Всеблаженство божие
Всеблаженство божие
Это свойство в Боге есть необходимое следствие всех других Его свойств и совершенств. В Боге вся полнота бытия и жизни и при том бытия совершеннейшего, самобытного и ни от кого ни от чего и ни в чем независимого, и жизни, представляющей гармоническое единство. Деятельность всех сил Божественного Духа находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Это-то собственное и составляет верховное благо. Отсюда, Бог в Самом Себе и все нужное для полного блаженства; любовь к благу в Нем поэтому неизменно совпадает с самим Его обладанием, а вследствие этого Ему от вечности должно быть свойственно неизменное в с е б л а ж е н с т в о. Понятно, что такая полнота блаженства не мо быть свойственна человеку; человек хотя и имеет непреодолимое влечение к истинному благу, но не в нем самом, а вне его существуют условия, необходимые для удовлетворения этой потребности, преодолеть их он часто бывает не в состоянии; отсюда ощущение блага или блаженства в большей или меньшей степени нееизбежно ослабляется и затемняется у него чувствами неприязненными, проистекающими от ощущения лишения блага или его неполноты.
Св. Писание усвояет это свойство Богу, когда называет б л а ж е н н ы м (1 Тим. 1, 11; 6, 15), когда указывает, что «полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей во век» (Пс. 15, 1 1) , что Он н е т р е б у е т н и ч е г о (Деян 25), т. е. что Он наслаждается блаженством независимо ни от кого и ни от чего. Учение о блаженстве Божием не представляло бы затруднений и недоумений, если бы речь шла только о Боге Самом в Себе. Но подле Бога существует созданный Им мир, для которого Им определены известные цели. Относиться безразлично к выполнению этих целей Бог, как Творец мироздания, не может. Между тем, кто уклонился от этих целей - в нем возникло зло. Но воля твари существ не может изменить определенной воли Творца. Он предвидит в конце времен торжество и полное осуществление Своих вечных определений.