Проза Пушкина 30-х гг. XIX века
Проза Пушкина 30-х гг. XIX века.
План
- Основные тенденции прозы Пушкина 30-х гг. XIX века.
- «Повести Белкина».
- Повесть «Пиковая дама».
- «Дубровский».
- «Капитанская дочка».
1. Основные тенденции прозы Пушкина 30-х гг. XIX века.
Начало 30-х годов ознаменовалось крупными историческими событиями, привлекшими пристальное внимание Пушкина к социальным и политическим вопросам. В июле 1830 г. во Франции произошла революция, вызвавшая сочувственный отклик поэта. К этому же году относятся занятия Пушкина историей французской революции конца XVIII в. В ноябре началось польское восстание, глубоко взволновавшее поэта. Его возмущали те угрозы войны, которые шли по адресу России из Западной Европы во все время польского восстания. «Того и гляди, навяжется на нас Европа», — пишет Пушкин Вяземскому 1 июня 1831 г. Он решительно и отнюдь не по официальным мотивам отвергал иностранное вмешательство в русско-польские отношения. «Из недр революций 1830 года возник великий принцип — принцип невмешательства, который заменит принцип легитимизма, нарушенный от одного конца Европы до другого», — писал Пушкин дочери фельдмаршала Кутузова Е.М. Хитрово. О проницательности Пушкина в области политики свидетельствует в своих воспоминаниях о нем Мицкевич: «Когда говорил он о политике внешней и отечественной, можно было думать, что слушаешь человека, заматеревшего в государственных делах и пропитанного ежедневным чтением парламентских прений». Внимательно следил Пушкин за развитием событий. Особенно возмущали поэта французские газеты, кричавшие о крестовом походе на Россию. К концу лета Пушкин пишет стихотворения «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России», которые были направлены против угрозы интервенции, против тех, кто «анафемой грозит России». С горячим патриотическим чувством вспоминает поэт о славном 1812 г. В стихотворении «Перед гробницею святой...», посвященном памяти Кутузова, Пушкин недвусмысленно намекает на бездарность и убожество генералитета Николая I, чрезвычайно ревниво относившегося к военной славе своего царствования.
В 1831 г. Пушкин начинает работу над романом «Рославлев» из эпохи 1812 г. В написанных первых главах романа словами его героини, патриотически настроенной девушки Полины, поэт дает высокую оценку подвигу русского народа в войне 1812 г. Другой важной идеей, которую Пушкин развивал в романе, была защита от нападок реакционной литературы дела декабристов как подлинно патриотического и прогрессивного. В то же время в «Рославлеве» Пушкин разоблачает антипатриотическое поведение дворянского общества в 1812 г., характерное и для 1830—1831 гг. Работа Пушкина над романом была одним из эпизодов борьбы поэта с антинациональными, космополитическими настроениями дворянской знати, ее преклонением перед всем иностранным. «Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда», — писал Пушкин Вяземскому еще в 1826 г., говоря о светском обществе.
В 30-х годах Пушкин много работал над критическими статьями. В его критических выступлениях в те годы по-прежнему проводится идея сближения русской литературы с действительностью, с современностью. Важной задачей русской литературы Пушкин считал развитие повести и романа как жанров демократических, доступных широким кругам читателей. С удовлетворением отмечал поэт реалистические тенденции в беллетристике того времени, в ранних произведениях Гоголя, в повестях Павлова. Пушкин отмечал, что «повести и романы читаются всеми и везде». «Наш век — век романа», — пишет в 1835 г. и Белинский. Определяя сущность современного ему романа, Пушкин писал в 1830 г.: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
Этой формулой Пушкин определял не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени Пушкин видел в принципе историзма. Этим роман XIX в. действительно глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставало изображения жизни в последовательно историческом духе. Другую особенность романа Пушкин находил во всестороннем изображении жизни и характера человека.
Широкое вступление Пушкина в прозу начинается с «Повестей Белкина». Они написаны одна за другой Болдинской осенью 1830 г. Пушкин опубликовал их без своей подписи, не надеясь на успех, настолько они отличались от популярной тогда романтической повести и дидактической прозы.
Рекомендуемые материалы
2. «Повести Белкина».
«Повести Белкина» — до Гоголя наиболее реалистические произведения русской прозы. Поражают разнообразие и необычность их тематики. Это не только картины дворянско-усадебного быта («Барышня-крестьянка»). Пушкин выдвигает демократическую тему «маленького человека» в «Станционном смотрителе», предваряющем собой «Шинель» Гоголя.
«Повести Белкина» явились откликом Пушкина на все проблемы современной ему русской прозы. Своей правдивостью, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого мелодраматизма повесть «Станционный смотритель» положила конец влиянию сентиментально-дидактической повести о «маленьком человеке», ведущей начало от «Бедной Лизы» Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях, сентиментальные сюжетные ситуации сменяются реальными типами и бытовыми картинами незаметных, но всем хорошо знакомых уголков русской действительности. Такова почтовая станция, где писатель находит неподдельные радости и горести жизни. Подлинный гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести; манерный, впадающий в мелодраматическую риторику язык уступает место простому и бесхитростному, опирающемуся на народно-бытовое просторечие рассказу вроде рассказа старика-смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе.
В «Повестях Белкина» Пушкин опирается на традиции повествовательной прозы конца 20-х годов. В «Выстреле» и «Метели» романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам и мелодраматическим концовкам, которые были так популярны в романтической повести. В «Барышне-крестьянке» казавшийся романтическим герой, носивший даже перстень с изображением черепа, оказывается простым и добрым малым, находящим свое счастье с милой, но обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, не породив ничего трагического, разрешается добрым миром.
Более полемична с авторами романтической прозы повесть «Гробовщик». Всевозможные чудесные и таинственные ситуации, связанные с загробным миром, присущие романтическим балладам и повестям, сведены к весьма прозаичной торговле гробами, сами они рисуются простыми деревянными ящиками, а их хозяин — реальным и обыкновенным гробовщиком Адрианом, проживающим у Никитских ворот в Москве и не обладающим никакими сверхъестественными силами. Появление привидений в повести оказалось лишь сновидением подвыпившего с приятелями Адриана. Таинственное становится комическим, теряя весь свой романтический ореол, превращаясь в предмет шуток и насмешек. В реалистическом изображении быта ремесленника, в прозаическом облике самого Адриана с его профессиональными словечками уже содержится зародыш художественной манеры будущей натуральной школы.
К «Повестям Белкина», точнее, к «Гробовщику», примыкает по тематическим и жанровым особенностям шутливая стихотворная повесть «Домик в Коломне», также написанная Болдинской осенью. Забавное происшествие, изображенное в ней, обращает читателя к миру мещанства, городского обывателя и несет в себе, как и «Гробовщик», зерно будущей натуральной школы — «физиологического очерка»: «И табор свой с классических вершин перенесли мы на толкучий рынок». Описывая самых обыкновенных персонажей повести — старушку вдову, ее дочку Парашу, которая «умела мыть и гладить, шить и плесть», Пушкин вспоминает картины Рембрандта. А вот бытовая ситуация в жанре будущей физиологии:
Но горе вдруг их посетило дом:
Стряпуха, возвратись из бани жаркой,
Слегла. Напрасно чаем и вином,
И уксусом, и мятною припаркой
Ее лечили. В ночь пред Рождеством
Она скончалась. С бедною кухаркой
Они простились. В тот же день пришли.
За ней и гроб на Охту отвезли.
Пушкинские бытовые и пейзажные зарисовки передают самое существенное, самое главное в изображаемом явлении, в них нет лишних деталей; Пушкину не нравится «близорукая мелочность» описаний французских романистов. Он отвергает пышный слог романтической прозы, ее живописные эффекты. Принцип «нагой простоты» Пушкин проводит строго последовательно. Он всегда сдержан и избегает того, что могло бы показаться поэзией в прозе.
Воспользовавшись материалами своего путешествия в Закавказье, Пушкин в противовес сентиментальным путешествиям и романтическому увлечению экзотическими описаниями создает реалистические очерки «Путешествие в Арзрум», в которых дает скупые и точные зарисовки всего виденного путешественником.
Из прозы Пушкина вытекают в дальнейшем очень многие явления русской литературы — и натуральная школа, и тема «маленького человека», и сатирическая проза.
3. Повесть «Пиковая дама».
В шедевре пушкинской прозы — повести «Пиковая дама» звучит новая в русской литературе тема большого города с его социальными различиями. Содержание «Пиковой дамы» относится к началу 30-х годов. Как и в ряде реалистических произведений Пушкина, в повести дан облик различных социально-исторических культур: XVIII в., воплощенного в образе старой графини, в ее воспоминаниях, времени самого поэта, времени упадка русской аристократии, прожигающей жизнь, развития буржуазных отношений и власти денег и появления разночинной интеллигенции, представленной Германном. Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем свое внутреннее превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодежи. Для Германна деньги — это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности, он честолюбив и загадочен, по словам Томского, «лицо истинно романтическое — у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Германновский индивидуализм, тема губительного влияния золота на человека — все это черты новых, буржуазно-капиталистических отношений, вторгшихся в русскую дворянско-крепост-ническую действительность. Пушкин проницательно угадал порождаемые ими психологические драмы. Вместе с тем нарисованные в «Пиковой даме» картины быта столичного дворянского общества близки к изображению легкомысленных нравов клонившегося к упадку французского высшего общества времен регентства («Арап Петра Великого»).
«Пиковая дама» — это типично петербургская повесть, предваряющая петербургские повести Гоголя и такой роман Достоевского, как «Преступление и наказание» (образ Германна — образ Раскольникова). Сам Достоевский говорил: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитал я его "Пиковую даму". Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мученья, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение». С огромной силой выявились в «Пиковой даме» глубина и вместе с тем сжатость и строгость психологического анализа, стройность и логичность фабулы, драматизм без нарочитых романтических эффектов, точность и лаконичность стиля.
Проза Гоголя и Лермонтова вышла из «Повестей Белкина», из «Пиковой дамы». В письме к П.Д. Голохвастову в апреле 1873 г. Л.Н. Толстой писал: «Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу, — прочтите с начала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».
4. «Дубровский».
Во время поездки в Болдино Пушкин был свидетелем крестьянских волнений. Ближайшим их поводом была эпидемия холеры, но холерные бунты являлись выражением и общего недовольства закрепощенного крестьянства. Пушкин живо чувствовал антикрепостнические настроения народа. «Народ подавлен и раздражен», — писал он Е.М. Хитрово. В «Заметках о холере 1826 года» Пушкин записывает: «Народ ропщет... Мятежи вспыхивают то здесь, то там». В августе 1831 г., глубоко потрясенный крестьянскими восстаниями и жестокими, беспощадными расправами с восставшими, Пушкин писал Вяземскому: «Когда в глазах такие трагедии, некогда думать о собачьей комедии нашей литературы».
Крестьянская тема становится центральной и в прозе Пушкина 30-х годов. В Болдине он начинает «Историю села Горюхина» — обширное сатирическое повествование, в котором намеревается обрисовать постепенный упадок крепостной деревни, обнищание крестьянства, произвол помещиков и их управителей, крестьянский бунт. В стихотворении «Румяный критик мой...» показана безотрадная картина деревенского быта.
В 1832 г. Пушкин начинает писать роман «Дубровский», в котором среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян.
В основу сюжета «Дубровского» положен сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным эпизод из жизни «одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге».
Время действия романа относится, по-видимому, к 10-м годам XIX в. «Дубровский» замечателен прежде всего широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов того времени. «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью», — заметил еще Белинский. Троекуров — богатый и властный, избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству, с презрением относящийся к окружающим его мелкопоместным дворянам, изображенным в романе с тонким юмором. Исторически Троекуров — типичное порождение феодально-крепостнической действительности екатерининского времени. Его карьера и богатство начались с переворота 1762 г., приведшего Екатерину II к власти. Противопоставляя богатому Троекурову бедного, но гордого старика Дубровского, Пушкин раскрывает в романе судьбу родовитого, но обедневшего дворянства, к которому по рождению принадлежал он сам.
Новое поколение провинциальной поместной аристократии представлено образом «европейца» Верейского, у которого внешняя культурность, лоск сочетаются с феодальными нравами: он добивается брака с девушкой, любящей другого. Изображая Верейского, Пушкин продолжал начатую им в романе «Рославлев» критику нравственного облика дворянского аристократического общества. Сатирическими красками в романе обрисовано «чернильное племя» продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крепостным крестьянам не меньше, чем Троекуров. Без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа картина помещичьей провинции начала XIX в. была бы неполной.
Особенной остроты роман Пушкина достигает в изображении настроений крепостных крестьян. Пушкин не идеализирует крестьянство. Он показывает, что в среде самих крепостных можно встретить противоречивые отношения, что феодальные нравы развратили некоторых дворовых, становившихся холопами. Входят в роман и образы крепостных крестьян, враждебно настроенных против помещиков. Такова фигура кузнеца Архипа. Он выступает не только против исправника. Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. На просьбу разжалобившейся Егоровны пожалеть погибающих в огне приказных он твердо отвечает: «Как не так». После расправы он заявляет: «Теперь все ладно». Крепостнический гнет, жестокость помещиков вынуждают народ бунтовать — таков идейный смысл образов крестьян, раскрывающих глубокое сочувствие поэта крепостному крестьянству. «Дубровский» предваряет «Капитанскую дочку».
Среди дворянских персонажей романа выделяется образ Дубровского. Он оказывается отщепенцем по отношению к помещичьей среде. Дубровский — бунтарь. Образ бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма, встречается во многих произведениях Пушкина, начиная с его романтических поэм. В «Дубровском» он приобретает конкретное социальное содержание. Дворянина-бунтаря Пушкин связывает в романе с бунтарскими на строениями крепостного крестьянства. Однако поэт не делает своего героя вождем крестьян как их единомышленника и подчеркивает личные мотивы бунтарства Дубровского. Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским, Дубровский покидает своих товарищей, заявляя им: «Вы все мошенники». Крепостной массе он остается чужим.
Тема крестьянских восстаний, затронутая в «Дубровском», естественно обращала мысль Пушкина к восстанию Пугачева. Поэт задумывает писать «Историю Пугачева». Он едет в места, которые были охвачены Пугачевским восстанием, посещает Казань, Оренбург, знаменитую Бердскую слободу, беседует со стариками, помнящими Пугачева, собирает о нем народные песни, роется в местных архивах. В 1834 г. труд Пушкина о Пугачеве был опубликован с искаженным Николаем I названием «История Пугачевского бунта».
Еще в процессе работы над «Дубровским» у Пушкина возник замысел художественного произведения о Пугачевском восстании. В январе 1833 г. Пушкин набрасывает первый план своего нового произведения и осенью 1836 г. заканчивает его.
5. «Капитанская дочка».
«Капитанская дочка» была впервые напечатана в «Современнике» еще при жизни поэта. Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава, которую Пушкин назвал «Пропущенная глава».
В «Капитанской дочке» Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания. Напоминая в начале романа о крестьянских волнениях, предшествовавших Пугачевскому восстанию, Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий, которое и привело к массовому крестьянскому восстанию в 1774—1775 гг. В образах бело-горских казаков, изувеченного башкирца, татарина, чуваша, крестьянина с уральских заводов, поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкой социальной базе движения. Народ в «Капитанской дочке» не безликая масса. Пушкин стремился изобразить крепостное крестьянство, участников восстания в различных проявлениях их сознания. Крестьяне показаны как люди, хорошо понимавшие антикрепостнический, антипомещичий смысл и направленность Пугачевского восстания. В первоначальном варианте повести Гринева сопровождал, кроме Савельича, другой слуга, Иван, перешедший на сторону Пугачева.
Дворянские публицисты XVIII—XIX вв. стремились всячески очернить Пугачева, представляли его злодеем, занятым грабежами и разбоем и будто бы не имеющим никакой положительной программы. Пушкин в своем романе изображает Пугачева как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания, отмечает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа. «Взгляните на русского крестьянина, — писал поэт в "Путешествии из Москвы в Петербург", — есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны... Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют unbadaud; никогда не заметите в нем ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому». Эту высокую характеристику Пушкин воплотил в образе Пугачева — подлинного представителя народа.
Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя-батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе.
Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева — также свойства характера народного. В одной-двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым. Однако существенное, ведущее в образе Пугачева — величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка. Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.
Существенным дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства является Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам, был так же необходим для реалистического изображения исторической действительности того времени, как и образы революционно настроенных крестьян. Пушкин показал крепостное крестьянство таким, каким оно было в его многостороннем отношении к помещику.
С большой симпатией обрисована Пушкиным семья капитана Миронова. Мироновы не являются владельцами «крещеной собственности». Именно в такой семье и могла вырасти замечательная русская девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни, с ее мужеством. В образе старика Гринева Пушкин воплощает идею гуманного отношения к крепостным крестьянам. Пушкин вовсе не идеализирует семью Гриневых; и старик Гринев, и молодой Гринев способны к проявлению жестокого помещичьего самовластия в духе феодальных нравов, так ярко проиллюстрированных расправой с воспитателем молодого Гринева французиком Бопре и незаслуженною обидой, нанесенной Савельичу. Пушкин раскрывает, таким образом, несовместимость подлинной гуманности, благородства и честности с крепостническими нравами.
Пушкин был великим художником-историком. Он обладал не только могучей творческой фантазией, но и изумительным историческим чутьем, которое помогало ему угадывать правду там, где не хватало точных фактов.
Оценивая произведение Пушкина, Белинский писал: «"Капитанская дочка" — нечто вроде "Онегина" в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства».
В «Капитанской дочке» Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа освещается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии, в ее социально-сословных противоречиях. Рисуя деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает в ней отражение духа времени. «Капитанская дочка» вслед за «Арапом Петра Великого» положила начало русскому историческому роману.
Бесспорно, что опыт исторического романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистического исторического романа на русскую тему. Однако Пушкин по глубине своего реализма ушел далеко вперед от шотландского романиста. В «Капитанской дочке» он глубже раскрывает социальные противоречия, чем Вальтер Скотт в своих романах. Своеобразие русской истории, широта и величие национальной жизни русского народа, столь ярко выраженные, например, в эпоху Петра I, размах и трагический характер стихийных крестьянских движений в России, такие героические события русской истории, как борьба нашего народа почти со всей вооруженной Европой, руководимой Наполеоном, в 1812 г., наконец, острота классовых противоречий в крепостнической России времени Пушкина — все это явилось источником, питавшим более высокий уровень исторического романа Пушкина.
Своеобразие русской исторической действительности нашло особое отражение в композиции, в характере использования им исторического материала. Особенно реалистичен вымысел «Капитанской дочки». Вся история приключения Гринева строго и правдиво мотивирована обстоятельствами первой встречи Гринева с Пугачевым во время бурана. Романическая история без насилия входила в раму обширнейшего происшествия исторического.
В основе содержания исторического романа Пушкина всегда лежит подлинно исторический конфликт. Пушкин освещает существенные стороны исторической жизни нации, изображая такие ее моменты, которые вносили большие политические, культурные и психологические изменения в жизнь народных масс. Этим прежде всего определяются эпический характер, ясность и глубина содержания исторического романа Пушкина. В этом романе Пушкин осуществил давний замысел: пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства. И история как бы сама врывается в частную, мирную жизнь, создавая драматические коллизии в судьбах отдельных людей. История раскрывается «домашним образом», и в центре ее оказываются обыкновенные, ничем не выдающиеся люди. Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса.
Стиль прозы Пушкина отличается исключительной простотой, лаконизмом, точностью и безыскусственностью. Оценивая «Капитанскую дочку», Гоголь писал, что это «решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде».
«Историей села Горюхина», «Дубровским», «Капитанской дочкой» Пушкин вслед за великим защитником крепостного крестьянства в XVIII в. А.Н. Радищевым положил начало тому вниманию к крепостному вопросу, которое с 40-х годов прошлого века становится ведущим в русской общественной мысли и в передовой русской литературе. Эти произведения проникнуты сочувствием поэта к страданиям закрепощенного народа, пониманием им того, что причинами крестьянского недовольства являлись жестокость помещиков, притеснения крестьян, крепостнический гнет. Однако Пушкин не признавал крестьянское стихийное восстание средством разрешения общественных противоречий русской жизни, назвав его «бессмысленным и беспощадным бунтом», видя в нем лишь разрушительную силу, лишенную творческого начала. Пушкина пугали «насильственные потрясения политические, страшные для человечества». Ему казалось, что противоречия между помещиками и крепостным крестьянством в России можно преодолеть мирным путем. Белинский писал о Пушкине: «... Личность поэта ... везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время ... везде видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика... Он нападает в этом классе на все, что противоречит гуманности, но принцип класса для него — вечная истина...».
После катастрофы 1825 г. Пушкин настойчиво искал путей прогрессивного развития России, пристально всматривался в будущее. Отвергая феодально-крепостнический строй, поэт видел, что ему на смену идет не менее отвратительный и бесчеловечный строй господства денежного мешка, прочно установившийся к тому времени в Западной Европе. Пушкин проницательно оценил особенности нового, буржуазного строя. В статье «Джон Теннер» поэт с отвращением указывал на резкие противоречия буржуазной демократии в Северной Америке, тогда еще молодой капиталистической стране.
«С изумлением увидели демократию, — пишет Пушкин, — в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); <...> рабство негров посреди образованности и свободы...». Поэт понимал необходимость промышленного прогресса в России, но его страшила судьба народа при капиталистическом строе. «Прочтите жалобы английских фабричных работников: волосы встанут дыбом от ужаса, — писал Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург». — Сколько Отвратительных истязаний, непонятных мучений! какое холодное варварство с одной стороны, с другой — какая страшная бедность! Вы подумаете, что дело идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет о сукнах г-на Смита или об иголках г-на Джаксона. И заметьте, что все это есть не злоупотребления, не преступления, но происходит в строгих пределах закона. Кажется, что нет в мире несчастнее английского работника, но посмотрите, что делается там при изобретении новой машины, избавляющей вдруг от каторжной работы тысяч пять или шесть народу и лишающей их последнего средства к пропитанию...». Ужасы капиталистической эксплуатации казались Пушкину страшнее даже тяжкого положения русского крестьянства, и поэт, страшась «демократической» власти капиталистов, нередко смягчал краски и размышлял над возможностью ослабления противоречий между дворянством и крепостным крестьянством.
Пушкин не видел, кто мог бы осуществить те великие перемены в жизни России, необходимость которых всегда была для него очевидна. Все яснее становится ему реакционный характер политики Николая I, в котором было «много от прапорщика», как говорил поэт.
Литература:
Пушкин А.С. «Дубровский». «Капитанская дочка». «Пиковая дама» (любое издание).
Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.-Л., 1953.
Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.
Мейлах Б.С. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. М., 1962.
Степанов Н.Л. Проза Пушкина. М.-Л., 1962.
Рекомендуем посмотреть лекцию "Приложение".
Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. (1826-1837). М., 1968.
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
Гиллельсон М.И. Мушина И.Б. «Капитанская дочка». Комментарии: Пособие для учителя. Л., 1977.
Лотман Ю.М. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1983.
Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. – 2-е изд., испр. и доп. М., 1985.
Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л., 1987.