Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » История русской литературы XVIII века » Письма русского путешественника

Письма русского путешественника

2021-03-09СтудИзба

«Письма русского путешественника» – эпоха в русской культуре (Лотман, с. 227-235).

Каков замысле этого произведения?

Наставлять современников в «искусстве жить».

Карамзинская реформа мыслилась им самим как продолжение петровской.

(Томсон о Петре Великом: «Смирив жестокого варвара, возвысил он нравственно человека »).

Слить культуру с общежитием, образование со светской беседой, дать обществу мораль без морализации – задача, которую ставил перед собой Карамзин.

Эта задача требовала трудного сочетания обширности и серьезности содержания с легкостью и увлекательностью изложения.

Карамзин оказался высочайшим мастером популяризации: и обращаясь к аудитории, которая была заведомо ниже его по культурному кругозору, и стремясь возможно расширить границы своей аудитории, он одновременно сохранял высокий уровень идей, умение не опускаться до читателя, а поднимать его до себя.

Рекомендуемые материалы

Карамзин разделял просветительскую теорию, согласно которой зритель должен сочувствовать героям пьесы и воспримет идеи автора только, если на сцене увидит себя и сможет вообразить себя в тех же положениях. Он хотел, чтобы читатель увидел в «русском путешественнике» не Ментора, учителя с недосягаемым уровнем мудрости, а обычного человека, с которым бы мог сравнить себя. Чрезвычайно важным в системе образов становится, таким образом повествователь. В литературе подобных образцов не было. Его приходилось создавать. «Это должен был быть странный двойник: читателю надо было думать, что это сам Карамзин, а Карамзин считал, что это будущий читатель».

Самое поразительное, что этот эксперимент удался. Образ повествователя в «Письмах» очень сложен: он распадается на гамму отличных друг от друга и порой взаимоисключающих проявлений. В целом ряде эпизодов это – чувствительный юноша с теми признаками инфантилизма, которые после Руссо сделались знаком искренности и «естественности». Но вдруг следует маленький, почти или совсем незаметный сдвиг – и повествователь оказывается на вершинах культуры своего века, равноправным собеседником величайших умов, зрителем важнейших событий. В голове его обнаружилась целая библиотека, история и философия в ней уживается с поэзией, романами и «дней минувших анекдотами».

В основе композиции произведения – два структурных принципа:

1. Европа развертывается перед читателем не только как географическое пространство, но и как мир культуры. И, с одной стороны, это тот мир культуры, который должен сделаться и миром русского европейца; с другой стороны, это должно быть соотнесено с той антиисторической психологией, которая видела в истории лишь цепь роковых ошибок (Мерсье: «Историю Франции надо сжечь и начать заново»). Путешественник Карамзина не жег историю, он жил в ней;

2. Требование погружения в идеи XVIII столетия (Вольтер, Руссо). Вольтер с одобрением смотрел на развитие художеств, наук, промышленности, цивилизации. Даже роскошь в этом плане полезна, она поощряет соревнование талантов. Руссо: свобода несовместима с богатством. Только бедные народ могли быть свободными. Цивилизация противоестественна.

Карамзин не противопоставляет Англию и Швейцарию, не высказывается в пользу той или иной идеи. Раскрывая различные пути цивилизации, он оставляет окончательный суд за русской культурой, которая, по его мнению, свободна (еще свободна) в выборе своего пути.

Объективное и субъективное в «Письмах…»

Рассмотрение эпизодов «Писем…»в их отношении к событиям позволяет выделить четыре категории:

1. Эпизоды, в которых реальность отразилась без каких-либо существенных сдвигов.

2. Эпизоды, имеющие полностью книжное происхождение или целиком обязанные авторской фантазии, но описанные как якобы реально случившиеся (праздник Святого Духа описан со слов Комаровского – глава «Тюльери»).

3. Эпизоды, которые Карамзин хотел полностью скрыть от читателей и которые восстанавливаются лишь с помощью реконструкций (все, что связано с масонами и с А.М. Кутузовым; так, в «Письмах…» скрыт факт встречи Карамзина с Кутузовым в Париже).

4. Эпизоды, частично рассказанные Карамзиным и также нуждающиеся в реконструкции.

Нарушения в датировках (в связи с реальностью):

1. Последнее письмо из Лондона помечено сентябрем 1790 г., известно, что автор вернулся из путешествия 15 июля 1790 г.

2. Выезд из Женевы обозначен 1-м марта, на самом деле он выехал из Женевы 14 марта 1790 г.

 

Поэтика «Писем русского путешественника»

Карамзин никогда не выступает как фактограф, фиксирующий реальные эпизоды, а всегда мешает правду и вымысел, факт и обобщение, то есть создает образы (Лотман, с. 131).

Для него характерно конструирование якобы реальных эпизодов на основе книжных и газетных источников (см. о Вилетте, Лотман, с. 160-161); обращение к сатирическим эстампам (летучим карикатурам).

Это «художественное произведение – умело притворяющиеся жизненным документом».

Повести Н.М.Карамзина

В.Г. Белинский: «Карамзину принадлежит честь основания новой школы русской литературы. Повести его… были… шагом вперед для русской поэзии»; «Карамзин первый оживил русскую литературу, перевел ее из книги в жизнь… Он был героем, Ахиллом литературы того времени».

Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них образцы бессюжетной лирической прозы («Деревня», 1791; «Цветок на гроб моего Агатона»); несколько вариантов любовно-психологической повести («Юлия», 1796); «Бедная Лиза» (1792), ироническая повесть – сказка («Прекрасная царевна и щастливый Карла»), таинственный рассказ-миниатюра с элементами предромантической готики («Остров Борнгольм», 1791; полная романтической экзотики, бурная, мелодраматическая «Сиерра-Морена» (1795); философско-психологический очерк, построенный на контрастном сопоставлении 2-х разных характеров («Чувствительный и холодный», 1863); сентиментальное повествование («Фрол Силин», 1791), опыт романа о «воспитании» («Рыцарь нашего времени», 1802-1803 гг.), исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792) и «Марфа-посадница», 1803).

Искусство Карамзина-прозаика – искусство акварелиста. Избегая широкого охвата явлений, обилия деталей, разработанного, последовательного фабульного развития, ограничивая  каждый раз повествование небольшой, искусно сделанной площадкой и всего лишь одним – двумя главными героями, Карамзин стремиться к одухотворенному повествованию, его несколько условной поэтичности, тщательной проработке каждого штриха. Графическая тонкость письма, нежные акварельные краски очень искусно соединяет со своеобразной «музыкальностью» произведения, всё элементы которого проникнуты единым эмоциональным началом и как бы построены по одному камертону.

Полемика с церковною моралью

О «Бедной Лизе» – самоубийство было категорически запрещено церковью. То, что добровольная гибель героини не вызывает у автора никакого осуждения, само по себе было «модным» взглядом, более связанным с «Вертером», чем с традиционными представлениями. И уж совсем неожиданно звучали заключительные слова: «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» Современные читатели не чувствуют степени вызывающей кощунственности этих слов, в которых «новую жизнь» , то есть душевное спасение, Карамзин совей волей дарует самоубийце, окончившей жизнь без покаяния и похороненной в неосвященной земле (Лотман, с. 208).

Значение творчества Н.М.Карамзина в истории русской литературы

Лекция "3.7 Смутное время" также может быть Вам полезна.

по Ю.М. Лотману

1) создание нового типа писателя (эталон русского писателя, в котором душевное благородство мыслилось не как высокое достоинство, а лишь как естественное условие человеческой жизни и минимальное из требований, предъявляемых к литератору);

2) создание русского Читателя и Читательницы;

3) стереотип русского путешественника (В. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Маяковский и др.);

4) культ красоты к слову (И. Тургенев: «… Венера Милосская <…> несомненнее римского права или принципов восемьдесят девятого года»);

5) не только «ролевое», но и «ситуационное» поведение (Герцен и Огарев,  юные братья Достоевские и др.)

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее