Святоотеческое учение о вере и ее отношении к освящению человека
Святоотеческое учение о вере и ее отношении к освящению человека.
Так учили о вере в ее отношении к освящению человека все отцы и учители Церкви, начиная с мужей апостольских. Под истинною спасающего верою они понимали не одно только внешнее принятие учения Христова, но соединенное с ним искреннее и постоянное влечение души к Богу при соответствующем, конечно, воздействии на нее Самого Бога. На веру они смотрели, как на дело Благодати Божией и личной свободы человеческой. Поэтому, они признавали веру таким духовным состоянием, при котором возрождается и укрепляется внутренняя сущность человека. Такая вера естественно и необходимо должна проявляться вовне, насколько к тому представляется возможность. Проявляться же она может только в добродетельной богоугодной жизни; и если этого нет, то это ясный признак, что человек не имеет истинной Христовой веры. Святой Киприан об этом говорил так: «Кто имеет истинную веру, тот хранит страх Божий, а кто хранит страх Божий, тот, помышляя о Боге, милосердует о нищих; он творит добрые дела потому, что,верует, потому что сознает истину возвещенного в слове Божием и непреложном Божественном Писании ..в котором сказано, что "бесплодные деревья" то есть люди немилосердные, "посекаются и во огня вергаются ".С IV века в учении о вере замечается та особенность, что вследствие почти неприрывной и упорной борьбы с ересями стало, по-видимому, больше значения усвояться догматической или исторической стороне веры. Это объяснялось тем, что для того чтобы принадлежать Церкви, требовалось прежде всего непременно иметь правую или православную веру; все, не удовлетворявшие этому условию, без всяких колебаний от Церкви отсекались, предавались анафеме. Но это вовсе не изменяло прежнего взгляда на существо оправдывающей веры. Если прежде всего от верующего требовалась правая вера, то она требовалась именно потому, что, как пояснил св.Киприан, верующий ложному не может получить истинного. Потому-то отцы и учителя этого периода, требуя правой догматической веры, вместе с тем по-прежнему указывали, как на единственно спасительную и оправдывающую веру сердечную, живую и деятельную, которая естественно и необходимо выражается в добрых делах. Вот что пишет по этому поводу св. Кирилл Иерусалимский: "Образ Богопочитания заключается в сих двух вещах: в точном познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и добрых дел, если они основаны не на догматах благогестия. Ибо что за польза знать хорошо учение о Боге и постыдно любодействовать? С другой стороны, что за польза быть как следует воздержану и нечестиво богохульствовать?
Святой Иоанн Златоуст: "Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни приобщение Таин, ни священная Трапеза, ни вкушение Тела Господня, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не будем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха. Вера без дел есть тоже, что призрак без жизни".
Святой Иоанн Дамаскин главную мысль о вере всех древних отцов и учителей выражает так: "Без веры невозможно спастись, потому что на вере основывается все, как человеческое, так и духовное. Но вера не иначе приходит в совершенство, как чрез исполнение всего узаконенного Христом. Без дел же вера мертва, равно как и дела без веры. Истинная вера показывается в делах".