Путешествия и традиции гостеприимства средневековых русичей
Тема 5. Путешествия и традиции гостеприимства средневековых русичей
Образ жизни восточных славян на протяжении почти полутора тысяч лет представлял собой бесконечный «марш-бросок» на север и восток, пределом которому стали естественные преграды.
Крупнейший русский историк С.М.Соловьев заметил, что «древняя русская история есть история страны, которая колонизуется». И поскольку «колонизация имеет такое важное значение в нашей истории, то понятно, — продолжает ученый, — как должно быть важно для историка направление колонизации, ибо это направление будет вместе и направлением общего исторического движения». Миграционно-колонизационное движение становится, таким образом, определяющим для русской истории.
Основной вид хозяйственной деятельности наших предков вроде бы предполагал оседлость, так как славяне были земледельцами. Но скудость почв и способ подготовки пашни, так называемое подсечное земледелие, заставляли их искать все новые места для земледелия. Густые леса и малое количество опольев вынуждали славян вырубать лес на территории, размеченной под пашню, затем его сжигать. Полученная зона служила первоначально единственным удобрением. Но урожаи, и без того ставившие наших предков на грань выживания, становились совсем мизерными от полного истощения земли уже через пять — семь лет. Приходилось искать новый участок. Восстановление же плодородия почвы наступало лишь через несколько десятков лет. Таким образом, славянам приходилось осваивать все новые и новые пространства.
Заметную роль в образовании Древнерусского государства, по всей вероятности, сыграли походы варягов, сделавшие Русь одним из центров транзитной торговли между Востоком и Западом. Торговлю между Европой и Азией необходимо было воссоздать. Примером уровня технических знаний того времени является упоминание о том, что при строительстве кораблей не употребляются железные гвозди. Огромен вклад русских землепроходцев в открытие и освоение новых территорий. В X—XII вв. на север и северо-восток, в «полуночные страны» направляли свои ладьи новгородцы. Именно они первыми из восточных славян проникли за Камень (Урал). Параллельно новгородцам на восток двигались и представители народа коми (зыряне и пермяки). В русских летописях путь через Уральские горы в Приобье носил название «Зырянская дорога, или Русский тес». Первоначально его, видимо, проведали коми-зыряне, а затем он был уже использован русскими, которые по традиции замечали свой путь метками-затесами на деревьях (отсюда и название — «тес»).
Из-за географического положения древнерусские земли оказались на пересечении торговых путей между Востоком и Западом. Самым знаменитым древнерусским торговым путем можно назвать водный путь «из варяг в греки», соединивший Черное и Балтийское моря. Практически параллельно ему шел Волжский великий торговый путь, по которому из Новгорода корабли шли в озеро Ильмень, затем поднимались вверх по реке Ловати и далее волоком в верховье Западной Двины. Потом суда перетаскивались в «Славянскую реку» (Волгу) как раз в том месте, где сейчас находится Волго-Донской канал, далее по ней купцы спускались в Каспийское море. Особым мужеством славились новгородские мореплаватели, которые первыми стали бороздить воды Северного Ледовитого океана. Для осуществления морских и речных походов на Руси существовал ладейный флот. Для мореходов были характерны плавания купцов, а не военные походы. Для дальних торговых и военных походов был необходим не только надежный флот, но и надежные знания по географии. Так, «Повесть временных лет» Нестора в определенном смысле географический труд. Точные географические данные содержатся в «Слове о полку Игореве». На славянский язык были переведены уже ставшие устаревшими такие труды, как «Христианская топография» византийского купца Козьмы Индикоплова, который решительно отвергал идею о шарообразности земли, но сообщал сведения о Шри-Ланке, Эфиопии, Европе, Индии, и «Физиолог». Путешествия нашли свое отражение и в героическом былинном эпосе. Однако туризма как массового явления не было, так как отсутствовала свобода передвижения.
Таким образом, первые путешествия наших предков носили переселенческий и колонизационный характер, а также это были военные походы, торговые и дипломатические экспедиции, и кроме того - паломничество и миссионерство. О курортах и лечебном туризме можно говорить лишь начиная с правления Петра I.
Паломничество началось на Руси еще со времен Владимира Крестителя. Паломничество было традиционной формой искупления и рассматривалось как духовный подвиг (приравнивание его к ратному подвигу), что отчетливо прослеживается в былинах. Первое русское паломничество в Святую землю совершилось в 1062 г. игуменом Варлаамом.
Первым известным произведением на Руси, в котором описывался паломнический «тур», является знаменитое «Хожение игумена Даниила в святые места». Произведение Даниила является точным с точки зрения географии и весьма репрезентативным с точки зрения фактологии путеводителем в Палестину. Паломничество в Иерусалим совершали и женщины древней Руси - Ефросинья Полоцкая (одна их первых женщин, причисленная к лику святых). Нельзя обойти вниманием и «Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград» в XVII веке. В середине XIV в. новгородцы Стефан и Григорий Калика отправились поклониться Гробу Господню. В Никоновской летописи под 1389 г. помещено «Хожение Пименово в Царьград», составленное смоленским дьяконом Игнатием. Более подробные сведения о Царьграде можно было получить из «Путешествия в Святую Землю» московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова, которое носило также и посольский характер. Говоря о зарубежном паломническом туризме, нельзя забывать, что поклонение отечественным святыням носило куда более массовый характер. В 1420 г. паломничество к святым местам Палестины совершил дьякон Зосима из Троице-Сергиева монастыря. Особенной любовью и почитанием пользовалась Киево-Печерская обитель, Троице-Сергиева обитель, а также были распространено почитание старцев Феодосия Печерского, Сергия Радонежского и др. К концу XVI в. в России был 771 монастырь.
Рекомендуемые материалы
Внешняя мотивация путешествий в средневековой Руси – экономического, социального, внутри- и внешнеполитического характера – черты прототуризма.
Обратите внимание на лекцию "Влияние христианства на русскую жизнь".
Внутренняя мотивация – паломничество, неформальный характер путешествий, студенческие путешествия, дипломатические поездки, жажда приключений и новых впечатлений.
Основу создаваемой русской средневековой культуры составляли самобытные культурные традиции восточных славян. Первой энциклопедией традиций русского гостеприимства считается «Домострой» благовещенского протопопа Сильвестра (советник Ивана Грозного). До него был создан «Изборник» (1067) и знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.
Среди первых средств размещения средневековой Руси можно выделить постоялые дворы и трактиры (ямы), частный жилой сектор, размещение при монастырях (услуги питания и отдыха, а также обслуживание транспортных средств), предназначенные для обслуживания проезжающих по государственным нуждам или просто желающих заплатить. Для более состоятельных путешественников были предназначены гостиные дворы. В XII в. появились первые «Правила предоставления гостиничных услуг на Руси», которые регламентировали порядок проживания гостей гостиных дворов, их отношения с местным населением, правила торговли и безопасности (должны были строго соблюдаться правила противопожарной безопасности, так как в основном помещения были деревянными) и т.д. Ямы располагались одна от другой на расстоянии конного перехода и просуществовали вплоть до появления первых железных дорог, а кое-где и дольше.
Первыми самостоятельными «предприятиями питания» были корчмы. Вольная корчма просуществовала на Руси вплоть до начала XII века, когда ей был нанесен чувствительный удар (уже в летописях 1150 г. есть прямые указания на то, что корчма должна быть обложена княжеской пошлиной). Доходность корчемного промысла к началу XI столетия достигает столь грандиозных размеров, что сразу обращает на себя внимание не только владетельных князей, но и общин вольных городов. И те, и другие начинают рассматривать корчму как вполне серьезное и существенное подспорье к податным сборам. Они отдирают ее в полную собственность городских общин, не позволяют князьям касаться корчемного промысла (Новгород), запрещают княжьим людям продажу какого-либо пития (Псковская грамота 1397 г.). – то есть окончательно уничтожаются все права вольного корчемничества.
Развлечения: смеховая культура, скоморохи, гуляния, ярмарки.