Атеизм и свободомыслие как явление духовной культуры
Тема 8. Атеизм и свободомыслие как явление духовной культуры
План.
1. Исторические формы свободомыслия.
2. Понятие свободомыслия и атеизма.
1. Исторические формы свободомыслия.
Понятие свободомыслие (вольнодумство) широко используется в религиоведении для обозначения оппозиции, альтернативы по отношению к церковной нетерпимости, догматизму, авторитаризму.
Этот термин применяют и в другом контексте, например «политическое свободомыслие». Но именно в религиоведении он более всего уместен, обозначая особый раздел этой науки и определяя давнюю и стойкую традицию духовной культуры.
Впервые это понятие ввел в научный обиход английский мыслитель А. Коллинз в книге «Рассуждение о свободомыслии» (1713). Основной тезис этого сочинения таков: «Свободно мыслить о религиозных вопросах является долгом всех людей», мыслить не оглядываясь на власть, предписания и цензуру Церкви, подвергая смелой критике разума «священные книги», сочинения богословов, иные религиозные взгляды и установления.
Рекомендуемые материалы
Носители свободомыслия не обязательно неверующие люди: немало вольнодумцев и в среде верующих.
Формы свободомыслия достаточно многообразны.
1. Богоборчество
2. Религиозный нигилизм
3. Индифферентизм
4. Антиклерикализм
5. Религиозный скептицизм
6. Пантеизм
7. Деизм
8. Атеизм
Сравнительно примитивной, ранней формой свободомыслия является богоборчество (самая ранняя и самая слабая форма критики религиозных представлений) — осуждение богов за попущение злу и неустройство в мире, за их равнодушие к людским страданиям, за несправедливость и жестокость.
Следующая форма свободомыслия — религиозный нигилизм. Нигилизм — феномен культуры, возникающий на кризисных этапах ее истории. Он выражается в отвержении ее духовных ценностей. Это бунт против религии с позиции эгоистического индивида, считающего, что ему «все позволено». Это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизни и людям, на теоретическом - опирается на определенные философские учения. Нигилизм воюет с религией во имя утверждения своеволия, во имя изображения «сильной личности», попирающей ценности «серой массы».
Ярким проявлением религиозного нигилизма является работа М. Штирнера «Единственный и его достояние» (1845).
В подобном ключе написана и работа Ф. Ницше «Антихрист. Проклятие христианству» (1888).
Следующая форма - индифферентизм, (от лат. indifferens - безразличный) т.е. безучастие, безразличие к религии или к ее основополагающим идеям. Однако таковое — отнюдь не плод свободной мысли в том обществе, где реально обеспечена свобода совести. Равнодушие к религии – скорее леность мысли.
Иное дело там, где религия властвует, где Церковь опекает и контролирует духовную жизнь в обществе. Тут не только открытое выступление против нее, но даже осознанное игнорирование религии — бесспорное проявление свободы мысли.
Антиклерикализм (лат.anti – против, clericalis – церковный)— это идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
Очень часто такое проявление свободомыслия свойственно не только неверующим, но и приверженцам религии, опасающимся произвола Церкви. Как правило, воинствующие клерикалы выступают против прогрессивных достижений культуры и демократии, ревностно преследуют все проявления свободомыслия.
Одно из проявлений такой критики верований — религиозный скептицизм, т.е. сомнение в ее истинности. Понятие «скептицизма » родилось в лоне античной философии и в истории философской мысли представляет собой концепцию сомнения в возможности познания мира.
Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – сомнение в истинности религии или отдельных ее положений – проявляется в культуре любого периода, начиная с разложения первобытного общества.
Религиозное свободомыслие обретает философскую основательность, пожалуй, только с появлением концепции пантеизма, отождествляющей Бога со Вселенной.
Пантеизм (греч. pan – все, teos – Бог) сближает Бога и мир, признает их единство. Речь идет о существовании Бога не в потустороннем мире, а внутри самой природы, отождествление Бога с природой. Отсюда две формы пантеизма: религиозно-мистическая (растворение природы в Боге) и материалистическая (растворение Бога в природе). В науку понятие «пантеизм» ввел в 1705 г. английский мыслитель Д. Толанд, но его истоки можно найти еще у мыслителей Древней Индии, Китая и Греции.
Еще одной формой религиозного свободомыслия, обращенной к самой идее Бога и тоже порожденной философией, является деизм. Основатель этой концепции — английский философ Э. Чербери («Трактат об истине», 1624). Именно в Англии эта форма свободомыслия стала в последующем особенно популярна. Деисты признают, что Бог сотворил мироздание, но вместе с тем утверждают, что после сотворения мира Бог не принимает какого-либо участия в событиях природы и не вмешивается в их закономерный ход.
Деизм (от лат. deus – Бог) – учение, признающее существование Бога в качестве безличной первопричины возникновения мира, развивающегося по своим собственным законам. Согласно этому учению, Бог находится вне мира и не вмешивается в ход естественных событий.
Атеизм (от гр. ateos – отрицание Бога, безбожие) — наиболее последовательная форма свободомыслия, опирающееся на философию материализма. Атеизм — отрицание веры в сверхъестественные силы и существа, критика основ религиозного миропонимания и культа.
Со второй половины XIX в. он становится влиятельной тенденцией массовой культуры.
Атеизм — особенно дерзкий вызов религии и Церкви. Большая часть его истории полна трагических страниц — быть атеистом вплоть до нового времени во всех странах считалось тягчайшим преступлением.
Гонения атеистов и поныне — обыденная практика жизни многих стран (в особенности мусульманского мира), где отсутствует свобода мировоззрения и нередко господствует религиозный фанатизм.
Проявления фанатизма — досадный феномен не только в истории Церкви, но и в истории свободомыслия: от них не был свободен и сам атеизм. Прежде всего атеизм, причастный к власти, используемый ею в своих корыстных целях.
Тоталитарный режим не только использует, но и приумножает фанатизм. Советская власть, например, своим идейным оружием сделала воинствующий атеизм — религиозный нигилизм и религиофобию. Лозунгами воинствующего атеизма оправдывались стеснения свободы совести, гонения на Церковь и духовенство.
На самом же деле вульгарный атеизм советских времен не более чем извращение традиции свободомыслия. Неправомерно отождествлять идеологический атеизм с этим его фанатичным разгулом, как неправомерно отождествлять религию и инквизицию.
Религия и атеизм как выражение последовательного свободомыслия — две разные, во многом противоположные, но в то же время равноправные, взаимодополняющие стороны культуры. Потому-то в демократическом обществе они должны иметь равные возможности на свободное существование.
Религия возвеличивает Бога, атеизм — человека. Здесь не место спорить, где истина: в религии или в атеизме. Этот спор длится всю цивилизованную историю человечества. Разве что далекий от культуры обыватель равнодушен к этой полемике мировоззрений. Подавляющее большинство остальных жителей планеты более или менее осознанно включаются в нее и делают выбор между религией и атеизмом, опираясь на собственный жизненный опыт и разум.
2. Понятие свободомыслия и атеизма.
Для религиоведения выяснение причин и характера религиозности, становления религиозного сознания является традиционным предметом исследования. Однако нет нужды отрицать, что безверие, сомнение в постулатах религии или решительная борьба с ней шли параллельно со становлением религиозного сознания. Любая религия утверждалась не только в соперничестве с другими культами, но и в борьбе против ересей или безверия как такового. Атеистические взгляды - столь несомненные спутники человеческой культуры, что вопрос об их истоках, причинах не менее важен, чем вопрос о корнях религии.
Можно выделить социальные и гносеологические основы атеизма. Часто речь в истории шла не об атеизме как таковом, отбрасывающем какую-либо религию вообще, сколько о сомнениях в правильности, достоверности человеческих представлений о сверхъестественном. Религиозное сознание является частью идеологической жизни общества и потому несет на себе черты, присущие идеологии вообще. Поэтому религия включает в себя не только картину мира, но и ее оценку.
В лекции "2 Общие сведения" также много полезной информации.
Последнее обстоятельство определяет то, что внутри одного религиозного комплекса могут действовать социально разнонаправленные силы. Это подрывает основы господства ведущей религии, порождает внутри нее элементы сомнения, еретические взгляды. Насколько ж правомерно не только существование религии, но и право человека свободно обходиться с религиозными установками? Развитие общественного сознания отразило этот момент борьбы человеческого духа за возможность самостоятельно, независимо судить обо всем, в том числе и о религии. Т.е. момент сомнения - обязательный компонент развития познания, свободы духа, тогда как религия по своей сути консервативная и малоподвижная система, поэтому в любой религии можно найти идеи, отбрасывающие и осуждающие сомнение. В этом лежат истоки конфликта между научным и религиозным сознанием. Результатом этого конфликта в зависимости от исторических условий, степени зрелости общественного сознания могут быть новые религиозные идеи или момент отрицания религии, т.е. конкретные формы свободомыслия или атеизма. В отличие от атеизма, свободомыслие не отбрасывает идею Бога, а предполагает независимую от религии трактовку мировоззренческих проблем, в том числе и самой религии.
Причины, порождающие безверие, отрицание религии, могут быть и чисто гносеологическими. В философских системах, особенно объективно-идеалистических разум отстаивается как самодостаточная сущность, не нуждающаяся для себя ни в каких иных опорах. Субъективный идеализм, если он последователен, лишает идею бога объективности, сводя ее к человеческим ощущениям, имея свои аргументы в пользу отрицания какой-либо божественной субстанции вне человека (эти проблемы были Вами изучены в курсе философии).
Следует сказать, что в истории науки идея Бога выполняла роль первоначальной причины любого движения /перводвигатель, первотолчок/. Преодолевая историческую ступень в познании, наука отбрасывала Бога как гипотезу, а следствием этого становилась новая картина мира, где для Бога места не было. Это, очевидно, имел в виду Ф. Энгельс, когда говорил, что никто не обращается с Богом хуже, чем верующие в него естествоиспытатели.
Следует сказать, что причины атеистических взглядов могут лежать в условиях личного бытия человека, когда господствующие религиозные взгляды не оправдывают возложенных на них ожиданий, или в силу личной психологической незаинтересованности в религии: человек находит для смысложизненных установок достаточно опор вне религиозного вероучения.
Следует в заключение отметить, что религиозные взгляды более массовы по своему распространению. Атеизм является или уделом одиночек-интеллектуалов, или следствием общей секуляризации общественной жизни, ограничивая сферы влияния религиозного сознания, или может выступать политическим лозунгом каких-либо общественных сил или партий.
В настоящее время на международной арене действуют две крупные всемирные атеистические организации: Всемирный Союз свободомыслящих и Международный гуманистический и этический союз.