Популярные услуги

Главная » Лекции » Дизайн » Эргономика для дизайнеров интерьера » Цвет и жизнедеятельность человека

Цвет и жизнедеятельность человека

2021-03-09СтудИзба

Лекция №7

Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде

Цели урока:

  • Выяснить прочность знаний о цветоведении
  • Уяснить, как при помощи цвета создать оптимальные условия для жизнедеятельности человека
  • Рассказать об особенностях зрительного восприятия пространства

Средства обучения – таблицы, иллюстративный материал

Тип урока  - изучение нового материала

Интерьер — это произведение архитектуры и роль цвета здесь не ограничивается только созданием комфортных условий.

Выбор цветовых сочетаний в интерьере многосторонне обусловлен. В каждом конкретном случае он ориентируется на требования функционального процесса, санитарно-гигиенические нормативы, общую композиционную идею, учитывает структуру, форму и величину внутреннего пространства, особенности климата и ландшафта зоны строительства, степень освещенности естественным светом, характер источника искусственного света, размеры и материал ограждающих поверхностей, цветовое окружение, микроклимат помещения и многие другие факторы, чья совокупность и создает психофизиологическую комфортность среды.

Рекомендуемые материалы

Архитектурная полихромия (многоцветье) воспринимается в интерьере иначе, чем во внешнем мире, так как замкнутое   пространство — специфическая   светоцветовая среда, не похожая на пленер. Оно значительно слабее освещено солнечным светом. Поэтому цвет здесь, будучи затемненным, сам изменяется и заметно снижает освещенность помещения.

В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своей разнообразной светоцветовой гаммой. Влияние этой среды на жизнедеятельность человека было замечено еще в далеком прошлом и в настоящем остается объектом пристального внимания.

Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. “Дисциплинировать” такое многоцветье не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний.

Цвет может влиять  на пространственную характеристику интерьера: зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объёмность формы, либо превращая её в плоскостную, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или тепла (таблица Особенности зрительного восприятия пространства).

ПРИМЕР: Квартирный вопрос – дизайнеры-женщины с цветом, мужчины с пространством.

Интересный факт - разной степенью дальтонизма страдают 2-8 % мужчин, и только 0,5% женщин, (т.е. 4 женщины из 1000). Как известно - дальтони́зм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека и приматов, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов.

Дальтоники встречаются и среди знаменитых художников: Врубель, Репин и многие другие.

Цвет в архитектуре издавна использовался интуитивно, эмпирически. Сейчас его применение становится все более осмысленным, системным. Физика, оптика, психофизиология и психология доказали, что цвет обладает возможностями успешного повышения эффективности труда и создания оптимальных условий для жизнедеятельности человека, т.е. цвет в помещениях может содействовать или препятствовать функциональным процессам. Его выбор многосторонне обусловлен, а характер психофизиологического воздействия и эмоционального восприятия в интерьере совсем другой, чем во внешней среде. Активные (тёплые) цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это красные, оранжевые и жёлтые цвета. Пассивные (холодные) цвета - синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Промежуточные (пограничные) между тёплыми и холодными цветами – это пурпурный и изумруд.

Всегда нужно помнить, что перенасыщение цветом, как и цветовое голодание, в интерьере особенно ощутимо.

В архитектурной полихромии вообще очень трудно установить чёткую грань между тем, что делается «для пользы», а что «для красоты». Велика, например, роль эмоционального климата в восстановлении физической и умственной работоспособности, цветовая  гармония  особенно  важна для компенсации цветового утомления.

Руководствоваться только требованиями эстетики или только практическим назначением невозможно.

ПРИМЕР: Сделав стены помещения с постоянным пребыванием людей насыщенно красными, можно добиться большого эмоционального эффекта. Однако вскоре возникнет ощущение зрительного дискомфорта, и цвет, поначалу показавшийся красивым, станет раздражающим.

Полноценность цветового решения предполагает его комплексность, всесторонность, обоснованность.

Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости; неорганизованное многоцветье хаотично, беспорядочно и утомительно; чистые, сильно насыщенные цветовые тона при известных условиях, например в спальне, активно воздействуют на разные стороны ПСИХИКИ.

На детей бесцветность, блеклость, серость действуют угнетающе. Они уже в раннем возрасте испытывают чувство радости от светлого, цветного и яркого окружения. Для них особенно важна новизна цвета, частая смена цветовых впечатлений, а взрослые люди постоянно испытывают потребность в нормальной цветовой нагрузке.

Физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые организмы, в т.ч. и на человека, позволило ученым разработать технику цветотерапии и опытно доказать, что:

• желтый цвет стимулирует функцию мозга;

• фиолетовый цвет активно воздействует на сердечно-сосудистую систему, лёгкие;

• в состоянии сонливости слуховая чувствительность падает при зелёном освещении, а при красном — повышается;

• монохроматическая окраска среды обитания ведёт к цветовому утомлению, а полихромная благоприятно воздействует на жизненные функции человека любого возраста.

При отделке интерьера можно достичь визуального увеличения или уменьшения помещения, путём подбора цветового колера. Тёплые тона кажутся более близкими (выступающими). Соответственно отделка интерьера тёплыми цветами создаёт оптическую иллюзию уменьшенного помещения. Стены, окрашенные в холодные цветовые гаммы, кажутся удалёнными (отступающими) и зрительно увеличивают площадь помещения (см. таблицу №5 - Характер вероятных ассоциаций, возникающих при восприятии цветов). Однако эти данные могут меняться в зависимости от чистоты цвета, условий освещения.

Умелое смешивание различных теплых и холодных цветов может менять их характеристики. Например, зеленый цвет, когда в нем больше желтого является теплым, если больше синего - холодным.

Для эргономических исследований в области архитектурно-дизайнерского проектирования большое значение имеют объективные данные о влиянии характера цветового окружения на функциональные процессы жизнедеятельности. Но учитывая общие рекомендации по использованию цвета в архитектурной среде необходимо помнить об индивидуальных пристрастиях и особенностях зрительного восприятия, учёт психофизиологических особенностей людей для которых предназначается среда или объект, таких как возраст, пол, профессия, национальные или региональные традиции.

Свет и цвет неразделимы, как причина и следствие, поэтому, выполняя интерьер в цвете, необходимо учитывать, как он освещен.

При проектировании весьма важен световой режим, включающий понятия инсоляции.

Инсоля́цией (от латинского in solo – выставляю на солнце) называют облучение поверхностей солнечным светом (солнечной радиацией).

Оптимальные условия для восприятия основных цветов в целом создают спектр дневного солнечного света при достаточном уровне и равномерной освещенности интерьера. Принято окрашивать помещения, обращенные окнами на север, северо-восток и северо-запад, в теплые тона, компенсирующие холодную голубизну освещения. При южной, юго-восточной и юго-западной ориентации окраска в холодные тона ослабляет нежелательную теплоту прямого солнечного света при его избыточной радиации (СНиП).

Большое влияние на восприятие формы оказывает свет, его направление, падающие и собственные тени. Цвет обладает свойством оптически увеличивать или уменьшать предметы: светлые оттенки зрительно увеличивают предмет, темные уменьшают. Это свойство обусловлено яркостью цвета.

При освещении комнаты неярким светом, отраженным от потолка, т.е. падающим на все предметы сверху, создается впечатление пасмурного полдня. При одностороннем освещении, резком и теплом по цвету, которое образует резкие тени от всех предметов, создается ощущение летнего вечера, когда свет яркий боковой и т.п. Наиболее правильное впечатление о цвете мы получаем при солнечном освещении в полдень.

Для освещения объектов, имеющих “холодные” цветовые оттенки поверхностей, следует применять источники света (cм. таблица №6) с высокой цветовой температурой (лампы ДРЛ - ртутные металлогалогенные лампы, ДРИ - натриевые лампы, люминесцентные лампы ЛД - дневного света, ЛХБ - холодного белого света).

Обратите внимание на лекцию "Лекция 1 - Роль и задачи ГЗ".

Для освещения объектов, имеющих “теплые” цвета, следует применять преимущественно источники света с низкой цветовой температурой (лампы накаливания, в т.ч. галогенные, люминесцентные типа ЛТБ – тёплого белого света, ЛБ - белого света, ДИаТ и т.п.).

В зависимости от способа решения задачи соотношений предмета и фона можно добиться впечатления удаленности или приближенности предмета, ощущения увеличения пространства и наоборот, создания т.н. “кулисной перспективы” — т.е. наложение контуров, выявление ближнего плана, второго, иллюзорное отдаление третьего плана (см. у себя пособие таблица 7 – Изменение цвета).

В жилом интерьере очень важна вариативность (изменчивость и непостоянство) света. Верхний свет, настенные, настольные светильники, ночники, бра, скрытое освещение должны создавать возможность менять направление, яркость, местоположение источника света ради создания настроения.

Свет в жилом интерьере индивидуален и всецело зависит от образа жизни хозяев и их пристрастий.

Зарисовать таблицу в тетради: Особенности зрительного восприятия пространства (мин 30) + добавить от себя - облицовка зеркалами стен и потолка + локальный или выступающий цвет пола = Эффект “отсутствия” ограждающих поверхностей.

Локальный цвет — усреднённый цвет нескольких близко расположенных (как правило, неодинаковых по цвету) деталей объекта. Красный представляет собой локальный цвет яблока, желтый – это локальный цвет лимона.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5140
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее