Популярные услуги

Сырная седмица

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 13. Тема: Сырная седмица

Устав сырной седмицы один из самых необычных в году: Устав великопостных служб повторяется много раз, великопостных служб не так мало, устав других служб тоже повторяется достаточно часто, а вот устав сырной седмицы весьма необычен. Только в эту седмицу соединяются вместе все 3 книги праздников: и Октоих, и Триодь и Минея. В то время как в период пения Октоиха не употребляется Триодь, а во время Великого поста и Пятидесятницы Октоих хоть и употребляется, но лишь частично, не в полном объеме, на Сырной седмице - единственной седмице в году - , когда все три книги употребляются в полном объеме, когда каноны Октоиха, Триоди и Минеи поются все сразу. В этом наибольшая особенность Сырной седмицы. Кроме того на сырную седмицу в среду и пятницу поется практически великопостная служба. Богослужение Среды и Пятницы отличаются от великопостных только одним: тем, что употребляется канон Октоиха полностью, а еще также тем, что то, что Великим постом поется нараспев, в среду и пятницу сырной седмицы читается по-скорому, чтобы служба была не очень продолжительной, т.е. устав такой же, в общем, только разве что все по-скору прочитывается, ну и еще канон Октоиха поется на утрене. Еще одна особенность службы сырной седмицы, а именно Среды и Пятницы то, что соединяются целых три канона октоиха, Минеи и Триоди, а в некоторых песнях Триоди есть еще и трипеснец, получается, слишком много текстов вместе, из-за этого некоторые песни канона Минеи, переставляются местами, только на среду и пятницу сырной седмицы мы имеем пример, когда, скажем, 8 песнь канона поется на как 8, а как, например, 6, т.е. песни канона поются не на своем месте на сырную среду и пятницу. Достаточно вам понять, что песни канона переставляются, вообще, устав необычен.

В понедельник, вторник и четверг Сырной седмицы служба совершается будничная, если не встречается никакого праздника, в среду и пятницу совершается постовая служба по типу великопостной. В понедельник, вторник и четверг соединяются вместе каноны Октоиха и Минеи, а в тех песнях, где есть трипеснец, вместо канона Октоиха поется трипеснец. Каждый день Сырной седмицы есть трипеснец. Трипеснец означает три песни, в каноне 8 песней (без второй). В тех песнях, где трипеснца нет, поется Октоих и Минея, а в тех песнях, где трипеснец есть, поется Минея и трипеснец. А в среду и пятницу кроме трипеснца в Триоди есть канон свой полный. И тогда получается, что у нас поются все три канона вместе - каноны Октоиха, Минеи и Триоди, а в тех песнях, где есть трипеснец получается совсем тесно слишком много канонов. В тех песнях, где есть трипеснец, поется только канон Триоди с Трипеснцем. Канон Октоиха выкидывается вовсе из песни, а соответствующая песня канона Минеи в этих песнях поется заранее в других песнях. Таким образом, часть песен канона Минеи поется не на своем месте. Песни канона Минеи переставляются не на свое место. Это единственный случай в году, когда песни канона, например 9-ая, поется вместе с 7-ой. Это нужно все нарисовать. Рисунок. Понедельник, вторник, четверг – канон Октоиха и Минеи. В каких песнях есть трипеснец? Трипеснец всегда есть в 8 и 9 песни, а в остальных песнях - по дню (понедельник – 1-я, вторник – 2-я, …, суббота – 6-я,7-я, в субботу - четверопеснец.). Соответственно во вторник у нас будет трипеснец в каких песнях? Во 2-ой, 8-ой, 9-ой. В понедельник – в 1-ой, 8-ой, 9-ой. В понедельник как мы будем петь канон? У нас 1-я, 8-я, 9-я оказываются с трипеснцем в понедельник. Тогда мы в этих песнях в понедельник Октоих выкидываем и поем Минею и Триодь. Понятно? Кому ничего не понятно? По-моему все понятно (смех в зале). Есть такая книга Типикон, в ней 49 глава, в ней все написано. Однако, я повторю. Понедельник, вторник, четверг поются каноны Октоиха и Минеи, но уже началась Триодь, уже есть трипеснцы. Трипеснцы имеют три песни. Всегда есть 8 и 9-я песни, а одна меняется в зависимости от дня недели. Это понятно? В понедельник какие есть песни? 1-я, 8-я и 9-я. В этих песнях. Где есть трипеснец получается многовато, поэтому Октоих выкидывается. Давайте разберем, что будет в четверг. Трипеснец будет в 4-ой, 8-ой и 9-ой. Значит мы в них будем петь Триодь.

А в среду и пятницу кроме трипеснца в Триоди есть еще специальный канон. К этому всему добавляется еще канон Триоди. Видите как много выходит во всех песнях. Вторая песнь есть только в трипеснце в Триоди во вторник. Но, не забудьте, у нас в Триоди кроме полного канона есть еще и трипеснец. В пятницу в 3-ей, 8-ой и 9-ой. Получается совсем много. В этих песнях Октоих выкидывается, но все равно много выходит, тогда канон Минея в этих песнях переставляется выше. Получается, что мы 8-ую песнь Минеи поем вместе с 6-ой. Это своеобразность: песнь 8-ая, а мы поем ее вместе с 6-ой. В среду разбирайтесь сами. Возвращаем обратно эту картинку. В третьей песне выкидываем Октоих, а Минею поем вместе с 1-ой песней. Так будет в среду. Какой принцип Устава? Октоих безбоязненно выкидывается, а вот Минею Устав не любит выкидывать, поэтому она переставляется. Разницу вы не услышите. Это просто своеобразие Сырной седмицы. Есть много других особенностей служб. С точки зрения Устава Сырная седмица – самая сложная в году. Читайте сами Типикон, там все написано. В среду и пятницу Сырной седмицы литургия не совершается. Трапеза положена 1 раз в день как Великим постом вечером, но трапеза скоромная, но без мяса, конечно. Тоже получается своеобразно. Т.е. день, с одной стороны, скоромный, с другой – постный (трапеза положена только один раз в день. А сама служба совершается по Великопостному чину, но все, что Великим постом должно петься, в Сырную среду и пятницу читается, т.е. получается тоже двоякая ситуация: служба Великопостная, при этом очень краткая, потому что все прочитывается быстренько.. Получается она короче Великопостной, но в то же время по Великопостному Уставу почти что (с поклонами Ефрема Сирина и т.д.).

В субботу сырную совершается служба всех преподобных отцев и матерей в подвиге просиявших. Ясно, что они прославляются как самые лучшие постники. Совершается славословная служба (с Великим славословием). Канон этой службы со второй песней (как и в мясопустную субботу). Полных канонов со второй песней практически не осталось. Трипеснцев много. Каждый вторник Постной Триоди имеет вторую песнь (трипеснец во вторник). Всего получается 7 трипеснцев со второй песней. Но полных канонов со второй песней получается: в Сырную седмицу всех преподобных, 2 родительские субботы, Великий канон Андрея Критского, еще некоторые каноны на Повечериях Страстной седмицы. По большому счету канонов со второй песней нет. Это интересно. Потом служба Прощенного воскресенья, о которой речь уже шла. Там полный кондак, я говорил. Затем начинается Великий пост.

Структура памятей Великопостного цикла. Система памятей Великий пост цикла имеет разнородное происхождение, что отражается в текстах Постной Триоди. Сама структура памятей вытекала из той системы чтений Евангелия, какая использовалась в церкви (как и воскресение подготовительное тоже связано с чтениями: неделя о мытаре и фарисее – это неделя, когда читается Евангелие о мытаре и фарисее). Древнейший пласт в Триоди таков:

1-ое воскресенье ВП понятно, что читалось

2-ое воскресенье ВП о блудном сыне,

3-ое воскресенье ВП о мытаре и фарисее,

4-ое воскресенье ВП о милосердном самарянине,

Рекомендуемые материалы

Процесс взаимодействия Русской Православной Церкви с органами государственной безопасности в Сибири и на Дальнем Востоке (во II половине XIX – начале ХХ вв.)
Сборка Б-297
Компьютерные сети (ИДДО 92, 120, 129). Контрольная работа
А-129
-49%
Задача 435: В задачах 428 – 443 определите энтропию 1 моль газа при указанном давлении p и постоянной температуре 298 K. Укажите, увеличивается или уменьшается энтропия вещества при изменении давления от стандартного к заданному. Значения энтропии пр
Задача 398: В задачах 395 – 414 вычислите, сколько теплоты выделится при полном сгорании указанного количества вещества при стандартном давлении и температуре 298 K. Учтите, что в продуктах 50 сгорания углерод находится в виде углекислого газа, водор

5-ое воскресенье ВП о богатом и Лазаре,

6-ое воскресенье ВП неделя Ваий.

Мы видим здесь, что некоторые чтения, а именно о блудном сыне и о мытаре и фарисее сейчас читаются перед постом Другие чтения с постом могут быть не связаны. В какой-то момент произошла смена системы чтений. В VI-VII веках в Константинополе старая система чтений, с которой связан этот набор памятей ВП цикла, сменяется на новой системой чтений. Эти темы прослеживаются в Триодных песнопениях соответствующих седмиц. В церкви разные системы чтений существовали, в разных местностях, в разное время. Мы их все не можем осветить, естественно. Я их выписал лишь только потому, что они до сих пор прослеживаются в Триодных песнопениях, а не потому, что это были чтения ВП во всей церкви. Нет, это были чтения в иерусалимской традиции до VI века и они повлияли на некоторые триодные песнопения. Наша система современная уже существовала в Константинополе в IX веке с некоторыми отличиями, а именно не было памяти Григория Паламы, он еще не жил в это время. Памяти ВП воскресений по Типикону Великой церкви IX века:

1 – святых пророков + Торжества православия

2 – святитель Григорий Палама

3 – Креста (т.к. крещение – в Великую субботу)

4 – преподобный Иоанн Лествичник

5 – преподобной Марии Египетской

2, 4 и 5 – не имеют специальных памятей. С чем связано появление памяти святым пророкам в Первую неделю ВП я, простите, не могу вам сейчас сказать, а почему память Креста появилась в третье воскресенье? В Константинополе к IX веку и раньше гораздо была традиция крестить в Великую субботу. Соответственно за некоторое время до Великой субботы начиналась усиленная подготовка крещаемых. Эта подготовка начиналась как раз с третьего воскресенья ВП и к этой подготовке приурочивали события. Износили из сосудохранительницы частицу истинного Древа Креста Господня, предлагали для поклонения всем, кто собирается принять крещение, как бы укрепить их на этом отрезке их пути. В то же время и для поклонения всех молящихся. Так возникла память Крестопоклонного воскресения, с которого начиналась усиленная подготовка крещаемых. Недаром со среды Крестопоклонной седмицы (половина поста) даже до сих пор Типикон предписывает добавлять на Литургии Преждеосвященных Даров ектенью о просвещаемых.

С IX века к памяти святых пророков присоединяется праздник Торжества православия (память восстановления иконопочитания не на VII Вселенском соборе, а позже. После VII Вселенского собора, напомню вам из церковной истории, еще продолжалось иконоборчество некоторое время, а затем только было восстановлено иконопочитание окончательно. После этого события, второго установления иконопочитания, установлен праздник Торжества православия.). Так что в современном календаре о пророках не говорится, хотя песнопения пророкам никуда не делись. В первое воскресенье поста святым пророкам посвящены: стихиры на Господи воззвах, некоторые седальны, канон святым пророкам (правда, он сейчас перемещен на Повечерии, а самое главное, чтение на Литургии: прокимен, Апостол, аллилуйя - посвящены пророкам в первую неделю ВП. Торжеству православия посвящены другие песнопения и особый чин. Песнопения пророков остались.

Второе воскресенье ВП по аналогии с Торжеством православия посвящено памяти Григория Паламы (хотя память святого по календарю – совсем в другой день года, осенью). Здесь, во второе воскресение поста оно поется не ради святителя, а по аналогии с Торжеством православия. Как в IX веке отстояли иконопочитание, так в XIV веке отстояли богословие паламитское о нетварных энергиях.

Совершенно иное происхождение имеют памяти IV и V воскресения ВП. На Великий пост выпадают памяти двух очень почитаемых в Палестине святых: Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Кроме того, что это великие образцы монашеской жизни, Иоанн Лествичник написал самый авторитетный сборник монашеских поучений «Лествицу», а Мария Египетская - образ самого яркого покаяния в церковной истории, просто их память выпадает на период ВП. А древние правила запрещают Великим Постом петь службы святым (сейчас у нас каждый день ВП, кроме Страстной седмицы, поются службы какому-то святому, а раньше так не было. Даже по Студийскому Уставу, уже сравнительно позднему по сравнению с этим каноном, памяти святым отменялись в будние дни). Поскольку памяти преподобной Марии и преподобного Иоанна придется тогда каждый раз отменять, поскольку они попадают на ВП, их перенесли сразу на воскресенья, чтобы не отменять их никогда. И тогда у нас возникли эти памяти Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Поскольку мы сейчас службу святым поем в будние дни поста (соответственно службы Иоанну Лествичнику и Марии Египетской поются в какой-то день календаря, когда они попадают, то здесь их петь совсем необязательно). Получается, что мы фактически их дублируем (поем в будние дни, когда она случится и в соответствующее воскресенье). Типикон так и пишет, что вот эти службы можно отменить, если есть желание. Вместо этих служб можно петь службы другим святым, если они случились. Здесь никакой идеологической нагрузки нет (в отличии от других памятей), поэтому можно переносить их и упразднить безболезненно. Можно также отметить, что старообрядческий Типикон отмечает, что если, например, память Марии Египетской попадает на это воскресенье (лектор показывает на рисунок), то они меняются местами. Тоже логично – зачем два раза подряд петь Марию Египетскую.

Все памяти воскресений Великого поста имеют разное происхождение (крещальная традиция, древняя традиция, догматика и др.). Итак вот песнопения Постной Триоди объединяют тематику соответствующей седмицы Великого Поста. Песнопения первой седмицы поста до первого воскресенья речь идет, в основном, о посте и покаянии, а в песнопениях последующих седмиц к тематике поста и покаяния (которая присутствует во всех песнопениях) добавляются соответствующие темы. Появляются, например, во время третьей седмицы поста песнопения о блудном сыне. В VI седмице кроме притчи о богатом и Лазаре идет тема о Лазаре четверодневном.

Стандартный набор песнопений Постной Триоди для буднего дня поста

Для буднего дня поста в Триоди присутствует всегда один и тот же набор текстов. В Октоихе тоже в будние дни присутствует стандартный набор текстов: стихиры на Господи воззвах, стихиры на стиховне, канон на Повечерии, седальны на утрене, канон на утрене, стихиры на стиховне на утрене и блаженны на Литургии. Теперь выясним, каков стандартный набор песнопений на будние дни Постной Триоди. На Вечерне в Постной Триоди есть:

1. 3 Подобны стихиры на Господи воззвах. Что значит они подобны? Это значит, что они поются на мелодию каких-либо других в идеале. Авторство указывает Феодора Студита и его брата Иосифа.

2. Прокимен, чтение из книги Бытия, второй прокимен

3. Чтение из книги Притчи

4. Самогласные стихиры на стиховне, сопровождаемые мученичными стихирами.

Раз подобные стихиры написаны Феодором Студитом, они какую отражают традицию? Константинопольскую, а самогласные отражают иерусалимскую традицию, именно в самогласных мы будем встречаться с иерусалимской традицией (когда где-то в середине Великого поста вдруг возникает тематика притчи о мытаре и фарисее, казалось бы она должна быть гораздо раньше (неделя о мытаре и фарисее по КП календарю гораздо раньше в середине Великого поста). Самогласны – палестинского происхождения, из-за этого в них пересказывается содержание притч именно вот этого (на доске) чтения. Неделя о мытаре и фарисее читалась в середине Великого поста.

На утрене в Триоди есть:

1. Седальны (подобные) по 2-ой и 3-ей кафизме

2. Два трипеснца (тоже Феодора и Иосифа).

3. Самогласен на утрене и мученичен.

Для 6-го часа Триодь дает:

прокимен, чтение из прор. Исайи, прокимен.

Итак в Триоди мы видим три слоя текстов:

1. ВЗ паремии Вообще они не являлись сначала частью Постной Триоди, а помещались в Профитологий или паремийник и для удобства их потом вставили в Триодь. А в принципе в большом количестве рукописей они сохранились в Паремийнике. Триодь все-таки гимнографическая книга, она по идее не содержит чтений.

2. Второй слой - Палестинская гимнография. Это самогласны на утрене и на Вечерне. Они парафразирует притчи древней системы чтений (иерусалимской) - о богатом и Лазаре и т.д.

3. Песнопения Студийские (поздние константинопольские). Это: подобные стихиры на Господи воззвах, седальны на кафизме и два трипеснца. Они парафразируют уже не чтения, а константинопольский набор памятей.

Иными словами, на Крестопоклонной седмице (IV седмица ВП) в подобнах, трипеснце будет парафразироваться тема Креста Господня, в то время как в самогласнах будет парафразироваться притча о мытаре и фарисее. Если не знать того, что тексты происходят из разных традиций, то совершенно невозможно догадаться какая связь между Крестом и мытарем и фарисеем. На самом деле связь есть.

Субботы Великого поста. 1-ая суббота – преп. Феодора Тирона, Память появилась аналогично памятям преп. Марии Египетской и Иоанна Лествичника, так как нельзя праздновать память святого в будний день, она переносится на субботу. Феодор Тирон попадает чаще всего на ВП, поэтому память перемещена на субботу. Символически Феодор Тирон помог христианам не оскверниться, соблюсти чистоту - сохранить пост. Достаточно парадоксально, что в субботу Феодора Тирона ослабляется пост.

2-ая, 3-я, 4-я субботы ВП – заупокойные, если не случится праздника (например, 40 мучеников). Если праздник случится, то всякая заупокойность отменяется.

5-я суббота ВП – суббота похвалы Божией матери – суббота Акафиста. В эту субботу Константинополь когда-то был чудесно избавлен от нашествия варваров. Кроме того, эта суббота связана тесно с Благовещением. Также Благовещение попадает на будние дни – и вот такое празднование Благовещения, перенесенное на субботу (как Феодор Тирон на субботу или Мария Египетская на воскресенье).

6-ая суббота – Лазарева - уже не относится, строго говоря, к ВП. С нее начинается Страстная седмица.

Особые дни Великого поста. Особыми днями ВП также являются:

Среда и пятница, Крестопоклонные и четверг пятой седмицы ВП (поется Великий канон Андрея Критского). В эти дни не поется Минея.

Будние дни Первой седмицы ВП, строго говоря, особыми днями не являются, Устав там более-менее рядовой, но тоже немного отличается.

Суточные службы будних дней Великого поста Набор служб не меняется, но т.к. Литургия не совершается, то после 9-го часа будут Изобразительные. Набор служб:

1. Вечерня (включается в Изобразительные)

2. Великое повечерие (кроме воскресения вечера, когда и Вечерня и Великое повечерие)

3. Полунощница

4. Утреня

1-й час

Ещё посмотрите лекцию "10 - Осадочные горные породы" по этой теме.

3-й час

6-й час

9-й час

Изобразительны этого дня

Вечерня следующего дня с Литургией Предеосвященных Даров.

При этом службы соединяются в блоки. Получается 4 богослужебных собрания. Устав разрешает три собрания (вечер, утро, день). У нас с некоторыми особенностями: не всякая вечерня вставляется в Изобразительные. А именно: в некоторые дни ВП совершается вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Если богослужение совершать вечером, как этого требует Устав, или днем, то вышло бы, что необходимо ничего не вкушать до вечера. В городских условиях это неудобно, даже невозможно, хотя сейчас в монастырях это можно бы делать. И поэтому это служат с утра. Когда совершается Литургия Преждеосвященных даров, Великое повечерие не служат. Так проходит весь Великий пост, кроме Великой седмицы.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5138
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее