Популярные услуги

Главная » Лекции » Политология » Этнополитология » Этнополитология как наука и учебная дисциплина

Этнополитология как наука и учебная дисциплина

2021-03-09СтудИзба

Лекция 1. Введение

1. Этнополитология как наука и учебная дисциплина. Предмет этнополитологии. Объекты этнополитологического исследования.

Роль и место этнополитологии в социально-гуманитарном знании. Междисциплинарный характер науки. Этнополитологические источники. Методы этнополитологии.

Основные категории этнологии. Теория этноса и концепция этничности. Признаки этноса. Племя, народность, нация. Подходы к пониманию сущности этнического феномена. Примордиализм. Конструктивизм. Инструментализм.Этнополитология как наука и учебная дисциплина. Этнополитология принадлежит к ряду молодых наук в обществознании. В СССР самостоятельной научной дисциплиной она стала лишь в конце 1980-х годов. А ее история как учебной дисциплины еще меньше. До недавнего времени этнополитологии не было даже в энциклопедических словарях и справочниках. Несомненно, что отдельные этнополитологические аспекты этой науки изучались этнографией, научным коммунизмом и рядом других наук и раньше, однако их изучение находилось в контексте официальной доктриной национальной политики КПСС, смысл которой сводился к слиянию социалистических наций в будущем. Соответственно, и

убежденность в окончательном решении национального вопроса также не стимулировала исследований в области этнополитологии. Между тем, большее внимание к этнополитологии проявляли на Западе. Ее формирование как самостоятельной научной дисциплины было связано с именами таких западных исследователей, как М. Паренти, Дж. Ротштльд, А. Смит, Б. Уильямс, Ч. Фостер, П. Ван ден Берг, Э. Блэк, К. Гирц, и другими, кто занимался изучением этнического фактора в политике. Многие термины этнополитологии, использующиеся сегодня и в политической практике, имеют, поэтому, западное происхождение – этничность, этническая политика, политизация этничности, этническая мобилизация,

этнонационализм и т.д.

Предмет этнополитологии.

До 1960-х годов проблематика этнополитологии сводилась к так называемому «национальному вопросу», который включал в себя широкий спектр проблем, касающихся межэтнических противоречий и методов их разрешения. Этим, как правило, занимались этнографы, историки и социальные философы. В 1960-е годы по мере того, как развивалась социология, в этнополитологических исследованиях стали использовать социологические методы, в результате чего этнополитология стала обособляться в отдельную науку.

Первопроходцами на этом направлении, как уже отмечалось, стали американские

Рекомендуемые материалы

исследователи Дж. Ротшильд, А. Смит и Ч. Кейес. Соответственно, стала определяться и предметная сфера этнополитологических исследований. Например, М. Паренти определял предмет этнополитологии как изучение «влияния этнического фактора на политическое поведение людей и сферу политики в целом». П. Ван ден Берг считал, что предмет этнополитологии – это взаимоотношения государства с этническими общностями и этническими институтами (партиями, движениями, общественными организациями и т.д.).

Современные российские этнополитологии исходят в целом из того же самого: «В целом

этнополитологию можно определить как отрасль политической науки, изучающую

политическую сферу общественной жизни этнических общностей, их взаимодействие с

политикой и политическими институтами государства». При этом важной особенностью

этнополитологии они считают то, что она изучает не отдельные аспекты политической жизни этничностей, а всю эту сферу как целостную и многомерную; то есть используют системный подход.

Предметная область этнополитология включает в себя ряд проблем. Наиболее актуальной из них является проблема соотношения прав человека и прав этничности, прав индивида и

групповых прав. Если в моноэтничных государствах эти права совпадают, то в

полиэтничных государствах они могут расходиться. Среди других проблем можно

выделить проблему самоопределения этничности, изучение современных этнических

(национальных) движений, закономерностей развития этнотрансформационных

(этногенетических) процессов, выявление причин межэтнических конфликтов,

механизмы управления этими конфликтами, теоретическое обоснование проблем

этничности в целом.

Объекты этнополитологического исследования.

Объектом этнополитологического исследования является этничность в политической сфере общественной жизни. При этом выделяется несколько уровней этого предмета: личность как носитель определенной этничности, этническая общность и всевозможные этнополитические институты. На каждом уровне имеются свои особые экономические, социальные и политические интересы. Трансформация одних интересов, как правило, означает и обуславливает трансформацию других. В различных подходах главный объект этнополитологического исследования определяется по-разному. В примордиализме, например, таковым считается этнические общности, различия между которыми определяются их общественным статусом – демографическим, культурным, правовым,

социально-психологическим и т.д. Резкое изменение одного из статусов может

привести к межэтническим столкновениям. Особенно остро проблема статуса

этничности встает в полиэтнических государствах.

2. Роль и место этнополитологии в социально-гуманитарном знании. Междисциплинарный характер науки.

Этнополитология является пограничной наукой и имеет междисциплинарный

характер. В основе своей она сформировалась на стыке этнологии и политической

науки. Среди научного окружения этнополитологии можно выделить целый комплекс

научных дисциплин. Наиболее близкими к этнополитологии являются этнография,

социология, демография и психология, слияние с которыми привело к появлению

таких наук, как этносоциология, этнодемография, этнопсихология. Причем

этнополитология взяла от этих наук не только содержательную сторону, но и

методику исследований. Подобно этносоциологии, она включает в себя в качестве

методики исследования опросы населения, интервью с экспертами, включенное и

невключенное наблюдение. Вслед за этнографией она использует демографическую

статистику и материалы переписи населения. Инструментарий этнопсихологии

используется этнополитологами для определения особенностей этнического и

политического сознания.

3. Этнополитологические источники.

Источниковая база этнополитология достаточно широка. Важнейшее место в

перечне ее источников занимают статистические данные – как государственные, так

и ведомственные, содержащие различного рода сведения об этничностях. Источниками

могут служить также законодательные и нормативные акты государства и субъектов

федерации, в которых зафиксированы основные направления этнической политики;

документы различных общественных структур и движений, программы политических

партий по вопросам этнической политики и межэтнических отношений. Особое место в

этом перечне занимают материалы средств массовой информации.

Важнейшим источником для этнополитологических исследований является перепись населения.

Ценность этого источника обусловлена тем, что в нем содержится информация о

различных этнических характеристиках населения; прежде всего об его этнической

принадлежности и языке. В переписях может быть представлена и разнообразная

информация по социально-экономическому, социально-культурному и демографическому

развитию этничностей. Все эти показатели, как правило, включаются в программы

переписей, что позволяет делать соответствующие выводы о состоянии этничностей

не только на дату переписи, но и в динамике.

По мере развития этнополитологии на первый план постепенно выходит такой источник, как

материалы социологических исследований. В данном случае заслуживает внимания

опыт мониторинга, проводимого с 1996 года Институтом этнологии и антропологии

РАН по проекту «Этничность, конфликт и согласие» (руководитель В.А. Тишков).

Созданная сеть этнологического мониторинга охватывает многие конфликтоопасные

регионы СНГ и Российской Федерации. В процессе сбора и анализа информации

этнополитологии выявляют различные причины этнических конфликтов, к которым

могут относиться этническое представительство в органах власти, бизнесе,

информационной и научно-образовательной сфере, отношения «центр-периферия»,

права человека и коллективные права, компетенция и авторитет властей и лидеров,

занятость и безработица, культурное доминирование, языковая ситуация и т.д.

Методы этнополитологии.

В целом для этнополитологии характерны большинство методов, применяемых при исследованиях политических процессов: сравнительно-исторические, эмпирические и системные. К сравнительно-историческим методам относятся историческое описание, анализ, сравнение, периодизация, ретроспективный и прогностический подходы. Все они дают возможность изучать общественные явления в контексте той исторической

обстановки, в которой они возникли, характер их изменений в процессе развития,

делать прогностические оценки на перспективу. Задача эмпирических методов –

изучение политического поведения различных этничностей, их политической

культуры, влияния этнических факторов на политический процесс в целом. Для этого

в этнополитологии используются подходы, заимствованные из этносоциологии. При

культурологическом подходе изучается поведение людей объясняется через

господствующие в этнической культуре ценности и стереотипы мышления и поведения;

при коллективистском факты рассматриваются в контексте социальной деятельности

этнических сообществ; при психологическом политическое поведение этничностей

объясняется через их потребность в позитивной этнической идентичности. Системный

подход позволяет изучать этническую политику государства в целом как комплексный

процесс, выявляя на общем фоне развития различных этнополитологических явлений

определенные элементы, прослеживая их взаимосвязь и взаимную обусловленность.

4. Основные категории этнологии. Теория этноса и концепция этничности.

Основными понятиями этнологии являются «этнос и этничность».

Слово «этнос» имеет древнегреческое происхождение, его основными значениями тогда были народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, стадо, род и другие. К VI-V вв. до н.э. главным значением этого слова становятся «племя» и «народ негреческого происхождения». В этом значении слово «этнос» перешло и в латинский язык. В Библии появляется уже прилагательное «этнический», обозначающее «языческий» или «нехристианский». Вместе с тем, до XVIII века понятие «этнос» использовалось очень ограниченно. В научной литературе в значении «народ» это понятие появилось лишь в XIX веке благодаря немецкому этнологу А.

Бастину, который использовал понятия «народный» и «этнический» в качестве

синонимов, а под «этническим» понимал культурную специфику какого-либо народа. В

1920-е годы русский этнограф С.М. Широкогоров утверждал, что этнос – это форма

развития и существования человечества. Этнос, с его точки зрения, «есть группа

людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение,

обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и

отличающей его от таковых других групп». В 1960-е годы интерес к проблемам

этноса значительно расширяется. Именнов это время в этнологической литературе

появляется понятие «ethnicity» («этничность»). Понятие «ethnic» («этнический»)

стало использоваться для обозначения представителя какой-либо этнической группы.

В современной российской науке существует несколько теорий, рассматривающих природу этноса: теория пассионарность Л.Н. Гумилева, дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея, информационная теория этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова и

системно-статистическая, или компонентная, теория Г.Е. Маркова и В.В. Пименова.

С точки зрения Л.Н. Гумилева этнос является физической реальностью, облаченной в социальную оболочку. Отсюда история человечества есть ряд многочисленных этногенезов, осуществляющихся в результате так называемых «пассионарных толчков», то есть своеобразных микромутаций, в результате которых появляются «пассионарии» –

энергичные и деятельные люди, объединенные общими целями и интересами. В

соответствии с запасами солнечной энергии этносы проходят в своем развитии ряд

стадий от рождения до смерти.

Исходная идея дуалистической теории этноса Бромлея – это сочетание в этносе, с одной стороны, таких собственно этнических свойств и характеристик, как язык, бытовая

культура, обряды, самосознание, а с другой, – природно-географи-территориальных,

социально-экономических и государственно-правовых условий формирования и

существования данных этнических групп. В результате понятие «этнос» приобретало

широкий смысл и узкий. В узком смысле этнос включал в себя только этнические

характеристики и был назван «этникосом». В широком смысле «этнос» представал как

этносоциальный организм, сочетающих в себе обе стороны своей природы. В итоге

получалось, например, что все армяне, живущие в мире, – это этникос, а армяне,

проживающие в Армении, – это этносоциальный организм.

Информационная теория этноса Чебоксарова и Арутюнова основана на представлении о том, что в любом социальном образовании, включая этнос, постоянно циркулируют некие информационные потоки, которые имеют своих генераторов (источники) и репициентов (получателей). В границах этносов такие потоки считаются более интенсивными, чем за его пределами. Причем, чем выше уровень развития этноса, тем в них наблюдается большая плотность подобных информационных потоков.

Системно-статистическая, или компонентная, теория Маркова и Пименова расс-ет этнос как исторически возникающую и эволюционирующую сложную самовоспроизводящуюся и саморегулирующуюся социальную систему, обладающую многосоставной структурой. Структура этноса состоит из таких компонентов, как расселение, воспроизводство и демография, производственно-экономическая деятельность, система социальных отношений и институтов, язык, культура, быт и устойчивые стереотипы поведения (реализующиеся в обычаях, привычках и обрядах), психологическое восприятие своего и других этносов, система личных контактов и взаимодействия. В итоге при изучении всех этих компонентов появляется возможность для моделирования и сопоставления структур различных этносов.

Признаки этноса.

В науке в целом выделяют следующие признаки этносов:

1. Этноним – самоназвание этноса. Помимо этнонима существуют еще политонимы

(общегосударственные и областные названия), топонимы (названия местности),

лингвонимы (названия языков) и конфессионимы (названия религий). Иногда они

совпадают. Например, слово «исландец» может быть как этнонимом, так и

лингвонимом (исландский язык), политонимом (Исландия как государство) и

топонимом (Исландия как остров).

2. Этнокультурные особенности, проявляющиеся в языке, религии, обычаях, обрядах,

народном искусстве и фольклоре, нормах этики и т.д. С сознанием этих

особенностей представители данного этноса разделяют все человечество на две группы по принципу «мы – они».

3. Антропо-психологические признаки – отличительные черты во внешнем

физиологическом облике и психологическом складе характера людей, что, как

правило, осознанно или неосознанно может ассоциироваться с общим происхождением.

4. Единство территории, которое имело очень большое значение для процесса этногенеза и в формировании современной этнической карты мира. Однако в последние полвека в

силу процессов глобализации и миграции единство территории имеет уже заметно

меньшее этнодифференцирующее значение.

Если говорить о структуре этносов, то большинство исследователей согласны с тем, что она является иерархичной и включает в себя несколько соподчиняющихся друг другу

уровней:

1. Микроуровень (субэтносы), который состоит из так называемых «микроэтнических

единиц», т.е. наименьших составных частей этнических общностей – индивидов,

являющихся носителями этнических признаков, и семьи, являющейся наименьшей по

численности этносоциальной группой, которая воспроизводит базовые элементы

этнической культуры (например, донские казаки).

2. Макроуровень (суперэтносы), который включает в себя общности, в которых

этнические процессы протекают с наименьшей интенсивностью, нежели у этнических

единиц. Они, тем не менее, осознают свою этническую общность и имеют

специфические культурные черты (например, русские).

3. Метауровень включает в себя суперэтносы – этнические образования, которые в свою очередь складываются из нескольких этносов. На этом уровне интенсивность этнических

процессов достаточно невелика (например, славяне).

При этом необходимо учитывать, что структура этносов достаточно подвижна, а сами этносы очень часто не являются монолитными образованиями. Внутренняя дифференциация этносов возникает в результате вхождения в него каких-либо племенных

компонентов, при религиозной дифференциации этноса (например, украинцы-католики

и украинцы-православные), а также в результате значительного расширения

территории обитания данного этноса, когда его мигрирующие части могут оказаться

в отличной природной среде и начать взаимодействовать с этносами, проживающими

на этой территории (например, испанцы или португальцы в Латинской Америке).

Также необходимо иметь в виду, что помимо вертикальной структуры этносы могут

иметь еще и развитую горизонтальную структуру, связанную с социальной, классовой

и стратификационной дифференциацией. Соответственно, закономерностью в развитии

этносов является постоянное усложнение их внутренней структуры. В результате

исторических трансформаций этносы могут также восходить на макроуровень или

опускаться на микроуровень.

Племя, народность, нация. В марксистской философии на сегодняшний день существует представление о трех основных типах этносов, или исторических общности людей – племя, народность и нация. Если существование племен было характерно для первобытнообщинной формации, то существование народностей было характерно для рабовладельческой и феодальной формаций, а нации – для капиталистической.

 5. Подходы к пониманию сущности этнического феномена.

Изучение такого феномена, как этничность, начал норвежский исследователь Ф. Барт. Именно он заметил, что те характеристики, которые применяются для определения этнических групп, нельзя сводить к совокупности содержащегося в пределах этнических границ культурного материала. Дело в том, что сами этнические группы определяют себя по тем характеристикам, которые они считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания.

Самоидентификация внутри и вне этноса происходит на основе того социального

опыта, который является в становлении данного этноса определяющим. И если с внутриэтнической точки зрения этничность связана с комплексом культурных черт,

благодаря которым происходит отделение от другой этнической группы; то внешние

представления о группе связаны, как правило, с определенными стереотипами о ней.

При этом очень слабую или никакую роль может играть даже кровное родство.

Например, англосаксы, проживающие в США, очень четко отличают себя от

англосаксов, проживающих в Англии, и являются носителями отличных культурных

характеристик и стереотипов, хотя и являются их прямыми потомками. Отсюда этничность можно определить как форму социальной организации культурных различий

Первое условие

для существования этничности – это дихотомия «мы – они». Мы не можем говорить об

этничности, если этнические группы не рассматривают друг друга как отличающиеся

по каким-либо культурным критериям. Естественно, что на ранних этапах истории

границы между этничностями практически совпадают с антропологическими границами,

происходят от общих родовых корней, генетического и социального единства. Однако

в современном мире эта закономерность действует очень слабо и проявляется, как

правило, лишь в связи с понятием «исторической родины». Соответственно,

этничность не может существовать вне сравнения и вне коммуникации. Этническая

индивидуальность проявляется лишь во взаимодействии с другими этническими

группами.

Вторым идентификационным аспектом этничности является форма «Я – концепции», которая проявляется уже на личностном уровне. Степень проявлений этнического «Я» связана с тем, в каких «культурных координатах» человек определяет самого себя.

Закономерность, действующая в социальной практике человечества, говорит о том,

что в периоды кризиса и нестабильности осознание этнического «Я» заметно

увеличивается (примером того служит националистическая истерия в фашистской

Германии), а в периоды социального благополучия, наоборот, ослабевает. Вместе с

тем, имеются и доказательства обратного, когда в благополучных западных странах

этническая проблематика оказывается вдруг крайне востребованной и популярной.

Скрепляющим элементом этничности является также и культура как использование и

принадлежность к общей символической среде. Понятная всем представителям

этничности система символов способствует укреплению этнической консолидации или

групповой консолидации в рамках данной этничности. Этничность, таким образом,

можно определить и как особую характеристику личности, состоящую в ощущении и

переживании индивидом своей принадлежности к определенной группе или сообществу

людей, которая формируется на основе генетического и социального единства данной

группы и проявляется в форме сравнения «нас» с «не нами» в процессе

межгруппового взаимодействия с другими этничностями.

В целом в науке существует три фундаментальных подхода к определению этничности:

примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский.

Примордиализм. Примордиалистский подход к понятию этничности выстраивается том, что этническая идентификация основывается на глубоких связях данного индивида с определенной группой или культурной общностью, на реальности этой идентификации, которая может рассматриваться как по преимуществу биологическая или культурно-историческая. Принципиальное влияние на примордиализм оказал эволюционизм, концентрирующийся на изучении биологических, генетических и географических факторов. Осознание принадлежности к определенной группе, как утверждается, закладывается в генетический код и является продуктом ранней эволюции человечества. Доведенный до логической крайности, примордиализм рассматривает понятие этничности в социально-биологических категориях как расширенную форму родственного отбора и

связи, или изначальный инстинктивный импульс. Примордиализм очень широко

распространен в современной отечественной науке.

С точки зрения примордиализма, с позиций которого написан, например, учебник «Этнополитологии»

под редакцией В.А. Тураева, каждому человеку изначально и органично присущи

этнические и политические характеристики, что, по мнению авторов этого учебника,

опровергает тезис об аполитичности и этническом безразличии человека. Просто,

считают они, в обыденной жизни эти характеристики далеко не всегда проявляются в

яркой и открытой форме. В определенных условиях политические и этнические

пристрастия просыпаются и превращаются в мощную мобилизующую силу. Отсюда

проблемы: почему этничность как личное свойство человека проявляется в

Ещё посмотрите лекцию "7 Питание и здоровье. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества. Вода" по этой теме.

политической форме? Почему ничем, казалось бы, не примечательные люди в

определенных условиях становятся «этническими солдатами»?

Примордиализм имеет и культурную интерпретацию. В этой плоскости этничность предстает как разделяемая членами группы общность с такими объективными характеристиками, как территория, язык, экономика, раса, религия, мировоззрение и психический склад личности. В итоге создается целая генеалогия современных наций, для чего применяются историко-лингвистические классификации, историко-археологические и физико-антропологические реконструкции, привязанные к современной номенклатуре

этнических групп и историческим картам.

Инструментализм. С точки зрения инструментализма этничность – это, прежде всего, рационально-инструменталистская ориентация индивида. Пребывая в латентном состоянии, этничность вызывается к жизни только при необходимости социальной мобильности, для преодоления конкуренции, при достижении доминирования и социального контроля, для оказания взаимных услуг, при солидарном поведении, а также для политической мобилизации. Своими интеллектуальными корнями инструментализм уходит в социологический функционализм, в котором этничность рассматривается как результат политических мифов, которые создаются и используются культурными элитами, стремящимися к преимуществам и власти. Отсюда этничность возникает в условиях соперничества элит в рамках политических и экономических границ. В психологическом аспекте инстурментализм подает этничность как средство для восстановления утраченной коллективной гордости или терапию от нанесенных травм. В зарубежной науке инструменталистами являются такие исследователи, как У. Коннор, Д. Миллер, Р. Ставенхаген и Э. Смит; в российской – Л.М. Дробижева, Ю.В. Арутюнян и М.Н. Губогло.

Конструктивизм. Конструктивистский подход к пониманию этничности является синтезирующим два предыдущие. Обладая «чувствительностью к контексту», конструктивизм рассматривает этничность в системе социальных диспозиций в связи с данной ситуацией. Это может быть проделано на транснациональном уровне и межгрупповом уровнях. В первом случае исследуются мировые культурные системы и диаспорные связи, нации-государства и место в них меньшинств, так называемые «внутренний колониализм» и «структурное насилие». Во втором – культурные границы. На внутригрупповом уровне этничность подается в психологическом ключе – как реактивная, символическая демонстративная или стигматизированная. Российский этнополитолог В.А. Тишков в рамках конструктивизма предлагает собственный подход к этничности вне «традиционных культурных типов». Он рассматривает ее как «культурную гибридность», «множественность лояльностей» и «этнический дрейф». Идея В.А. Тишкова заключается в том, чтобы рассматривать не человека в этничности, а этничность в человеке; что, с его точки зрения, ведет к более конструктивному воздействию на этничность в смысле общественного управления.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее