Развитие греческой литературы в период становление античного общества
Развитие греческой литературы в период становление античного общества.
1. Зарождение драмы
2. Творчество Эсхила
Драма делится на трагедию, комедию и драматическую сатиру. Трагедия в переводе с греческого языка «козлиная песня». Все участники постановок были в масках, женщины не допускались к участию. Техническое оснащение постановок было примитивным. В трагедиях участвовал хор и всего один актер. В хоре участвовали 12-15 человек. Постановку осуществлял харег (финансист). Проводились состязания, и назначалась крупное денежная премия, состязания могли длиться сутками.
Эсхил был первым великим поэтом Греции, происходил он из знатного рода, написал около 90 трагедий. Наибольший след оставили два его произведения «Орестея» и «Скованный Прометей»
«Орестея»
В «Орестее» главное действующие лица это Агамемнон (брат Менелая), его жена Клитемнестра, сын Орест, дочь Электра. Агамемнон возвращается домой, где его убивает жена, которая в его отсутствие полюбила другого и решила сама царствовать. Орест сын Агамемнона узнал об убийстве матерью его отца и решил ей отомстить. Он убивает свою мать, и за это его вызывают на суд. Ореста оправдали.
«Прикованный Прометей»
Главный герой Прометей, был прикован к вершине скалы, разгневанным Зевсом, за то, что он посмел отдать огонь людям. Каждый день к нему прилетал орел и выклевывал ему печень, которая за ночь вновь отрастала. В образе Прометея Эсхил запечатлел бойца, морального победителя, дух которого ничем не победим, если он вооружен идеей. Прометей – символ свободы, благородства, совершил, то, что никто до него не делал.
Софокл
Софокл родился близ Афин, написал около 120 трагедий. Герои Софокла сильные натуры, незнающие колебания, они более жизненные, чем у Эсхила. Главное его произведение царь Эдип.
«Царь Эдип»
Главного героя младенцем унесли в лес и оставили на растерзания диким зверям, это случилось потому, что его отцу царю Фив было предсказано оракулом , что он погибнет от руки своего сына, но слуга пожалев младенца, решил отдать его в соседнее царство где были бездетны царь и царевна, которые его усыновили и назвали Лай (проколотые ноги). Приходит время и он узнает, от оракула, что ему предначертано убить своего отца и жениться на своей матери. Думая, что он родной сын он пытается избежать этого и уходит из царства по пути он встречает колесницу, где какой-то старик не уступил ему места, и он в гневе убивает его. После этого он приходит в Фивы и спасает город от чудовища, а в награду жениться на царице Фив, у которой недавно погиб муж. Он стал царем. И тут город поразили страшные болезни: мор, голод и предсказатели сказали, что это все происходит из-за того человека, который убил бывшего царя Фив. Царь Эдип стал проводить сове расследование, и в конце концов он выяснил, что это он виновник, и он узнал, что убил своего отца и женился на матери с которой у него уже было четверо детей. Он ослепил себя и ушел из Фив. Его жена (мать) покончила жизнь самоубийством.
Страданиями Эдип очищен от зла, он сам осудил себя, он уходит в Афины и там умирает. Главная идея этого произведения – это стремление человека, направить жизнь по своему руслу, но человек не властен над судьбой, он пытается изменить её, но не может.
В произведениях Софокла боги не являются действующими лицами, они просто незримо присутствуют.
Рекомендуемые материалы
Произведение Софокла «Антигона»
Антигона – дочь царя Эдипа. После того, как Эдип покинул Фивы, там остались царствовать два сына. Один из сыновей Поленик предал Фивы, нанял наемников и хотел царствовать один. В конце концов, он погиб, его родственник царь Креонт, запретил хоронить Поленика, как предателя, но Антигона, его сестра, похоронила. Креонт рассердился и замуровал её в пещере, когда же он раскаялся, было уже поздно, его сын которой любил ее убил себя, жена его тоже убила себя.
Эврипид
Жизненный и творческий путь Эврипида. Это один из величайших драматургов в мире, родился на острове Саламине, получил хорошее образование. Творческий путь его начался в условиях расцвета Афинского полиса, но основная часть деятельности протекала в годы в годы упадка республики. Он никогда не занимал государственных должностей, не был политиком, а был писателем, философом и мыслителем. Написал он более 90 произведений. У Эврипида критичное отношение к мифологии. Богов он изображает с отрицательной стороны, признает лишь божественную сущность, которая управляет миром. Все его произведения можно разделить на две группы.
1. трагедии
2. социально бытовые трагедии.
В них изображены обыкновенные люди. Кроме этого в произведениях внесен комический оттенок.
«Алкеста»
В этом произведении Эврипид изображает царя Адмета, которому боги пообещали продлить жизнь, если за него кто-нибудь умрет. Жена – Алкеста соглашается. После смерти Алкесты, в доме появляется Геракл, который спускается в подземное царство и вырывает у демона смерти Алкесту.
«Елена» (жена Менелая)
Настоящая Елена перенесена в Египет. Сын египетского царя хочет жениться на ней, но она всячески оттягивает свадьбу, и тут корабль разбивается у берегов Египта. Елена спасает своего мужа и убегает вместе с ним.
«Медея»
Самым известным его произведением является «Медея».
Дочь колхидского царя полюбила Ясона – аргонавта, она помогла ему добыть золотое руно, покинула свой дом и уплыла с ним став его женой, родила ему двух сыновей. Ясон решил жениться на Коринфской царевне, он жаждет богатства и славы. Она решает убить своих детей, а перед этим губит соперницу, отправив ей отравленную одежду. После того как она убила своих детей, ее спасает бог солнца Гелиос и увозит их на небо. Вопреки нормам этики Медея идет на преступление, считая, что человек может поступать так, как диктуют ему личные стремления страсти. Эврипид в своем произведении раскрывает, душу человека истерзанного внутренней борьбой между страстью и долгом, он показал мучительный конфликт и не приукрасил действительность, он приходит к выводу, что чаще всего страсть берет верх над долгом, к сожалению.
«Ипполит»
Это сын Афинского царя Тезея, его полюбила мачеха Федра. Кормилица рассказывает Ипполиту о страсти Федры. Он возмущается и проклинает ее. Федра испугалась, что он расскажет все отцу и убивает себя, оставляя письмо, в котором обвиняет Ипполита. Тезей проклинает своего сына, и он погибает.
Эврипид поставил и разрешил ряд актуальных вопросов своего времени:
1. о долге и личном счастье
2. роли государства и законов, он протестует против захватнических войн, критикует религиозные традиции, проповедует идеи гуманного отношения к людям.
Истоки древнегреческой комедии
План:
1. Фольклорные основы комедии
2. Творчество Аристофана
Комедия получила свое признание гораздо позже трагедии. Переводилась комедия с греческого языка как «ватага гуляк» или «песня козла».
Первые комедийные постановки возникли на Дионисиях (праздниках). Объект комедий не мифологическое прошлое, а живая современность, в комедиях авторы и актеры пытались разрешить актуальные вопросы политической и культурной жизни.
Отличительная черта древней комедии - полная свобода личной издевки над отдельными гражданами, даже с называнием их имен.
Древние комедии не индивидуализировали граждан, а создавали обобщенный карикатурный образ.
В выступлениях принимал участие хор их 24 человек и ведущий: один или два.
Выдающимся греческим автором комедии был Аристофан, его произведения – ценнейший источник, отображающий культурную и политическую жизнь того времени. Аристофан был сторонником жесткого политического порядка. До нас дошил такие его произведения как: «Всадники», «Осы», «Птицы», «Облака», «Богатство», «Лягушки».
«Облака»
Очень своеобразная комедия. Главный герой этой комедии землевладелец Стрепсиад, который погряз в долгах, и ищет выход из этого положения т.к. деньги возвращать не хочет. И поэтому он решил направиться в мыслильню к Сократу. Но от старости не сумел учиться и Сократ его выгнал. Тогда Стрепсиад уговорил своего сына Федиппида отправиться в мыслильню. Федиппид выучился у Сократа, помог отцу не отдать долг. После того как Федиппид избил своего отца и пригрозил убить свою мать, Стрепсиад сжигает мыслильню.
«Богатство» («Плутос»)
Бедняк Хремил встречает бога богатства Плутоса и излечивает его от слепоты и все на свете переворачивается. Честные люди стали жить в достатке, а многим нечестным пришлось плохо. И тут появляется Бедность и задает вопрос: «Если все будут богаты, то кто будет работать». Ей отвечают «Рабы». «А рабов где взять?». На этот вопрос ей не отвечают и прогоняют.
Французский реализм.
Истоки Французского реализма.
План:
1. Основные черты французского реализма.
2. Творческий путь Стендаля и Мериме.
"8.1 Стратегия поведения в конфликте" - тут тоже много полезного для Вас.
В литературе, живописи и музыке «реализм» в широком смысле слова означает способность искусства правдиво отображать действительность. В основе реалистических взглядов на жизнь – представление о том, что человек зависит от обстановки и общества которое его воспитало. Реалисты стараются использовать стиль своих современников. Подробно описывают политическую, историческую и общественно-бытовую обстановку в стране. Синтаксис литературной фразы у писателей реалистов приближен к разговорной речи. Ведущее место в системе художественных жанров реализма, занимает литература и первый из них Стендаль. Стендаль это псевдоним, настоящее имя Анри Бейль (1783-1842 г.г.) (отечественная война).
«Красное и черное»
Действие в романе длится около 4 лет. Главный герой романа Жульен Сорель. Его прототипом был Антуан Берте. Стендаль узнал из газет, из уголовной хроники об этой истории случившейся с Антуаном Берте и написал свой роман, он углубил сюжет, обогатил образ, придал частному случаю типичный смысл.
Автор наделил Сореля незаурядными способностями, привлекательной внешностью, силой воли. Эти качества помогли Жульену быстро подняться по общественной лестнице. Он входит в дом к Реналю гувернером, затем поступает в духовную семинарию и вскоре становится личным секретарем маркиза де Ла Моль. Способности помогают подняться ему наверх, но они же являются источником его гордости приводящей к рушению. Натура страстная увлекающаяся, он влюбляется в мадам де Реналь, он вынужден поступить в семинарию. Когда он учился в семинарии, он обдумывал каждый свой шаг, зная, что самым страшным грехом в семинарии считалось иметь свое собственное мнение. Среда будущих священников выталкивала его. Жульен Сорель характер сложный и противоречивый. Пылкость и честность соединены в нем с расчетливостью и трезвостью, жажда подвига с желанием пробраться в верха общества. Лишь в тюрьме накануне своей смерти, он в полной мере постигает ошибочность своей цели, к которой он стремился, личная судьба его складывается под влиянием времени, действительность не предлагает ему иного пути наверх, чем приспособленчество и холодная расчетливость. Окончательный приговор эпохе Сорель произносит на суде, где расценивает смертельный приговор себе, как месть всем простолюдинам, которые хотят завоевать себе место в обществе с помощью их ума и способностей.
У Стендаля было великое человеческое свойство, он не только участвовал в событиях истории, думая о них, но и сам жил широко и щедро любил, воевал много путешествовал, занимался политикой, философствовал, и он знал о своей грядущей славе: «Меня будут читать и через 200 лет.»