Городская литература средневековья
Городская литература средневековья.
1. Развитие:
· центр – Фр., есть в Германии, нет в Испании (реконкиста, города не торговые центры)
· города= площадь= церковь + дворец + УНТ
· Болонья, Париж, Салерно, Монпелье, Оксфорд – универы, право и медицина.
· Связь городской литературы с УНТ и крестьянством.
· Жанры: шуточная лирика (без муз. сопровождения), бытовые стихотворные рассказы, сатирические и аллегорические романы, разная дидактическая литература.
2. Фаблио
· небольшие стихотворные рассказы о забавных происшествиях из обыденной жизни
· ƒ развлечение, поучение, познание мира →
Рекомендуемые материалы
· дидактические (грань моралистики и ремесла) + сатирические (пародии на рыцарей, антиклерикализм, сатира на куртуазность, в женщине – зло, где сюжеты – снижение куртуазных сюжетов, переворачивание канона красоты)
A. анекдот – случайная комичная ситуация (или игра слов), нет соц. подтекста, цель – здоровый смех
B. есть соц. направленность: чем городские лучше рыцарей («Крестьянин-лекарь»)
C. разоблачаются «сословные» пороки (жадность, скупость, чревоугодие богатых)
· сатирический элемент неоднозначен (ловкость: -/+)
· стиль – сохраняет черты народного предания: энергичная сжатость речи, точность выражений, много народных оборотов, сравнений и пословиц
· в Герм. аналогичны фаблио – шванки, ех: «Поп Амис»
3. «Роман о Лисе » кXII-серXIII
· источник - басни, животные сказки
· циклическая поэма, слагалась ≈70 лет, >10 авторов, один собрал все ветви логически, вместе
· Лис-Ренар, волк-Изенгрим, медведь-Брён, кот-Тибер, петух-Шантеклер, лев-Нобль
· ½ романа – юмор, человек≈животное – нормально, 2/2 романа – обличительная сатира
· народная мудрость описывает как феодально-рыцарскому началу, так и морали горожан
4. «Роман о Розе »: XIII
· поэма, 18 тыс. стихов
· 1 часть – Гильом де Лоррис (в куртуазных тонах), 2 часть – Жан де Мен (противоположна 1)
· сюжет – набор топосов (общих мест), цель – познание истины.
· в мал. сюжет - большое смысловое содержание. Роза – символ динамической первоосновы мира – любви, влюбляясь в неё – ближе к Богу.
Люди также интересуются этой лекцией: 14.3 Русско-японская война 1904-1905 гг.
· жанр видения и аллегоризм (из религиозной поэзии эпохи) – рамка для идеи любви
· обычная точка зрения: человек – звено в цепочке, ниже – звери, над – ангелы. Персонаж – Натура (природа), на её платье, где должен быть человек, дырка (тьма материи и свет духа → расползается). Фома Аквинский – учение «томизм» – объясняет наличие всех вещей в этом мире и связи между ними. Схоластика XIII-XIV – самая главная дисциплина, от науки отличается путем – не собрать в целое, а разобрать и исследовать. «Роман о Розе» - любимый у схоластов.
· во 2 части суть – вставные рассуждения Разума и Природы, характер самостоятельных дидактических поэм. Природа и Разум – основное, высшее сущего.
5. отдельная дидактическая литература
· моральная. Стихотворные рассуждения типа «Книга о нравах», «Наставления князьям», ех: поэт Фрейданк «Разумение»
· научная (господство религиозно-схоластического мировоззрения). Трактаты в стихах и прозе, энциклопедические сочинения: Готье из Мец «Картина мира» XIII