Время появления у евреев жертвоприношений и идея, заключенная в них
2. Время появления у евреев жертвоприношений и идея, заключенная в них
В идеальном райском состоянии Адам имел непосредственное общение с Богом, «ходящим в раю» (Быт. 3, 8) и не имел нужды в посредственном общении через кого-либо или чего-либо. «Необходимость в посредственном общении явилась лишь после грехопадения, когда Адам, убоявшись, «скрылся от лица Господа Бога» (Быт. 3, 8) Своего1.
Грех прародителей стал средостением между Богом и человеком. Нужно было непременно преодолевать это средостение, чтобы снова заслужить милость Божию и примирение. Средством к такому примирению в первый же период жизни падшего человека явилось жертвоприношение и молитва. Так о сыновьях Адама - Каине и Авеле - Библия говорит, что они приносили жертву Богу от плодов рук своих (Быт. 4,3-4). И милость Божия почила на одном из этих жертвоприношений. При размножении потомков Адама жертвоприношение перешло в руки старейшего в роде. И быть жрецом значило быть посредником между Богом и своим родом. Такими жрецами-посредниками явились ветхозаветные патриархи: Авраам (Быт. 22,13), Исаак (Быт. 26,25), Иаков (Быт. 31,54).
"Обмен данными, параллельные программы" - тут тоже много полезного для Вас.
Идея посредничества лежит в основе священнослужения, так как священнослужитель в существе своем и есть посредник между Богом и человеком, небом и землей. В патриархальном периоде еврейской истории это посредничество основывалось на праве первородства или старшинства в семье. Оно не носило характера установленного Богом иерархического священства, а было делом благочестивой традиции истории.
Митрополит Филарет о ветхозаветных жертвах говорит, что «Бог в одно время научил человека и приносить в жертву животных, и обращать кожу их в одежду, дабы сими жертвоприношениями он был вразумлен убивать в себе скотоподобные вожделения и страсти, имея также пред очима будущую Жертву победоносного семени Жены и верою облекался в заслуги и крепость Его»1.
Замечательны суждения по этому поводу святителя Иоанна Златоуста. Он говорит: «Жертвы не были угодны Богу, как совершавшиеся не по Его желанию, а лишь по Его снисхождению. Совершавшимся жертвоприношениям Он придал образ соответствовавший будущему домостроительству Христову... Он выражает образ Христа и оттеняет будущие события»2.
1 Проф.А.Ветелев.Лекции по Пастырскому богословию. 1 курс. Машинопись, с. 7 (Библиотека МДА).
1 Митрополит Филарет Московский. Слова и речи. СПб., 1895, т. 1, кн. 1, с. 678.
2 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1897, т. 3, с. 899.