Поэмы Некрасова
Поэмы Некрасова
1. «Коробейники» – 1 нар. поэма.
1. «Коробейники» (1861) — 1 нар поэма Н. Она примыкает к тем написанным ранее стихотворениям малого жанра, в кот автор полностью перевоплощается в простолюдина, хотя и грамотного, но никак не связанного с традициями дворянской культуры. Даже само посвящение поэмы «другу-приятелю» Гавриле Яковлевичу, крестьянину деревни Шоды» написано как бы от лица того же кр-на («Не побрезгуй на подарочке»), «друга-приятеля», хотя обычно текст посвящений пишется в более возвышенном стиле.
«К» – великолепная стилизация, и если бы Н. не написал ничего, кроме этого пр-я, то он вошел бы в лит-ру как гениальный стилизатор, даже мистификатор, т.к. трудно было бы не поверить, что поэму сочинил чел-к из народа, сказитель, обладающий природным талантом.
В «К» есть и любовь, и тоска разлуки, и насильственная смерть, т.е. все то, что в другом пр-ии Н. вызвало бы острое сочувствие, сострадание чит-ля, раздумье о смысле жизни и трагизме смерти, о глубинах людского горя. Но «К» не располагают к такого рода переживаниям. Причины этого в том, что в поэме важны не события (как бы внешне они значительны не были), а их нравственная оценка. Важно и другое: то, что воспроизведен красочный колорит нар. жизни, передан склад остроумной кр. речи.
Лесник, убивший 2-х невинных людей, вызывает вместо негодования добродушный смех. Сделав черное дело, он проболтался о своем злодеянии в кабаке, его схватили, а он хочет утаить спрятанные в онучах награбленные деньги:
Молодцу скрутили рученьки:
Вместе с этой лекцией читают "Письменная литература".
«Ты вяжи меня, вяжи,
Да не тронь мои онученьк!и»
— Их-то нам и покажи!
Перед нами не убийца, а простодушный молодец, у него не кровавые руки, а рученьки, а его бесхитростность смешна. Сочный колорит сцены заставляет забыть о ее трагической подоплеке.
Демократически настроенные читатели восприняли поэму невесело, вслушиваясь в речи героини, и особенно в стонущую песню убогого странника: «Холодно, странничек, холодно!.. Голодно, родименький, голодно!»
Так или иначе, несмотря на видимую несерьезность поэмы, Н. решил в ней, вернее решил ею весьма серьезную проблему нар. языка и стиля в самом широком смысле применительно к большому жанру поэмы. Т.о. «К» внесли существенный вклад в формирующуюся концепцию некрасовской народности.