Популярные услуги

Творчество Ф.М. Достоевского

2021-03-09СтудИзба

Творчество Ф.М. Достоевского

(1821-1881)

Периодизация творчества:

1) начало творческого пути — вторая половина 40х гг. Роман «Бедные люди» (1846), повести «Двойник», «Хозяйка», сентиментальный роман «Белые ночи», незавершенный роман «Неточка Незванова».

2) Творчество Достоевского на рубеже 50-60х гг, после возвращения с каторги. Психологическая повесть «Село Степанчиково и его обитатели», гротесковая повесть о нравах провинции «Дядюшкин сон», художественные мемуары «Записки из мертвого дома» (1861-1862), роман «Униженные и оскорбленные», психологический этюд «Записки из подполья» (1864). Все, написанное Достоевским в этот период, это наброски, эскизы, этюды к будущим романам.

3) 1866 — 1880 гг. Эпоха создания грандиозного романного цикла, русской религиозной эпопеи по определению Василия Розанова, «великого пятикнижия» (формула Долининова). «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Бесы» (1863), «Подросток» (1875), незавершенный роман «Братья Карамазовы» (1880).

 ФМ родился в Москве в октябре 1821 года (11 ноября по новому стилю). Москва — место рождения русских гениев: Пушкина, Достоевского, Толстого. Детство Достоевского прошло на территории больничного городка Мариинской больницы для бедных, где служил его отец. Семья жила во флигеле. Человеческие страдания, боль, увечье с ранних лет сотрясали сердце впечатлительного мальчика. Среди отрадных московских впечатлений — мать, музыкальные вечера в родительском доме, посещение народных праздников с обязательным цирком, театром Петрушки и знакомство с театральным и оперным искусством. Достоевский очень любил классическую музыку, особенно творчество Глинки. В 1837 году братьев Достоевских отец везет в Петербург. Сначала мальчики поступают в пансион (тема русского пансиона потом воплотится в «Подростке»), потом по желанию отца становятся студентами Главного военно-инженерного училища, которое располагалось в мрачном Михайловском замке. Михайловский замок был построен Павлом I  в тихом месте Петербурга, Павлу была предсказана насильственная смерть. В этом замке Павел I был задушен заговорщиками.  В стенах инженерного замка юный Достоевский впервые задумался над трагедией отцеубийства.

Ранее творчество Достоевского — 40е гг . После окончания инженерного училища ФМ сразу вышел в отставку, военная служба была ему не по душе. Обратился к литературным трудам. Первый большой его труд — перевод романа Бальзака «Евгения Гранде» (1845). В том же году, робея, споря с самим собой, Достоевский пишет первое оригинальное произведение — роман «Бедные люди». Достоевский жил в маленькой бедной квартире с писателем Григоровичем, всегда из окон кабинета был виден один из питерских православных храмов. Первая его литературная квартира смотрела на Владимирский собор. Именно Григоровичу Достоевский принес первый роман. Григорович взял рукопись Достоевского и отнес в редакцию «Современника» на квартиру к Некрасову. Роман Некрасова просто поразил. Некрасов берет рукопись и идет к метру Белинскому, говоря «Новый Гоголь родился», а Белинский сказал в шутку: «У вас Гоголи как грибы после дождика растут». Белинский также восхитился романом.

Роман «Бедные люди» был опубликован во втором альманахе натуральной школы «Петербургский сборник». В рецензии на этот сборник Белинский дал развернутую оценку романа Достоевского. Белинский и Некрасов увидели в Достоевском писател натуральной школы, последователя Гоголя, писателя-гуманиста, переживающего за судьбу «маленького человека». Но это было ошибочное первое впечатление. «Бедные люди» - роман в письмах. Начиная с первого произведения Достоевский стремится показать человека в его СУБЪЕКТНОСТИ. Герои Достоевского словно не связаны с зоной авторского сознания. Им дано право голоса, чувства и мысли в их восприятии, показана русская жизнь, петербургские надрывы, показаны люди, с которыми встречаются герои на дорогах жизни.

Рекомендуемые материалы

 В творчестве Достоевского можно выделить два сквозных мотива, они цементируют  все его творчество: 1) человек ищет человека в вертепе жизни, живет ожиданием такой встречи, порой переживает эту встречу как чудо (в этом смысл встречи бедного чиновника Макара Девушкина и осиротевшей Вареньки Доброселовой, их соединило мучительное одиночество и беспросветность человеческого существования).  Одиночество Макара Девушкина выражалось в том, что он за 10 лет службы научился разговаривать с буквами, а Мечтатель разговаривал с домами; 2) Бог ищет человека в человеке. В романе «Бедные люди» с подлинным психологизмом, на уровне символических эпизодов и психологических деталей воссоздана высокая трагедия маленькой жизни человека. В основе сюжета — возрастание человеческой души, обретение человеческого достоинства и катастрофа, утрата всех обретений. Любовь Макара Девушкина к Вареньке — чувство, соединившее разные сферы человеческих чувств. Их влечет к друг другу сострадание и христианское чувство любви к ближнему. В душе Макара с христианским чувством любви к ближнему соединились неизведанные ранее чувства любви мужчины и отцовские чувства. В романе с редкой человеческой правдой воссозданы письма Макара и Вареньки. В сюжете и композиции важен дневник Вареньки. Слог писем — это выражение человеческих характеров и надрыва человеческих судеб. Страдание Макара — его одиночество, и великое сострадание к другим людям (рассказ о нищем мальчике, о соседе чиновнике Горшкове). Варенька прошла через многие утраты — разорение семьи, смерть родителей, таинство первой любви и смерть любимого человека, студента Покровского. Ей предстоит страдальческий путь женщины-наложницы. Для продажи ее тела и души готовит и воспитывает тетка. В первом романе Достоевского важен мотив двойничества в системе героев. «Бедные люди» - это хоровая судьба, это не только Макар и Варенька. Страдальческая жизнь Макара вариативно повторяется в судьбах чиновника Горшкова, старика, отца Покровского. Судьба Вареньки предвосхищена судьбой матери Покровского, Саши — девочки, с которой жила Варенька у тетки. В контексте романа особую значимость обретают книги. До встречи с Варенькой Макар читал только одну книгу — Библию (поэтому сострадание так важно для него). Благодаря Вареньке он прочитал книги, так ценимые самим Достоевским («Станционный смотритель» Пушкина и «Шинель» Гоголя). Образ станционного смотрителя Самсона Вырина восхитил Макара, его поразила святость отцовских чувств и неподкупность. Гоголевский персонаж вызвал противоположные чувства. Макар не понимает низменность его жизненной цели — покупка шинели. Жизнь самого Макара обрела цель, когда в ней появилась Варенька. Любовь к Вареньке, сострадание и забота о ее судьбе возвысили «маленького человека». Они приходит к глубочайшему гуманистическому откровению - «всеми мыслями и чувствами я человек» - это кульминация, осознание своего человеческого достоинства. Белинский, потрясенный гуманистической природой таланта Достоевского, выделяет в романе две «страшные сцены», сцены, потрясающие человеческие сердца и ведущие читателя к нравственному катарсису: похороны студента Покровского и образ его отца в состоянии безумия; и кульминационная сцена романа — Макар Девушкин в кабинете его превосходительства (сцена с пуговкой). Образ книги в романах Достоевского многофункционален по смыслу. Книги формируют миросозерцание, мироотношение у героев Достоевского. Они ведут к пониманию авторской позиции, авторской философии жизни. Книги — важнейшая психологическая деталь.

?? Круг чтения Родина Раскольникова.

Любимый Варенькой студент Покровский мечтал иметь бесценное достояние — полное собрание сочинений Пушкина. Он получил этот подарок в последний свой день рождения. Варенька все свои сбережения готова была заплатить в книжной лавке, как и отец Покровского. В сцене похорон студента Покровского книги — важнейшая психологическая деталь, как и в эпизоде, о котором вспоминает Варенька, связанном с рождением чувства любви к Покровскому (книжная полка). В кабинете начальника в одно мгновение пропала человеческая репутация Макара. Он был унижен милостью, деньгами. Он понял свою беспомощность и жалкость, понял, что он не может помочь даже себе самому.

В первом романе Достоевского образ Петербурга становится полноправным участником событий. В романе живет образная оппозиция: среднерусские просторы, весна и лето в воспоминаниях Вареньки о детстве, и трагический образ Петербурга, его дождей и туманов, поздняя осень, начало зимы. Достоевский изображает петербургские интерьеры, обратившись к эстетике безобразного (лестница, залитая помоями, душные комнаты). Уличные сцены — скученность людей и одиночество каждого. Страшный мир, в котором человеческое страдание вызывает лишь праздное любопытство, а порой даже развлекает. Человек, любящий человека, сострадающий, гибнет в этом мире жестокости и торжества порока. Достоевский — художник трагического мировосприятия, но каждое его произведение несет читателю нравственный катарсис — великий опыт человеколюбия.

 Вслед за романом «Бедные люди» в 1846 году была опубликована повесть «Двойник» (скорее психологический этюд). Она была холодно встречена в кругу писателей натуральной школы. Белинский говорил, что начинающий писатель не оправдал его надежд. Своеобразие таланта Достоевского понял лишь критик Валерьян Майков, который вступил в полемику с Белинским: он приз нал глубочайший ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ талант Достоевского, увидел в нем гениального самобытного писателя, у которого великое будущее. В основе повести — ситуация безумия, патологический мотив психологического раздвоения личности. Главный герой — петербургский чиновник с амбициями Голяткин. Он задумал посвататься к дочери своего начальника, устроить свою жизнь. Голяткин, униженный отказом, чувствует,что в нем существуют два человека: один персонифицирует все зло, другой — добро, и между ними возникает диалог.

Среди ранних произведений Достоевского подлинным талантом отмечены психологические рассказы, повести, романы. Каждое произведение уникально и в жанровом отношении, и по смыслу судьбы, опыту жизни героев. Достоевский внимателен к пульсам и ритмам человеческого сознания и подсознания, в реальном он порой открывает фантастическое. Ранее творчество Достоевского озарено опытом Гоголя. В «Бедных людях» он начинает творческую полемику с «Шинелью» Гоголя, «Двойник» по мотивам близок к «Запискам сумасшедшего», под влиянием повести Гоголя «Страшная месть» он пишет фантастическую повесть «Хозяйка». Эта повесть неожиданно соединяет очень разные произведения русской словесности: «Страшная месть» Гоголя, «Хозяйка» Достоевского, «Гроза» Островского и «Леди Макбет» Лескова. В повести «Хозяйка» впервые намечен характер, предвосхищающий Раскольникова — начинающий философ Ордынов, его жизнь на грани безумия и в сфере философских идей, и в сфере человеческих чувств. Образ Катерины-хозяйки предвосхищает символические образы в последних романах Достоевского, ибо олицетворяет судьбу самой России. В это ряду Матреша, Марья Тимофеевна Лебядкина, Лиза Тушина ( «Бесы»).

 Среди самых светлых и проникновенных произведений Достоевского — сентиментальный роман «Белые ночи». Образ петербургского Мечтателя, обретающего свет, - новая версия темы Ордынова и предвосхищение образа Раскольникова. Это роман о безответной любви как вдохновляющем источнике, примирившем романтика с самой жизнью. В судьбе Мечтателя было три эпохи: жизнь до встречи с Настенькой, жизнь в мечтах, в упоительном чтении книг и отречение от жизни, от ее прозы и проблем, встреча с Настенькой, их белые ночи и созвучие двух человеческих сердец. Настенька целомудренно и восторженно, с редкой доверительностью рассказывала Мечтателю о своей первой любви, а мечтатель безответно, целомудренно, чисто на высоте светлых и платонических чувств любит ее, и каждое мгновение жаждет ее человеческого счастья, благословляет ее на счастье с другим человеком. Выразителен эпиграф к повести: И я был создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье во граде сердца твоего. Долгая жизнь после разлуки с Настенькой, жизнь в плену воспоминаний, вечная память о единственной любви, утолившей жажду души, которая освободилась от одиночества в этом многотрудном, суетном мире через любовь.  Достоевский подарил русской литературе удивительный сюжет, который повторится в повести Тургенева «Ася» и у Чехова в «Доме с мезонином».

Творчество Достоевского на рубеже 50-60 гг.

Художественные мемуары «Записки из мертвого дома».

Весной 1849 года ФМ на очередном заседании в кружке Петрашевского читал «Письмо к Гоголю» Белинского.  Через несколько дней все участники собрания были аретованы.

В декабре 1849 года после разбирательства и следствия наиболее активные члены тайной политической организации приговорены к смертной казни. Достоевский был во второй очереди, прискакал курьер — смертная казнь была заменена позизненной каторгой.

В романе «Идиот» звучит рассказ о душевной драме человека за несколько секунд до казни. Достоевский, как свидетельствует его письмо к брату, думал о брате и стремился до последней минуты оставаться человеком, передавая свою судьбу в руки Божьи. В письме Достоевский так определяет смысл человеческого существования: «Быть Человеком среди людей и оставаться им до последней минуты...».

Проблема Человека всегда волновала Достоевского. Цель своего творчества он определил так — в человеке есть тайна, и эту тайну я разгадывал всю жизнь.

В конце 1849 года партия каторжан отправилась в Сибирь, в Омскую каторжною тюрьму, где Достоевский на правах каторжанина будет находиться с 1850 по 1855 год.

В 1855 году каторга заменена ссылкой и поселением. Достоевский попадает в казахстанские степи. Начинается эпоха рекрутчины — он служит под Семипалатинском солдатом. Постепенно он получает младший офицерский чин, на службе  до 1858 года. Он вместе с женой и приемным сыном едет в пригород Москвы, а в 1859 году — в Петербург.

В Семипалатинске и Кузнецке написаны «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон» о нравах русской провинции. Повесть «Село Степанчиково...» - психологическая. Фома Опискин назван в литуратуроведении «русским Тартюфом».

Фома Опискин — первая версия «палаческих» наклонностей человека, наклонностей садиста. Опискин издевается над человеческими душами, плац-майор Жеребятников («Записки из мертвого дома») над телами каторжников — наказание палками доставляет ему удовольствие. Палаческие наклонности характерны для многих героев Достоевского. Палачество пронизывает политические доктрины Петра Верховенского, Щиголева («Бесы»), образ рафинированного палача — Тотский («Идиот»).

Повесть «Дядюшкин сон» - гротесковое произведение. Жизнь провинции — фантасмагория, уродливость и убожество провинциальных нравов рисуется в гротесковых тонах. В город приезжает немощный старик....Маменьки готовы отдать дочерей в жены старому умирающему человеку.

В 1861-62 гг в журнале «Русский вестник» Достоевский публикует книгу о русской каторге — художественные мемуары «Записки из мертвого дома». Это первая книга о русской каторге.

В начале 90х гг А. Чехов издает документальные очерки «Остров Сахалин». Лагерная тема станет одной из центральных в литературе 20 века.

Книгу Достоевского современники сравнивали с картинами Ада В «Божественной комедии», с фресками «Страшного суда». «Записки...» имеют условного рассказчика — А.П. Горянчикова. Достоевский стремился соблюдать дистанцию между собственной жизнью и жизнью героев. Александр Петрович попадает на каторгу за уголовное преступление, но по социальному статусу он из дворян. Основной сюжетный мотив — самопознание, познание русской жизни, характера, души. Каторга образно названа в книге «Мертвым домом», т. е. домом, где нет места живой души. Горянчиков пишет о душах живых и мертвых, о религиозном, духовном опыте русского человека, который спасает человека и его душу от смерти. Именно на каторге определились основные философии жизни. У Достоевского каторга привела к почве национальной жизни, к нравственному опыту народа. «Немногому могут научить народ мудрецы наши, сами они должны у него научиться». «Записки» композиционно решены как двухчастное произведение. В первой части и главах сильны жанровые традиции очерка, документальное в своей основе описание каторги, хозяйственного двора, бараков, режима дня, работ и часов досуга. Центральная часть сюжета основана на типологии человеческих характеров, психологической типологии: буйные, озорники, кроткие, садисты. Многие герои «Записок» имели реальных прототипов. Размышляя о характере, природе, повинуясь автору, Горянчиков приходит к выводу об универсальности природы. «Человек-универсал» станет героем последних произведений Достоевского.

Достоевский убежден, что в сознании, душе, натуре человека живут разные возможности. Русский человек «широк» по своей натуре. Ему ведом «безудерж и в добре и в зле».

Первую часть «Записок» венчают символико-философские массовые сцены. Триптих на тему «праздник Рождества на каторге» (баня, обед, театральное представление). Во время театрального представления Горянчикова поразило единодушие зрителей и артистов, их увлеченность и «детскость на сумрачных лицах каторжников». Первую часть «Записок» завершает описание ночи - «каторга тихо спит в эту ночь, а старик-каторжанин молится и промолится до самой зари».

Образ каторги невольно напоминает русскую жизнь за пределами каторги. Горянчиков видит, что деньги становятся мерой человеческого достоинства, власти. За деньги покупается «иллюзия свободы», по которой тоскует душа. Свободу каторжанин ценит дороже денег. Деньги не могут быть мерой человеческой жизни.

Достоевский пишет о трудовой жизни каторги. Он воссоздает 3 опыта, 3 психологии труда: 1) каторжный труд, труд бесцельный, изнуряющий 2) труд ради денег, унижающий, развращающий 3) творческий труд как потребность души, память о свободе, мастерство, дарующее каторжанину ощущение свободы и достоинства.

Во второй части преобладают массовые, символические эпизоды. Они основаны на глубочайших обобщениях законов жизни и человеческих судеб. Вторую часть открывают трагические сцены. Первые три главы имеют одинаковое название - «Госпиталь». Главный мотив — это физические страдания человека, которые ведут и к сокрушению души и к катарсису. Четвертая глава написана в форме сказа - «Акулькин муж». Идея — необходимость сострадания, любви к ближнему. Самые важные в смысловом отношении главы второй части  - глава 6 «Каторжные животные», глава 8 «Товарищи», глава 9 «Побег» и глава 10 «Выход из каторги».

Свет и человечность русской души открыты в отношении к природному миру.

Побег из каторги — это проявление буйства и озорства. Жестоким является наказание за побег.

Выход из каторги открывает новые ракурсы в нравственном миростоянии русского человека. Сострадание=живая потребность человеческой души, но есть и другие более высокие эмоции. Каторжники способны к СОРАДОВАНИЮ в те светлые минуты, когда их товарищи по закону оставляют пределы мертвого дома. Эти дни — всеобщий праздник.

Рекомендация для Вас - 1.3 Письменность, искусство книги, грамотность, образование.

В «Записках» постоянно звучит кандальный звон. В финале второй части показано, как кузнецы освобождают ноги от кандалов. Они стремятся сделать «ловчее, лучше». Кузнецы и каторжане напутствуют своих товарищей, обращаясь к сокровенному и сакральному слову: «С Богом! С Богом!». Эти слова — начало новой жизни, воскресение из мертвых.

В первой половине 60х гг исполнилась давняя мечта Достоевского. Благодаря организаторских способностям старшего брата Михаила и творческому потенциалу ФМ братья издают журналы «Время» (1861-61), «Эпоха» (1862-65). На страницах журналов Достоевский выступает как блестящий публицист и писатель. Циелы его публицистических очерков очень популярны. В публицистике и в художественной прозе открыто выражены его почвеннические идеи. Они пишет о духовном православном опыте народа, об ошибках ума русской интеллигенции, увлеченной идеями атеизма, материализма, вседозволенности, о социальных и нравственных конфликтах в русской жизни, он мучительно ищет пути нравственного, духовного возрождения России. Почвеннические мотивы определили пафос романа «Униженные и оскорбленные», психологического этюда «Записки из подполья» (анатомия и патология человеческого сознания, Подпольный человек — главный герой, он не имеет имени, его страдание ведет к озлобленности и бунту, мечтает найти другую страдающую душу и отомстить ей за свои страдания). Эти два произведения — своеобразный пролог к циклу романов великого пятикнижия.

Романный цикл великое пятикнижие как «русская религиозная эпопея» (Розанов)

Метафорическое определение «великое пятикнижие» принадлежит литературоведу А. Долинину, который сравнил пять романов Достоевского с великим пятикнижием Ветхого завета, главными книгами этой части Библии, посвященными житию, деяниям и пророчествам Моиссея.

 В романах Достоевского как в Библии возникает тема БОГОМ ИЗБРАННОГО НАРОДА, его исторического предназначения и духовной миссии. В Библии такова роль древних иудеев. Для Достоевского, славянофила и почвенника, заветной является идея о миссианской роли России, озаренной светом православия. Достоевский лишен всяких националистических притязаний. Он убежден, что в своих грехах, исторических взлетах и падениях Россия даст великий пример человечеству основ нравственной и духовной жизни. В.В. Розанов универсально и с редкой глубиной указал на главные мотивы, главные проблемы в русской религиозной эпопее Достоевского, определив проблематику первого романа - «Преступление и наказание», своеобразного философского и духовного пролога всего цикла. По Розанову, роман «Преступление и наказание» и весь романный цикл — это слово Достоевского об исторической и духовной судьбе ЧЕЛОВЕКА, НАРОДА (РУССКОГО НАРОДА) И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  Розанов в статье о Достоевском определил главные историософские, духовные, нравственные мотивы романа «Преступление и наказание», который воспринимается критиком как пролог всего цикла: в судьбе человека, народа и человечества если круг развития завершен, всегда присутствуют три момента: 1) состояние первоначальной ясности — т. е. иллюзия понимания смысла жизни, самого себя, окружающей жизни. В русской и мировой литературе герой чаще всего показан чаще всего показан в состоянии первоначальной ясности: Обломов, Базаров, Александр Адуев, Пьер Безухов и другие 2) грех во всех возможных формах для человека, народа и человечества, начиная с малого нравственного компромисса и кончая самым страшным преступлением — пролитие крови себе подобного. Достоевский, в отличие от всех русских и европейских писателей, показал нам человека во грехе, во всех возможных для Достоевского формах греха (грех идеи, грех поступка). Главная тема творчества Достоевского — человек во грехе. 3) возрождение, т. е. преодоление греха часто через покаяние, поиск пути праведной жизни, приближение человека к промыслу Божьему. Розанов утверждает, что величие Достоевского не в том, что он показал нам человека во грехе, а в том, что он указывает пути преодоления греха, спасения человека, народа и человечества от трагедии апокалипсиса, конца всей человеческой цивилизации.

 Русский философ, критик и религиозный мыслитель Мочульский в последнем романе Достоевского «Братья Карамазовы» открывает образ духовной лествицы как пути, указанного человеку. В первые века христианства в европейскую культуру вошла великая книга преподобного Иоанна Лествичника «Лествица, возводящая на небо». Преподобный Иоанн, монах и настоятель  самого древнего православного монатыря Синайского монастыря (на горе Синай Моиссей получил скрижали Ветхого завета) описал 33 ступени. У Достоевского этих ступеней меньше: 1) страдание, оно может иметь два исхода: 2) бунт (Раскольников) и 3) смирение — это не вопрос к миру, почему он столь противоречив, неустроен и неблагополучен, а вопрос к самому себе 4) от смирения человек переходит к всеответственности: все за всех виноваты (Сонечке Мармеладовой дано это качество) 5) любовь к миру, к Богу, к ближнему, человека к человеку во всех ее возможных духовных ипостасях 6) умиление — духовная радость 7) духовный аккорд, соединяющий все эти чувства: подобный опыт воссоздал Достоевский (роман «Братья Карамазовы», книга 7 «Алеша» и книга 8 «Русский инок» о старце Зосима). Раскольников проходит страдание, бунт, потом снова страдание и по восходящей.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее