Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по литургике » Литургия преждеосвященных даров

Литургия преждеосвященных даров

2021-03-09СтудИзба

Тема: литургия преждеосвященных даров

На греческом языке известно две ЛПД: одна Литургия – та, которой мы сейчас пользуемся, вторая литургия носит имя Преждеосвященная Литургия апостола Иакова (она сохранилась в рукописях, на практике не употребляется). Она носит имя апостола Иакова потому, что совершалась в Палестине, т.е. в той области православного мира, где господствовали иерусалимские традиции. Кому принадлежит наша Преждеосвященная Литургия? Вопрос очень сложный. В рукописях старше XIV века она никогда не носит имени Григория Двоеслова. Она называется: или просто Постная служба, или Преждеосвященная Литургия Василия Великого или имя святителя Германа Константинопольского или имя Епифания Кипрского, но никогда Григория Двоеслова. Откуда взялось мнение, что эта Литургия принадлежит Григорию Двоеслову? Вопрос тоже достаточно не изученный. Известно лишь, что это мнение распространилась на Афоне к концу XIV века и отсюда это ошибочное афонское мнение попадает в рукописи. Известны рукописи славянские, например, одна из новгородских рукописей Софийского собрания, хранящаяся в Публичной библиотеке в С-Петербурге, содержит Преждеосвященную Литургию. В ней написано: Литургия Преждеосвященных Даров Василия Великого, а затем слова «Василий Великий» зачеркнуты и сверху приписано «а на Афоне монахи думают, что это Григория Двоеслова». Т.е. отражается ясно процесс изменения этой точки зрения. Папа Григорий Двоеслов, известный западный литургист своего времени, составил в частности сакраментарий (аналог Евхология на латинском языке). Сакраментарий папы Григория содержит на Великую Пятницу чин причащения Преждеосвященными Дарами. Вот и вся связь ЛПД с именем святителя Григория Двоеслова При этом ни порядок этого чина, ни молитвы этого чина ничего общего с нашей Преждеосвященной не имеют. Возможно мнение о том, что он является автором нашей Преждеосвященной Литургии связано с тем, что Григорий придумал латинский чин Великой пятницы, который до сих пор существует на западе. Когда появляется ЛПД? Первое свидетельство о ней относится к VI веку. А именно, в Пасхальной хронике говорится, что в VI веке на ЛПД было введено песнопение «ныне силы небесные..» Отсюда следует, что Григорий Двоеслов никак не мог быть автором Литургии, если она в VI веке уже существовала. Где появилась эта Литургия? Вопрос достаточно сложный, но существует мнение и оно наиболее общепринято, что эта Литургия появляется в монофизитской среде. Также как антиминс появился сначала у монофизитов, которых гнали византийские императоры. Они не могли совершать Литургию в храмах и поэтому изобрели деревянный антиминс. Затем православные у них переняли. Во время иконоборческих гонений православные тоже стали совершать Литургию по домам на антиминсе из ткани. Так возник антиминс. Затем, когда иконопочитатели победили, оно свой антиминс, к которому они привыкли за годы гонений, ввели в практику. С тех пор по окончании иконоборческих гонений у нас принято пользоваться антиминсами. Думают, что точно так же Преждеосвященная Литургия возникает в монофизитской среде в связи с невозможностью вообще совершить иногда Литургию. В условиях гонений возникает такой обычай, о котором упоминает Севир Антиохийский, освящать Чашу, освящать вино через погружение в нее частицы освященного уже Хлеба - Тела Христова. Мысль заключается в том, чтобы освятить Чашу через погружение освященного Хлеба. Они считали, что тем самым Чаша освящается. Такой обычай освящать через соприкосновение был весьма распространен в древней церкви. Скажем, ранние Ordenus Romani, римские богослужебные указания говорят, что если много причастников, то нужно освятить Чашу, а затем влить от нее в другие Чаши и причащать – освящается через перемешивание, через соприкосновение. Даже у нас до сих пор принято так освящать воду – лить в неосвященную воду некоторое количество Святой воды. Хотя по отношению к Святым Дарам русский Богослужебник сейчас категорически запрещает такие действия – в конце есть Учительное известие, напечатанное мелким шрифтом. Там запрещено так делать и в России так не делают, но, например, в Иерусалиме так делают, когда много причастников. Т.е. иногда так поступают даже со Святыми Дарами, что уж говорить о Святой воде. Именно так понимали Преждеосвященную Литургию и православные авторы XI-XII веков – смысл этой службы в освящении Чаши через погружение в нее освященного Тела Христова. Свидетельства византийских авторов по этому вопросу собрал в свое время Иван Карабинов в книге «Святая Чаша на Литургии Преждеосвященных Даров», Петроград, 1915 год. Все эти свидетельства затем перепечатал в своей статье Николай Дмитриевич Успенский «Богословские труды», 13 сборник. Статья называется «Коллизия двух богословий». И эти же свидетельства вы можете найти в статье нашего преподавателя Сергея Александровича Ванюкова в нашем богословском сборнике в VIII номере. При этом эти авторы пишут, что для освящения Чаши достаточно погрузить в нее частицу освященного хлеба, даже не омоченного святой Кровью. Позже возникает практика для Преждеосвященной Литургии приготовленный Хлеб предварительно омакивать в святой Крови Христовой, чтобы все в Чаше перемешалось. Но в XVII веке происходят очень серьезные изменения. На Западе классическое богословие таинств подразумевает, что таинство не может совершиться, если не соблюдены надлежащие материя и форма таинств, т.е. не произнесена соответствующая тайносовершительная формула. Тридентское богословие таинств говорит, что необходимо намерение священника (интенция), правильная материя (в Евхаристии материей, например, являются хлеб и вино, а в Покаянии - грехи кающегося) и правильная форма. В чем ложность учения о тайносовершительной формуле? Согласно средневековому католическому богословию (в современном католическом богословии возможны разные точки зрения) таинства совершает Бог. Тут мы не спорим, но они учат, что в момент совершения таинства сам священник является Христом, в этот именно момент. Церковь вообще не участвует в совершении таинства, она им не нужна. Священник произносит формулу, в этот момент он Христос, он своей властью совершает таинства. И отсюда эти практики тайного совершения мессы (священник один каждый день служит мессу) и т.д. Наша точка зрения иная. Мы считаем, что священник возглавляет молитву Церкви (ему дана такая благодать), Церковь молится Богу устами священника и Бог невидимо совершает таинство. Здесь нет такого момента, что священник является Христом в какой-то момент. А учение о тайносовершительной формуле основано как раз на этом учении. Они говорят, что этим моментом как раз и является тайносовершительная формула. Из-за этого тайносовершительные католические формулы всегда в первом лице. Тайносовершительная формула Евхаристии: «Приимите, ядите..» – слова Самого Христа, тайносовершительная формула Крещения: «Я тебя крещаю..», Покаяния – «Я отпускаю тебе грехи», и т.д. Это учение для православной Церкви неприемлемо. Однако оно проникло под влиянием иезуитских польских и украинских школ в украинскую богословскую мысль XVII века, в частности в Требник Петра Могилы 1646 года. Он переполнен цитатами из римского Требника, изданного в 20-е годы в Риме. Тогда получается, что при совершении Преждеосвященной Литургии тайносовершительная формула не произносится, значит, таинство совершиться не может с точки зрения средневекового католического учения, т.е. ничего за этой Литургией не меняется. Так и пишет Петр Могила. У него есть особая глава в Требнике о Преждеосвященной Литургии. Он там так и пишет, что «на Преждеосвященной Литургии Чаша никак не изменяется и используется только для помывания уст». Однако, такое мнение резко противоречит с многовековой православной практикой и поэтому хотя реформа осуществлялась во второй половине XVII века на Руси в основном на основе украинских книг, эта формулировка Петра Могилы была изменена, так что в нашем Служебнике есть специальная главка «Изъявления об исправлениях в служении Преждеосвященной Литургии» Между главами «Чин Преждеосвященной Литургии» и «Божественная служба Преждеосвященных» есть небольшая главка «Изъявление». Заметьте. Что даже в печатном Служебнике Литургия не носит имени Григория Двоеслова. Просто называется «Божественная Литургия Преждеосвященных». Главка «Изъявление» была составлена в Москве во второй половине XVII века Ефимием Чудовским, известным справщиком, но он здесь эту достаточно грубую формулировку Петра Могилы про «помывание уст» изменил. Так что в конце этой главки говорится…(он все-таки говорит, что вино освящается вложением частиц, в отличие от Петра Могилы, но тем не менее не прелагается в Кровь Христову. Итак, мы видим, что такая двойственная позиция, что вино все-таки освящается, но как непонятно - освящается все-таки вложением частиц, но не прелагается. Вот такая двойственная ситуация и сохраняется с тех пор в нашей русской традиции, в то время как греки до сих пор полагают, что на Преждеосвященной Литургии вино освящается в Кровь Христову со всеми вытекающими из этого следствиями. Какие это последствия? Например, в России не причащают за Преждеосвященной Литургией младенцев, потому что считают, что вино не является Кровью Христовой – зачем их причащать? В то время как греки причащают и т.д. Вот с этим изменением точки зрения связано появление этой главы. В то время как другие Литургии имеют две главы чина Литургии: первая глава – чин подготовительных действий, например, проскомидии, и чин самой Литургии, то в Преждеосвященной Литургии 3 главы: чин Божественной службы Преждеосвященных, Изъявление о неких исправлениях, связанных как раз с изменением точки зрения на смысл самой службы и затем сама Литургия Преждеосвященных. Как же на самом деле думать, освящается ли Чаша или нет? Этот вопрос до сих пор остается открытым. Все-таки 300-летняя традиция русской Церкви чего-то да значит, если мы уже 300 лет так служим и считаем, что вино не становится Кровью Христовой. С другой стороны, греки служат так, и эта традиция считает, что все-таки становится вино Кровью Христовой. Она насчитывает уже более 1000 лет. Вопрос требует дальнейших богословских изысканий. Я не призываю никоим образом как-то менять практику, призываю лишь тех, кто заинтересовался этим вопросом, предпринять богословское изыскание.

Набор песнопений Постной Триоди на каждый день. Когда мы совершаем службу не по Постной Триоди, а в обычное время года, мы совершаем ее по Октоиху и по Минее. Соответственно при самом маленьком святом в Минее у нас есть: 3 стихиры на Господи воззвах, канон, седален по третьей песне. В Октоихе есть множество песнопений: стихиры на Господе воззвах, на стиховне, канон на Повечерии, седален на утрене, канон на утрене, стихира на стиховне на утрене, Блаженны на Литургии. А что же мы имеем в Триоди, какой набор текстов на каждый будний день ВП? На вечерне в Триоди есть:

- три подобных стихиры на Господи воззвах;

- прокимен, чтение Бытия, второй прокимен;

- чтение из книги Притчей;

- самогласные стихиры на стиховне, сопровождаемые мученичными.

На утрене в Триоди:

- седальны (подобные) по 2-ой и 3-ей кафизме;

- два Трипеснца;

Рекомендуемые материалы

- самогласен и мученичен на стиховне утренней.

На 6-м часе:

- тропарь пророчества;

- прокимен, чтение прор. Исайи, второй прокимен

Октоих в будние дни ВП практически не употребляется. Из Октоиха употребляется только три небольших песнопения в будние дни ВП:

- троичные тропари;

- седальны по 1-ей кафизме;

- светилен по 9-ой песне канона текущего гласа.

Чтобы ради этих 3-х песнопений не загромождать клирос большой книгой, Октоихом, эти песнопения приводятся в Триоди в Приложении. В Приложении к Триоди, которое является выдержкой из Октоиха, приведены троичны, светильны (первое Приложение) и седальны по 1-ой кафизме (второе Приложение). Они на самом деле не нужны, можно обойтись Октоихом.

Какая гимнография есть в Минее? Поскольку в будние дни Постной Триоди служба аллилуйная, то гимнография Минеи минимальна. Гимнография в Минее во время ВП:

- 3 стихиры на «Господи воззвах»;

- канон и седален по 3-ей песне;

- кондак по 6-ой песне.

Составление службы заключается в том, чтобы правильно расставить эти песнопения в нужном порядке между текстами Часослова.

Происхождение Триодных песнопений. На прошлой лекции, когда речь шла о структуре ВП цикла, мы выяснили, что помимо нашей системы памятей, которая у нас сейчас есть (например, Крестопоклонная неделя, 3-я), раньше в КП и Иерусалиме существовала раньше совершенно иная система памятей. Эта система памятей отражена в Триоди. А именно: самогласен (иерусал. традиция) парафразирует не те Евангельские чтения, которые сейчас у нас есть, а те, которые тогда читались Великим постом. Мы это записывали. Поэтому не удивляйтесь, если на Крестопоклонной седмице в самогласных будет пересказываться притча о мытаре и фарисее Они восходят к древней традиции, когда совершенно иначе располагались чтения на воскресеньях ВП. Прокимны (всего их 4 – три по Минее и тропарь пророчества), эти тексты раньше в Триодь не входили и размещались в специальной книге, называемой Профитологий или Паремийник. Это тексты не Триоди. И лишь позже для удобства их поместили в Триодь. Что у нас осталось? Подобные на Господи воззвах, седален и 2 Трипеснца. В Триоди они все надписаны именами преподобных Феодора Студита и его брата Иосифа, т.е. они происходят из студийской традиции и соответствуют уже той системе памятей ВП цикла, которую мы имеем сейчас. Поэтому вопросу лучшей книгой на русском языке остается книга Ивана Карабинова «Постная Триодь».

Поскольку ЛПД совершается на Вечерне, мы можем исключить сейчас все то, что с Вечерней не связано. Вот песнопения, которые исполняются на Вечерне, они же будут исполняться на Преждеосвященной Литургии.

Порядок Преждеосвященной Литургии. В Служебнике первая глава «Чин Божественной Литургии Преждеосвященных» посвящена описанию приготовления Агнцев. Каждое воскресенье ВП, начиная с Прощенного воскресенья, на Литургии освящаются не один, а несколько Агнцев. Один – для причащения во время этой воскресной службы, остальные – для Преждеосвященной Литургии на всю седмицу. Соответственно числу Преждеосвященных Литургий освящается соответствующее число дополнительных Агнцев. В том, чтобы освящать несколько Агнцев, ничего удивительного нет. В Византии в древности всегда освящали несколько Агнцев, когда была в этом потребность, считалось вполне возможным совершать Литургию не на одном, а на нескольких Агнцах, на нескольких Дискосах и Чашах. Это считалось нормальным. Их число определялось лишь числом причастников. Сейчас так делают – освящают на нескольких Агнцах – когда бывает Преждеосвященная Литургия. Эти Агнцы изымаются из просфор со всеми теми же словами, что и всегда, каждый в отдельности, полагаются на Дискосе. Далее воскресная Литургия совершается обычным порядком. Во время возгласа «Святая святым» священник возвышает все Агнцы, которые есть на Дискосе, сразу. После этого в Чашу вливают немного теплоты и напояют Священной Кровью заготовленные Агнцы для ЛПД. Служебник строго предписывает делать это следующим образом: «Взем св. Лжицу десную рукою (священник) омочает ею во Святей Крови. Левую же рукою емлет каждый Хлеб и наносит св. Лжицу со Св. Кровью омоченную и прикасается ею к Св. Хлебу крестообразно». Т.Е. если делать по Служебнику, священник лишь омакивает Лжицу в Крови и затем рисует крест на Агнце. Таким образом, Агнец приготовляется и откладывается в сторону. Здесь нужно отметить, что некоторые священники делают иначе. Они в Агнец вливают с помощью Лжицы какое-то количество Крови, а некоторые даже погружают Агнец в Чашу. Во-первых, это противоречит Служебнику, во-вторых, это ведет к искушениям, потому что мокрый Агнец часто плесневеет. И зачем это нужно делать, спрашивается? Здесь есть некоторое русское обрядоверие, что возле каждой молекулы Хлеба нужно, чтобы была молекула вина. На самом деле, это достаточно символическое действие и Служебник предписывает просто рисовать крест, больше ничего. Все Агнцы отлагаются и хранятся. Где полагается хранить Агнцы? Служебник об этом прямо не говорит. Но из Чина Литургии Преждеосвященных Даров следует, что Они должны, скорее всего, находиться на Жертвеннике. Действительно, в некоторых храмах Они хранятся на Жертвеннике, но все-таки в большинстве храмов Они хранятся на Престоле ради чести Тела Христова.

Сама Литургия. Изъявления пока пропускаем в Служебнике и смотрим порядок самой Литургии. После окончания обычного цикла суточных служб, которые относятся еще к предыдущему дню (Утреня, часы, Изобразительные) с возгласа

- «Благословенно Царство» начинается служба. Начинается обычная Вечерня, т.е.

- 103 псалом, священник читает светильничные молитвы, но не все 7, а только 4 (другие 3 будут прочитаны несколько позже);

- Мирная ектенья;

- Кафизмы (на всех седмицах ВП, кроме 5-ой – это 18-я кафизма, на 5-ой – порядок чтения кафизм меняется и нужно смотреть специально какая кафизма будет читаться на службе. Например, в четверг 5-ой седмицы должна читаться 11-я кафизма. В некоторых случаях, когда на 5-ой седмице попадает Благовещение, вообще чтения кафизм может не быть на ЛПД. Кафизма делится на 3 Славы. После каждой Славы произносится Малая ектенья. Это напоминает нам воскресную Всенощную. Только на ней бывает не одна ектенья, а три на вечерней кафизме. Во время этой ектеньи священник прочитывает одну из трех светильничных молитв, так что получается 4 с начала службы и три во время этих Малых ектений. Получаются как раз все семь. В русской практике во время кафизм принято устраивать обряд перенесения Преждеосвященного Агнца на Жертвенник.(в Уставе нигде не указан)…Во время третьей Славы, когда священник переносит Агнец на жертвенник все в Церкви препадают на колени (обычай в некоторых храмах, в Уставе не отмечен);

- Господи воззвах (как на обычной Вечерне). В это время - дьконское каждение (как обычно). Но поется не 6 стихир, а 10, что нам напоминает воскресную службу. Мы видим 2 элемента воскресной службы: 3 ектеньи на кафизме и 10 стихир. Это должно нам указать на торжественность Преждеосвященной Литургии. Какие стихиры? (Какие вообще есть стихиры? Сколько всего стихир? 9, т.к. самогласен поется 2 раза). Чтобы получилось 10 одна из стихир Минеи удваивается. И поются они в таком порядке. После чтения из Ветхого Завета Вечерня заканчивается и начинается Литургия. Стиховных стихир не будет. Чтобы они не пропадали, они переносятся на Господи воззвах. И поются: самогласен (2 раза), потом мученичен, 3 подобных Триоди и 3 стихиры Минеи (с повторением получается 4 – всего 10. Тогда в Триоди Постной в среду и пятницу на Господи воззвах (для удобства там уже все переставлено): самогласен, мученичен, 3 подобных. Теперь вопрос. Священник заболел, Преждеосвященная Литургия отменяется. Как совершается Вечерня в среду и пятницу? Как поются стихиры на Господи воззвах? Тогда самогласен переносим на стиховну… И наоборот, мы решили (не в среду и не в пятницу) в какой-нибудь день совершить Преждеосвященную (настоятель благословил, например, в понедельник 3-ей седмицы поста). Сначала откроем стиховну и оттуда споем самогласен, затем уже будем петь … Для удобства они печатаются не в таком порядке, как мы здесь пишем, а все сразу перенесено.

- совершается вход (праздничная особенность) аналог Малого входа полной Литургии (если архиерейская Преждеосвященная, то как архиерей входит в алтарь на Малом входе, также и на архиерейской он входит в алтарь на Свете тихий – аналогично полной Литургии).

- затем читаются чтения: прокимен, чтение Бытия, второй прокимен;

- открываются Царские врата, священник с кадилом и свечой (по идее 3 свечи раньше всегда было или тройная свеча) возглашает: «свет Христов просвещает всех». Сначала он изображает крест лицом к Востоку и говорит: «Премудрость прости», затем лицом на Запад изображает крест и говорит: «свет Христов просвещает всех».С чем связан такой возглас? Во время ВП совершалась подготовка крещаемых. Днем принятия Крещения в Византии была Великая суббота, а также Лазарева суббота (когда много было крещаемых). Соответственно ВП был временем подготовки крещаемых ко крещению. Ради этого читаются каждый день библейские чтения, чтобы их как-то просветить, с середины поста прибавляется ектения о готовящихся к Просвещению. Ради крещаемых и такой возглас: «свет Христов просвещает всех». Почему именно такой? Потому что у отцов-каппадокийцев, в византийско-богословской традиции нормальным термином для подготовки к Таинству Крещения и Миропомазания служит термин «просвещение». Просвещение – синоним термина Крещение и Миропомазание;

- Царские врата закрываются и читается вторая паремия из книги Притчей;

- Начинается собственно Литургия Преждеосвященных, до этого момента была обычная вечерня: псалом, ектения, кафизма, Господи воззвах, Свете тихий, паремии, а затем начинается Преждеосвященная Литургия. Она начинается с Великого прокимна. Великий прокимен: «Да исправится молитва моя», взятый из псалма 140. Устав предписывает петь Великий прокимен достаточно сложным образом: поет по Уставу чтец (певец – один человек) посредине храма, а повторяют два клироса по очереди – правый и левый. В то время, когда поет правый клирос, на коленях стоит левый. Когда левый клирос поет, на коленях стоит правый. А при последнем пении прокимна на коленях стоят все. Когда клирос один, соблюсти этот Устав в точности невозможно. Поет все время один и тот же клирос. Поэтому все делают по-разному: кто-то все время стоит на коленях, кто-то вообще не стоит. Священник в это время совершает каждение Престола. Можно еще отметить, что у нас во многих храмах поет не хорист, а трио. Так и песнопение называется – трио. Непонятно почему. Еще можно отметить напоследок, что в некоторых храмах принято петь прокимен так: один хор на одну мелодию, а другой - на другую, зачем так – непонятно.

- затем совершаются три земных поклона молча по Уставу. На практике, чтобы народ понял, что надо делать земные поклоны, говорится молитва Ефрема Сирина, хотя ее нет по Уставу;

- затем если мы совершаем не просто Преждеосвященную Литургию, а ПЛ на полиелейного святого или на Страстной седмице, читается Новый Завет (Апостол и Евангелие или только Евангелие). На Преждеосвященной Литургии в обычные дни в среду и пятницу Евангелие не читается и сразу после поклонов

- провозглашается Сугубая ектенья «Рцем вси…»;

- как на полной Литургии ектения об оглашаемых;

- ектения о просвещаемых (смотрим в Служебник) начинается со среды 4-ой седмицы поста, с середины поста (преполовение поста – Крестопоклонная среда). Почему именно с этой среды начинается ектения о просвещаемых? Потому именно с Крестопоклонного воскресения, в прошлый раз выяснили, начинался период усиленной подготовки оглашаемых. Они разделялись на две группы: просто оглашаемые и просвещаемые, т.е. те, которые крестятся уже скоро, в этом году, а оглашаемые еще не известно когда будут креститься. Дьякон здесь говорит: «Елицы оглашенние изыдите, оглашенние изыдите, елицы ко просвещению изыдите, помолитеся иже ко просвещению». Возникает закономерный вопрос – как могут молиться «иже ко просвящению», если их призывают «изойти? По гречески вместо слов «изыдите стоит глагол «…», что означает «подойдите ближе». Здесь перепутали когда-то греческие слова «изыдите» и «приступите». Одна буква разница. И редакторы нашего Служебника об этом прекрасно знали – стоят звездочки, смотрите в тексте. Кто-то хотел поставить примечание, но почему-то не поставили. Здесь должно стоять, что на самом деле «приступите». Правильный текст таков6 «елицы ко просвещению приступите, помолитеся иже ко просвещению». Так и надо читать. А уже в конце ектении дьякон говорит : «елицы ко просвещению изыдите», т.к. после молитвы они уходят (в конце ектеньи, а уж никак не в начале);

- две ектении верных;

- Великий вход. Когда-то он совершался как на полной литургии: дьякон несет Дискос, священник несет Чашу. Но в этой главе Изъявления говорится, как же так, почему дьякон несет освященный уже Хлеб (Тело Христово), а священник, более важное лицо, несет неосвященную Чашу, которая и освящаться-то не будет? В связи с этим недоумением возникла практика, что священник несет и то, и другое. А дьякон, который остается без какого-либо предмета, совершает каждения. Во время перенесения Святого Агнца на Престол все по Уставу в храме должны упасть ниц. Во время этого поется «Ныне Силы небесные…» – специальная Херувимская песня для Преждеосвященной Литургии. Пение прерывается перед словами «верою и любовью», как раз в это время проходит духовенство, и все в том числе и певчие, падают ниц. После того как священник войдет в алтарь, певчие встают и допевают вторую половину гимна;

- Три земных поклона как после Великого прокимна «да исправится»;

- Ектения просительная. На первый взгляд она соответствует ектенье на полной Литургии, ектенье после Великого входа перед анафорой, но анафоры, самого главного, на Преждеосвященной Литургии как раз нет, поэтому эта ектенья соответствует сразу двум: ектенье перед анафорой и ектенье после анафоры. При этом на полной Литургии первая ектенья совершается за закрытой завесой Царских врат, а вторая – за открытой завесой. И отсюда русская практика во время ектеньи на Преждеосвященной Литургии совершать ектенью закрывать завесу до середины, как бы пол такой ектеньи, пол такой. На Афоне закрывают просто завесу;

- Отче наш (анафора пропущена);

- Священник говорит: «Преждеосвященная Святая святым», при этом Агнец не возносится в воздух, к Нему лишь прикасаются рукой, потому что Агнец уже возвышался в воскресенье за полной Литургией;

- Затем раздробляется Агнец с обычными словами: «раздробляется и разделяется Агнец Божий;

- Частицы Агнца влагаются в Потир. На полной Литургии при этом произносятся специальные слова, на Преждеосвященной Литургии это Изъявление предписывает говорить только «Господу помолимся, Господи помилуй», потому что у нас принято считать, что Чаша не освящается. Греки в это время говорят обычные слова. Затем в Чашу вливается теплота. Греки говорят обычные слова: «Теплота веры исполни Духа Святаго», а наш Служебник говорит, что только произносится «Господи помилуй, «Господу помолимся, Господи помилуй»;

- Причащение. Греческий служебник говорит, что причащение по обычному чину – сначала вкушают от Тела Христова, затем отпивают от Чаши, наш Служебник говорит, что причащение не так совершается, а именно: если служит иерей с дьяконом, то иерей вкушает Агнца, затем молча пьет из Чаши, а дьякон только вкушает Агнца, потому что он будет потреблять Святые Дары, чтобы не выпить вина перед потреблением Святых Даров, а если священник служит один, он только вкушает Агнца, а из Чаши не пьет. Вот такая русская традиция, отраженная в Изъявлении (она появилась только, благодаря этому Изъявлению). Греки совершают причащение по обычному чину;

- Причащение миря, здесь есть некоторая неясность, а именно: до революции не было принято причащаться на Преждеосвященной Литургии вовсе. Считалось, что только больные могут причащаться на Преждеосвященной Литургии. Непонятно на каком основании. До сих пор в некоторых церквах не причащают на Преждеосвященной, или причащают неохотно. Традиция ни на чем не основана. В связи с этим в Служебниках дореволюционного издания пишут так: «со страхом Божиим и верою приступите», а хор поет: «Благословлю Господа на всякое время…». И затем священник говорит «и ныне и присно…» (произносятся уже после причащения на полной Литургии), никакого причащения нет. Непонятно куда причащение вставить. У нас сейчас единое песнопение разбито на две части. Сначала хор поет: «Благословлю Господа .. моих.», затем причащение бывает, затем «Хлеб небесный, Чашу жизни…». Получается немножко нелогично, что уже после причащения звучит призыв «вкусите и видите», как можно призвать, когда уже все причастились, кто собирался. Это непонятно. Правильнее, наверное, его два раза повторить.

- «да исполнятся уста наша…», как обычно (тропарь патриарха Сергия, который, кстати, был монофелитом и анафематствован IV Вселенским собором);

- ектения благодарственная “прости приимши…»;

- заамвонная молитва «Владыко, Вседержителю»;

- окончание: хор поет «Буди имя Господне», 33 псалом. На полной Литургии хор поет это сразу, греки поют на полной Литургии всегда «Буди имя Господне», слава и ныне, 33 псалом, а на Преждеосвященной Литургии непонятно посему у нас слава и ныне есть, как у греков на полной Литургии;

- отпуст.

Какие священнические молитвы есть на Преждеосвященной Литургии:

- светильничные молитвы (обычные молитвы вечерние);

- молитва входа (обычная вечерняя);

- молитва во время Сугубой ектеньи (тоже обычная из полной Литургии Иоанна Златоустого);

начиная с молитвы об оглашенных начинаются особенные молитвы Преждеосвященной Литургии:

- молитва об оглашенных;

- молитва о просвещаемых;

- первая и вторая молитвы верных;

Лекция "Сравнение методик построения ER-моделей" также может быть Вам полезна.

- молитва после Великого входа и после Отче наш;

- молитва перед возгласом «Святая святым» – из обычной Литургии Иоанна Златоустого;

- благодарственная после святого причащения;

- заамвонная молитва;

- молитва конечная, во время которой потребляются Святые Дары.

Эти 8 особенных молитв прочитайте дома.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее