Пастырь - совершитель тайн божиих
Глава II
Пастырь - совершитель тайн божиих.
I. ПРЕДСТОЯНИЕ ПАСТЫРЯ ПРЕД БОГОМ В СПЕЦИАЛЬНОМ СМЫСЛЕ.
Специальное понятие пастырского служения есть Богослужебная часть пастырского дела. Здесь во время Богослужения, совершения Тайн Божиих, всевозможных треб и проч. пастырь наиболее ярко, специфически выражает собою идею предстоятельства.
Он проявляет это непосредственно, лично, как бы не отходя, не отступая ни на шаг от Источника силы - Бога. Здесь же наиболее пламенна и действенна его предстоятельская молитва. Особенно, когда ов стоит пред Святыми Животворящими Тайнами Христовыми. Скажите, какая иная молитва может сравняться с этой?
Специальное предстояние обусловливается ещё и тем, что здесь пастырь облачается в специальные священные одежды, которые дают ему особый торжественный вид и вместе право молитвенного дерзновения.
В Богослужебном предстоянии пастыря вскрывается с особой силой и убедительностью самая идея пастырства и со всей положительностью решается вопрос пастырского посредничества.
Деятельность пастыря как совершителя Богослужения является наиболее специальною, таинственною и ответственнейшею частью его служения. Если поучать других, руководить другими может и мирянин, то священнодействовать может только пастырь по силе, данной ему при хиротонии. И этот именно благодатный дар относит священство, по выражению святителя Иоанна Златоуста, к разряду небесных учреждений, несмотря на то, что оно совершается людьми на земле[1].
Сущность этой части пастырского дела, как и предъявляемые ею к пастырю требования, определяются сущностью самого служения. В последнем надо различать две стороны: Божественную и человеческую[2].
Рекомендуемые материалы
Божественное в служении это то, что от Бога чрез священнодействующего пастыря низводится на человека .
Человеческое - то, что и священнодействующий привносит от себя в священнодействие, с чем люди приходят к Богу, чтобы удостоиться благодати.
Эти две стороны различны: первая от Бога - вечна и абсолютно совершенна. Вторая зависит от личности, настроения, отношения к своему делу пастыря.
По своей первой стороне (Божественной) христианское служение есть продолжающееся сообщение Духом Святым человечеству даров совершенного Иисусом Христом спасения.
Пришедший на землю и вочеловечившийся Единородный Сын Божий в Своем учении сообщил людям истинное знание о небе и дал высочайшие принципы для жизни в этом мире. Своими же страданиями и смертью принес искупительную за людей жертву, открывшую последним неизсякаемый источник Божественной благодати. Для сообщения же этой благодати во все времена до скончания века отдельным людям Христом Спасителем установлен и определенный культ с лицами священнодействующими и освящаемыми. В христианском Богослужении как бы повторяется все дело Христово:
1) Беспрерывно паки и паки приносится в таинстве Евхаристии Голгофская жертва в благодарность за великие Божии благодеяния и в умилостивление за грехи людей.
2) При всех священнодействиях возглашается Слово Христа.
3) На верующих низводится полнота даров Духа Святого.
И люди, и вся природа, освящаясь в священнодействиях, освобождается от тяготы Божественного осуждения за грех.
К человеческой стороне служения относятся:
1) вера участвующих в Богослужении - и пастырей, и верующих в Бога Творца, Спасителя и Освятителя и любовь к Нему;
2) все те чувства, которые вызываются в человеческом сердце созерцаниями Божественного величия, благости и премудрости Божией;
3) все выражения этих чувств во вне, то есть вся внешняя сторона Богослужения.
Для полноты действия Божественной благодати требуется соответствие между Божественною и человеческою сторонами. Благодать Божия нисходит в сердце открытое и, подобно зерну, дает плод, когда попадает на почву возделанную.
Раскрывается же человеческая душа не только под влиянием личных усилий, но и под влиянием благоприятной Богислужебной обстановки. Соответственно поставленное Богослужение своей благоговейностью, красотой, духовностью и величием может потрясать человеческие души, влечь их к Небу, превращать их в почву, уготованную для проиэрастания на ней благодатных даров, но и наоборот, оно своей беспорядочностью и небрежностью может расхолаживать даже настроенную душу и отвлекать её от Неба.
Священнослужитель в своем лице совмещает обе стороны служения. Он носит в себе дар той Божественной благодати, которой он сподобился в посвящении, независимо от своих сил, дарований, достоинств, он - проводник Божественной благодати, посредник между Богом и людьми. Это не его, а Божие. Это дар Божий, а он - лишь орудие для сообщения этого дара, более или менее совершенное, более или менее достойное.
Только это последнее в известной степени зависит от него. Радея о своем даровании, он при содействии благодати Божией, может подняться благодатно до преподобного Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского, но он же, при своем нерадении может и долу низвергнуться. По силе дарованной ему при посвящении, обитающей в нем благодати священства ему дано совершать тайны, низводить Духа Святого, прикасаться своими руками до святейшего всех Владыки. По этим преимуществам его служение превосходит все земные служения, оно даже выше ангельского, что настойчиво отмечают отцы и учители Церкви. Особенно ярко это раскрыто у св. Иоанна Златоуста.
"Священство, - пишет он, - совершается на земле, но принадлежит к порядку небесных учреждений... Ни человек, ни ангел, ни архангел, ни какая другая сотворенная сила, но Сам Утешитель установил это служение. Поэтому священник должен быть так чист, как бы стоял на небе посреди ангельских сил... Когда видишь Господа закланным и лежащим... О, чудо! О, человеколюбие Божие! Предстоит священник, низводящий с неба не огонь (как пророк Илия), но Святого Духа... совершает страшную жертву и постоянно касается общего всех Владыки, - скажи мне, где поместить его? Какой потребуем от него чистоты и какого благоговения?[3].
Поэтому в древней отеческой литературе пастыря нередко
прямо именовали "земными ангелами и небесными человеками",
"серафимами плотяными". ,
Кроме этой Божественной стороны в пастыре есть сторона человеческая, его собственная. Он может более или менее сознавать величие обитающего в нем Божественного дара, с большим или меньшим благоговением предстоять пред Престолом Божиим, с большим или меньшим вдохновением совершать Божественную службу, проявлять в священнослужении больше или меньше творчества пастырского духа.
Если Божественное дарование пастыря - первейшее условие православного Богослужения, то и человеческая сторона пастыря имеет огромное значение в Богослужении. Пастырь - совершитель Богослужения. От него прежде всего зависит характер, строй, тон совершаемого Богослужебного чина. Он может священнодействовать и как вдохновенный художник, и как бесталанный ремесленник. Он может одушевленно, живо, красочно передать глубокий смысл, несравненную красоту и беспримерное по богатству содержание нашего православного Богослужения и всем этим потрясти человеческие души, но он же может своей нечуткостью, непроникновенностью, небрежностью или неряшливостью обесцветить, затемнить и даже изуродовать или исказить чудный наш Богослужебный чин, тем самым лишив его той силы и огромного влияния на верующие сердца, которую тот может и должен иметь[4].
Способность поставить Богослужение в соответствующем его назначению виде - огромное достоинство в пастыре, на развитие которого должно быть обращено самое большое внимание. Этого требует огромное значение православного Богослужения в области эмоции. В нашем Богослужении неисчерпаемое, открытое для всех богатство богословия и морали, Божественной мудрости и возвышеннейшего человеческого вдохновения. И нет другой силы, которая так могущественно, всеобъемлюще и разносторонне влияла бы на человеческие сердца, как правильно, разумно и одушевленно совершаемое православное Богослужение. Оно доступно и назидательно и для простецов, и для самых великих ученых, и для отроков, и для старцев, оно может дать духовную пищу и высшее наслаждение. Надо при этом заметить, что благотворное влияние нашего Богослужения не ограничивается одной религиозной сферой человеческого сердца, хоть последнее и служит главным объектом его воздействия.
Правильно поставленное Богослужение с изящно украшенным храмом, о истово-церковным хором, с проникновенно и вдох- новенно служащим священником не только поднимает религиозное чувство, но и развивает в присутствующих вкус к художественному, изящному, прекрасному[5].
Развивая этой своей стороной в человеке вкус к высокому и прекрасному, храм подготовляет человеческое сердце к уразумению и восприятию небесной красоты, открывающейся как во всем мире, так и в Божественном слове, роднит религию с искусством и во всех отношениях облагораживает человека. В этом отношении в малокультурных странах значение храма с его Богослужением неограниченно.
Нужно, однако сказать, что способность придать подобающую красоту и величие Богослужению вырабатывается не столько теорией, сколько практической, жиэненной школой. В этой способности есть много непередаваемого, что не поддается словесному выражению, но легко наблюдается и усвояется с примера. В этой способности бывают неуловимые штрихи, вы- зываемне уже личным творчеством священнодействующего в момент его духовного подъема и религиозного возбуждения. Но опять же, чтобы творчество это не приняло уродливой формы, нужны: готовый пример, соответствующая среда, верные, добрые традиции для его развития. У нас даже в столичных соборах можно было наблюдать высокообразованных пастырей, не обладавших даром совершения Богослужений. И наоборот, в монастырях, сплошь и рядом заселенных полу-образованными монахами - все без исключения блистали несравненной красотой постановки в них Богослужебного дела, влекшей в их храмы несчетные толпы верующего народа всех положений, возрастов, званий и состояний. Тысячекилометровые расстояния не останавливали желания русских людей пойти и подышать в чудной атмосфере монастырских храмов. Истовое, проникновенное монастырское Богослужение несмотря на разнообразные недостатки уклада жизни большинства из них делало последние рассадниками высокой духовной культуры в народе.
Для постижения тайны Богослужебного искусства монахи не изучали никаких теорий, а постепенно на практике усваивали монастырские богослужебные традиции и учились с примера старших, с своей стороны внося в совершаемые ими священнодействия благоговейное настроение, духовный подъем своею простотой верующего сердца.
Лекция "Антибиотики" также может быть Вам полезна.
Но хотя пример и добрый образец имеют в Богослужебном деле преимущественное значение, все же необходимо указать некоторые основные требования, которые должны предъявляться к совершителю Богослужения.
[1] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 3. СПб., 1897, с. 36-38.
[2] Г. Шавельский. Православное пастырство. София, 1929, с. 122.
[3] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1. СПб., 1895, с. 416.
[4] С.В. Булгаков. Настольная книга для священнослужителя. Киев, 1913, с. 741.
[5] Там же, с. 743 (в примечаниях)