Состояние духовного просвещения в VI - VIII вв
Состояние духовного просвещения в VI - VIII вв.
Замечания. Со второй половины V в. - всеобщий упадок духовного просвещения.
Внутренние причины: 1. Богословские вопросы - разрешены на соборах, а новые с VI в. не поднимаются. Монофелитство (VII в.) было рассмотренно ранее в связи с монофизитством. 2. Материал разобран, интереса к новому не было. 3. «Опасны новые догматические исследования, так как можно погрешить против православия», (богословы VI - VIII вв.). Осталось: только систематизировать.
Внешние причины: 1. Деспотизм византийских императоров по отношению к Церкви, (указы догматического характера на счет: монофизитства, монофелитства и иконоборчества). 2. Классическая школа в Афинах была закрыта Юстинианом I, поэтому прекратилась возможность общего образрования. 3. Прекратили платить публичным наставникам. 4. Арабы - мусульмане. Например, халиф Омар сжег александрийскую библиотеку.
Восток. Представители:
1. Леонтии: Византийский, Иерусалимский, Константинопольский.
До недавнего времени (2 пол. XX в.) в церковно-исторической науки их не различали.
А. Леонтий Византийский (VI в., + около 543 г.)
Был несторианином, потом - монахом Лавры св. Саввы Освященного в Палестине. Полемист. Присутствовал на собеседованиях 532 г. между халкидонитами и монофизитами. Один из подписавших Деяния собора 536 г.
Сочинения: Полемические: «Против несториан и евтихиан» («Contra Nestorianos et Eutychianos ») - 3 книги; «Главы» против Севира (30); и «Эпилисис», «Против обманов аполлинаристов» . - Источник - Святые Отцы.
Рекомендуемые материалы
Б. Леонтий Иерусалимский (VI в.)
Жил в Палестине и Константинополе. Полемизировал с «утверждающими, что во Христе две ипостаси» (несторианами), монофизитами, а также с палестинскими оригенистами после их восстания под предводительством игумена Нонна.
Сочинения: Полемические: «Против монофизитов» и «Против несториан».
В. Леонтий Константинопольский (VI в.)
Сочинения: Гомилетические: проповеди.
Г. Неизвестный автор книги «О сектах».
2. Св. Максим Исповедник.
Из благочестивой фамилии, был секретарем имп. Ираклия. Оставил двор из-за его монофелитства и поступил в константинопольский монастырь. Стал бороться с монофелитством. Умер в 662 г. в ссылке.
Сочинения: Полемические: «Против монофизитов и монофелитов» . В творениях чувствуется соприкосновение с Дионисием Ареопагитом. Так же экзегет (аллегоризм и Григорий Ниссий).
3. Св. Иоанн Дамаскин.
Родился в 673-6 гг. В Дамаске, отец - Сергий (министр). Образование получил у инока (пленника) Косьмы. После смерти отца занимал его пост. Занимался богословием, образованием и защищал иконопочитание в Константинополе. Удалился в монастырь св. Саввы Освященного, там и умер примерно 777 - 780 гг. не дожив до VII Вселенского Собора, всего прожив примерно 104 года. Его отличает обширная ученость, знакомство с Аристотелем. Но он не оригинален.
Сочинения: Догматические: «Источник знания»: «Философские главы», «О ересях» - источник св. Епифаний Кипрский и др., «Точное изложение православной веры» - первая догматическая система, учебник. «Против манихеев (павликиан), несториан, монофизитов и монофелитов». Гимнографические: «О Тебе радуется...», Панихида и Октоих. Его творения легли в основу сочинений Петра Ломбарда и Фомы Аквината.
Запад. Представители:
1. Свт. Григорий Двоеслов.
Родился в 540-550 гг. Из знаменитой сенаторской фамилии Анициан. Был посвящен в диалектику, риторику, юриспруденцию. Мать: Сильвия, две сестры, тоже канонизированные. Решает уйти в монастырь. Строит 6 бенедиктинских монастырей в Сицилии, 7-ой в Риме. В 578 г. Папа Пелагий II рукополагает его в диаконы и отправляет в Константинополь. В 585 г. Возвращается в Рим, после смерти Пелагия его выбирают в папы. Потрудился для миссии, вводил целибат. Умер в 604 г.
Сочинения: Знал Св. Писание, Августина, Амвросия, Иеронима. Сочинения отличаются практическим характером. Экзегетические: «Толкование на Иова или XXXV книг о нравственности». Нравоучительные: «Пастырское правило». Наименование Двоеслова (Собеседоватепя) он приобрел за свой труд «Разговоры о жизни и чудесах италийских отцов».
2. Беда Достопочтенный.
Представитель ново-английской церкви. Постригся в монастыре Нортумберланда. Изучал духовные и светские науки. Умер в 735г.
Сочинения: Экзегетические: переводчик на английский язык Библии. Исторические: «История церкви английского народа».
Состояние просвещения в IX и X вв.
Замечания: С IX в. движение к просвещению. Соправитель Михаила III (842-867) Варда стал заботиться об открытии школ в городах, нашел учителей; Василий Македонянин (867-886гг.) необразованный, тоже занимался просвещением. Ему помогал святитель Фотий. Имеператоры Лев VI Мудрый (886 - 912 гг.) и Константин Багрянородный (912 - 959 гг.) сами писали сочинения, устраивали школы и библиотеки.
Особый род учености - механическое заучивание всего - мертвый груз - их не перерабатывали. Для богословов IX - Х вв. Характерны компилятивные труды по экзегетике, догматике и истории.
Восток. Представители:
1. Свт. Фотий, патриарх Константинопольский.
Ученейший, громадные сведения в светских и духовных науках. Умер в заточении при имп. Льве Мудром, около 891 г. Много писал, но не печатали.
Сочинения: Догматические: «О Св. Духе», «Против новых манихеев или павликиан» - 4 кн. Канонические право: составитель «Номоканона» . Библиологические: «Библиотека» - рецензии, «Амфилохия».
2. Икумений, еп. Трикки во Фракии (ок. Х в.).
Сочинения: толкования на Деяния, послания Павла и Апокалипсис. Не самостоятелен, компилирует, особенно Фотия - интересен подбор.
3. Преп. Симеон новый Богослов (кон. Х - нач. ХI века)
Был монахом Студийского монастыря, а потом игуменом монастыря св. Маманта в Константинополе. Проповедник.
Сочинения: Аскетико-догматические: «Главы деятельные и богословские» (101), «Главы богословские и созерцательные» (25), «Беседы о вере и нравственности с мирянами и иноками» (33).
Запад.
Замечание: К VIII в. варварские народы уже ассимилировались и стали усваивать римское просвещение. На смену Италии пришли Франция, Германия, Англия. С учреждением новой империи Карла Великого (769 - 814 гг.) стало утверждаться образование. Сам он знал латынь и греческий языки. Он окружил себя: Алкуином, Павлом Диаконом, Эйнгардом, Рабаном Мавром, Теодульфом. Основал много школ при монастырях и церквах. Дворцовой школой заведовал Алкуин. Так же император Карл Лысый.
Ещё посмотрите лекцию "Колониальный раздел Южной Африки" по этой теме.
Направление образования - библейско-практическое. Изучали Писания по толкованиям отцов (Августина). Самостоятельной учености не было.
В Х в. образование ослабело («темный век»), иногда по монастырям. Невежество. В XI в. Разрешается в два направления схоластика и мистика.
Представители:
1. Алкуин, аббат Турский.
Родился примерно около 735 г. Из Англии его вызвал Карл Великий, отличавшийся всесторонней образованностью. Практическая деятельность на поприще просвещения. Скончался около 804 г.
Сочинения: «Комментарий на Священное Писание» - компиляция Августина, Григория Двоеслова, Беды. «Жизнеописания святых», «3 книги о Св. Троице» - зачатки схоластики.