Глава 3. Форма и материал
Глава 3: Форма и материал.
Согласно философии Платона, форма, являясь активным началом, придает бесформенному материалу не только вид и смысл, но и красоту. Форма помогает художнику и дизайнеру проявить основные качества и характеристики материала. «Материя трактуется античностью как преходящая и конечная, форма – как существенная и абсолютная. Поэтому для Аристотеля бесспорен тезис о примате формы над материей»[14].
По теории Аристотеля понятия формы и материи неотделимы и практически не могут рассматриваться по отдельности. Не только форма, но и материя у Аристотеля – это в чем-то активное начало, принцип индивидуации вещей. Она вечна, переходя из одного состояния в другое под воздействием формы.
Неотделимость формы и материи у Аристотеля приводит к формированию вопроса: а как же существует «форма вообще», без связи с материалом, и как существует «материя вообще», не обличенная в форму? Аристотель, отвечая на этот вопрос, вводит новые определения: «первая материя» - то, что само по себе не обладает никакими свойствами, и «форма форм», то есть божество. Для того, чтобы определить, как возникает вещь, как происходит соединение формы и материи, если они как таковые не существуют, кроме «формы форм» и «первой материи», Аристотель вводит два важных понятия: «возможность» (dynamis)
и «действительность» (energeia). Эти понятия становятся тесно связанными с понятиями формы и материи: материя – это возможность, поскольку она не является тем, чем может стать впоследствии; форма – это действительность. Так, кирпич, являясь материей для дома, есть форма для глины. Поэтому кирпичи - это дом в возможности, а дом – это действительность кирпича. Кирпич же – действительность (форма) глины, а глина – кирпич в возможности.По мнению Аристотеля, всякая вещь представляет собой ничто иное, как единство формы и материи. При этом форма – это внешний вид вещи, а материя – это то, из чего состоит данная вещь. Эти понятия относительны, т.к. материал, составляющий некую форму, может в другом своем выражении стать формой для другого материала. Так металл, из которого сделан шар, является его материалом, но при этом является формой для тех элементов, из которых он состоит.
3. Заключение.
Главной задачей реферата автором была поставлена задача уточнить основные характеристики понятия «форма», важные в первую очередь для дизайнера-проектировщика предметных форм. Итак, что же такое форма в дизайнерской деятельности? Во-первых, форма несет в себе совокупность всей информации о создателе предмета. Форма дает представление о дизайнере. Следовательно, форма является связующим звеном между создателем предмета и пользователемВо-вторых, форма является главным инструментом в деятельности дизайнера, так как только форма позволяет идее быть воплощенной в жизнь.В-третьих, форма организует материал, проявляет его основные характеристики и выразительные качества. Форма не может существовать без материала.Также благодаря форме и ее восприятию человеком происходит процесс становления предмета вещью, что крайне важно в его жизненном цикле. Чем адекватнее форма, тем проще будет процесс освоения.В дизайнерской деятельности крайне важно использовать все характеристики формы для создания наиболее полного образа, для четкости передачи идеи и для повышения эффективности воздействия дизайнерского предмета на человека.
4. Список используемой литературы. 1
1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург 2001. 288 с.
2. Аристотель. Соч. в 4-х т. Москва, 1981.
Рекомендуемые материалы
3. Тресиддер Джек. Словарь символов. Москва, 1999
4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. Москва «Изобразительное искусство» 1983. 384 с.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 11. Биотехнология.
5. Иттен Иоханес. Основы цвета.
6. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом «Искусство». Москва 2004. 120 с.
7. http://mirslovarei.com
8. http://www.psyinst.ru
9. http://referat-monster.ru
10. http://visaginart.narod.ru