Взаимоотношение пастырей
Взаимоотношение пастырей
Пастырь должен рука об руку идти с другими пастырями, бороться со злом силою добра, наступать на него ради устроения Царства Божия в сердцах людей (Мф. 13,24-28). Чтобы не допустить такого успеха, диавол старается несогласиями разъединить пастырское сословие. Особенно он достигает этого вследствие искушения пастырей на почве зависти и честолюбия.
Пастырю надо всегда иметь в виду борющегося с ним диавола, знать употребляемые им для разъединения с собратиями козни и истинный смысл пастырских взаимоотношений.
Несомненно, тот же враг внушил сыновьям Зеведеевым Иакову и Иоанну искать первенства среди апостолов. Честолюбивая просьба их породила зависть и недоброжелательство в остальных учениках Господних. Подобным образом, в притче о талантах получивший один талант завидует другим более одаренным. Он зарывает в землю имеющийся у него талант, а господина называет жестоким.
Сущность пастырских споров о первенстве, видимо, проистекает от подчинения пастырей сатане чрез принятие ими вражиих внушений, движущих к раздору и зависти.
Наоборот, связующим фактором пастырского единства является дух смирения в пастырях.
Наглядный пример пастырского смирения Господь явил, именно, в Самом Себе. Он в знак того, что «возлюбив Своих сущих, до конца возлюбил их», умыл им на Тайной Вечери ноги (Ин. 13,1-5).
«Как Я возлюбил вас, - говорит Господь, - так и вы да любите друг друга» (Ин. 13,34).
Рекомендуемые материалы
Профессор Светлов пишет: «Учение Христа Спасителя всегда в истории являлось силой живого органического единения людей, объединяя и соединяя их друг с другом, создавая определенные объединения и общества»[1].
Братский союз пастырей не официально-чужой и холодный, а искренний. Пастыри подают друг другу руки, чтобы не оступиться на обрывистом пути и избежать плена диавола. Дружба охраняет их от подчинения низким стремлениям, помогает проверить правоту личных убеждений и поступков и является залогом их единства. Неравности характеров пастырей обоюдно сглаживаются, как сотрясаемые и бьющиеся друг о друга камешки в мешке. При нравственном союзе у пастырей вырабатываются новые, улучшенные отношения к людям и достигается личное совершенствование и преодоление препятствий ко спасению.
Пастырские дурные отношения друг к другу возбуждают справедливую критику наблюдателей, и их всемерно следует избегать.
По мысли проф. архиеп. Вениамина, «пастырей связывает друг с другом не только общность дела, но и кровное родство на почве связи всех их с Пастыреначальником»[2].
В пастырских жилах течет единая кровь Христова. Все они пользуются одним правом называть Бога своим Отцом, подобных себе - братиями и в деятельности обязаны восходить ко Христу. Взаимные их досаждения - то же, что хула на Пастыреначальника. Частое приобщение Тела и Крови Христовых приводит их, при несогласии друг с другом, к самообману и лицемерию. Вследствие разрыва пастырского союза небратолюбивый пастырь стал уже слугою диавола, подданным его царства.
Святые отцы говорят, что образец такого разделения - Иуда. Это он разумеется под рабом, закопавшим свой талант в суровую почву своего озлобленного, завистливого сердца. Вместо восторжествования над злом он удавился. Увлекшись первенством, всякий пастырь после мучения завистью на земле будет палим завистью при виде сопастырей, седящих в качестве судей на престолах славы[3].
Ещё посмотрите лекцию "3.11 Примеры расчетов" по этой теме.
Долг пастырей - не изменять Пастыреначальнику злобой и страстями а всемерно (Евр. 10,24) насаждать добро в мире.
Заботу о спасении других по любви он должен даже предпочитать личному спасению.
Известно, что причины пастырского недружелюбия кроются в пастырском сердце, бедном Христовой любовью.
[1] Проф. Светлов. Журнал «Отдых христианина», № 6. М., 1915, с. 676.
[2] Архиеп. Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию, с. 132.
[3] Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1912, с. 268.