".
Еще одна типичная особенность корпоративной культуры "Семья" — игнорирование функциональных обязанностей. При работе с зарубежными консультантами автору неоднократно приходилось наблюдать, как неудачные попытки внедрить матричную систему управления корректировались детальной проработкой функциональных обязанностей. На практике, однако, получалось, что, чем более детально расписывались и распределялись по подразделениям функции, тем больше функций... оставалось неохваченными. Ибо, как известно, всего предусмотреть нельзя.
Кроме того, и четко прописанные функции при матричном управлении часто не выполнялись и игнорировались структурами. Понимание такого поведенческого парадокса легко достигается, если попытаться подставить на место корпоративной модели культуры "Семья" обычную семью.
Зададимся несложным вопросом: если отец пригласит ребенка и детально объяснит все функции (за которые ребенок должен отвечать в семье), разве будут эти функции скрупулезно выполняться?
Матричная система может работать в "Семье" только по синусоиде, согласовывая все основные решения через верхний "этаж" управления. Правда, матричная система управления в этом случае уже слабо напоминает матрицу.
Не менее сложно осуществляет "Семья" процесс управления изменениями. Любые изменения приходят в противоречие со сложившимся "традиционным семейным укладом" и поэтому встречаются настороженно, если не враждебно. Единственная возможность проведения быстрых и радикальных изменений — их инициирование руководителем компании ("отцом"), которое, как правило, одновременно включает харизматическое убеждение и "силовое проталкивание".
Ограничители корпоративной культуры "Семья", перечисленные и кратко охарактеризованные выше, однако, вомногих случаях с лихвой компенсируются ее достоинствами. "Семья", например, отличается крайне высоким уровнем "корпоративного братства" и сплоченности в периоды кризисных потрясений и катаклизмов. Она легко концентрирует ресурсы и перебрасывает их с одного направления на другое. Будучи по сути достаточно иерархично-тоталитарной, "Семья" вместе с тем демонстрирует поразительную гибкость и адаптивность к внешним условиям, если во главе ее стоит сильный лидер. Впрочем, при смене лидера роль "отца" может быть принята на себя "старшим братом". Причем очень часто это происходит сравнительно безболезненно, обеспечивая среди прочего преемственность поколений.
* * *
Очевидно, что в реальном бизнесе корпоративная (организационная) культура любой компании, тяготея к одной из четырех охарактеризованных моделей, одновременно несет черты и других. Вместе с тем несомненно и то, что в каждой конкретной стране та или иная модель исторически является доминирующей, в наибольшей степени соответствуя существующим культурно-этическим принципам, стереотипам поведения и традициям.
Так, принципы модели "Управляемая ракета" традиционно превалируют в корпорациях США, Канады, европейских стран англосаксонской группы и Скандинавии.
Модель "Эйфелева башня" господствует в Германии, Австрии, Венгрии, Австралии и Новой Зеландии.
Модель "Инкубатор" имеет не только национальную окраску (к этой модели, в частности, тяготеют многие мелкие и средние фирмы Великобритании, Канады, Дании), но и широкое распространение в технополисах: это наиболее распространенный тип корпоративной культуры "Силиконовой долины" в Калифорнии (США) или местечка "Силикон Глен" в Шотландии.
Модель "Семья" — старейшая из корпоративных моделей. Нужно отметить, что и в странах, где в настоящее время превалирующими являются иные модели корпоративной культуры, модель "Семья" долгое время занимала господствующие позиции. Скажем, в средневековой Европе цеховые организации ремесленников строились именно на основе парадигмы этой модели.
Постепенная трансформация "Семьи" в другие модели (в одних странах), отмирание и сглаживание отдельных ее черт (в других странах) обусловливались среди прочего и большими или меньшими успехами в создании стабильной экономической и правовой среды бизнеса, распространением общепринятых этических норм поведения, формированием класса профессиональных менеджеров и т.д.
С известными адаптационными модификациями модель "Семья" продолжает успешно работать и в наши дни, управляя гигантскими активами и успешно выдерживая конкуренцию с другими моделями корпоративной культуры. Позитивные примеры такого рода — известные кланы миллиардеров-предпринимателей (Ротшильды, Дюпоны, Меллоны, Рокфеллеры и т.п.), одиозный пример — итальянская "Коза ностра".
Бесплатная лекция: "10.3. Метрология периода феодальной раздробленности" также доступна.
Позволю себе в связи с этим привести довольно обширную цитату из исследования Р. Андерсона и П. Шихирева:
«Именно семья как экономическая единица общества, — пишут авторы, — была... первой компанией, предприятием. И поныне семьям, кланам принадлежат выдающиеся по своим размерам состояния. Что же касается малого и среднего бизнеса, то даже в развитых странах он, как правило, семейное предприятие.
В странах "третьего мира" разветвленные родственные связи, будучи переплетены с деловыми, образуют специфическую деловую культуру, загадочную для культур с нуклеарной семьей. Здесь семейная группа является одновременно и профессиональной, деловой».
И далее: «Практика знает обратный вариант, когда "семьей" становится дело. Одиозный пример — мафия, начинавшаяся как семейное дело; более благородный — корпорации, стремящиеся стать вторым "домом" для своих работников. Итак, семья оказывается более жизнестойкой, успешной и поэтому желанной формой делового сотрудничества» 48.
Модель "Семья" доминирует в наши дни в странах Арабского Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, в Южной Европе (Италия, Испания, Франция, Греция, Кипр), а также в значительной части Восточной и Центральной Европы.
Принципы и ценности этой модели в существенной степени характерны как для российской деловой культуры, так и для культуры стран СНГ.